Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь

ЗДАНЕВИЧ ИЛЬЯ МИХАЙЛОВИЧ

(псевд. ИЛЬЯЗД) 21.04.1894 (Тифлис) - 25.12.1975 (Париж). Художник книги и поэт. Сын преподавателя французского языка 6-й Тифлисской гимназии Михаила Андреевича Зданевича и пианистки Валентины Кирилловны Гамкрелидзе. Предки по материнской линии в XIX веке занимали важные административные должности на Кавказе. Брат Кирилл (1892-1969) стал художником и искусствоведом. В 1911, по окончании 1-й мужской гимназии в Тифлисе, поступил на юридический факультет С.-Петербургского университета. Познакомился с В. С. Бартом, М. В. Jle Дантю, М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой и В. В. Маяковским, увлекся новыми течениями и вскоре стал одной из главных фигур русского футуризма. 18 января 1912 выступил с полемическим докладом о футуризме на диспуте «Союза молодежи» в Троицком театре миниатюр в Петербурге. 23 марта 1913 изложил принципы футуризма на диспуте в Политехническом музее в Москве перед открытием выставки «Мишень»; 5 ноября 1913 на закрытии выставки Гончаровой в Москве прочел доклад «Всечесгво», призывающий к отказу от идей футуризма и синтезу всех видов и направлений искусства; опубликовал совместно с Ларионовым «Да-манифест», предвосхитивший декларации дадаистов («Театр в карикатурах». 1914. 1 янв. С. 19), и манифест «Почему мы раскрашиваемся? » («Аргус». 1913. № 12. С. 114-118), пропагандирующий футуристический грим. В 1913 под псевдонимом «Эли Эганбюри» опубликовал книгу «Н. Гончарова, М. Ларионов ». В том же году, приехав на каникулы в Тифлис, встретил Н. Пиросманашвили, привез его работы в Москву и показал на выставке «Мишень». В 1914 неоднократно выступал с докладами об авангардистском искусстве в «Бродячей собаке» и стал одним из авторов манифеста литературной группы «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак, С. П. Бобров, Н. Н. Асеев и др.). В 1916 выпустил единственный номер газеты «Бескровное убийство» (совм. с Ле Дантю, В. М. Ермолаевой и Н. Ф. Лапшиным). В 1915-17 был кавказским корреспондентом петербургской газеты «Речь». В марте 1917 организовал общество «Свобода искусству!», в противовес горьковской Комиссии по делам искусств; выступал с докладами на митингах о преобразованиях в сфере культуры. Вместе с В. Э. Мейерхольдом, Н. Н. Пуниным и С. С. Прокофьевым опубликовал воззвание, направленное против идеи создания «министерства искусств», выдвинутой А. Н. Бенуа. По окончании университета весной 1917 недолго служил в секретариате А. Ф. Керенского, затем вернулся с братом в Грузию. В июне-октябре 1917 в качестве фотографа и художника участвовал в экспедиции Тифлисского археологического общества для описания памятников древней грузинской культуры на территории Турции, занятой в то время русскими войсками. Вернувшись в Тифлис, вместе с А. Е. Крученых, К. М. Зданевичсм и И. Г. Терентьевым создал авангардистское объединение «41°» и одноименное футуристическое издательство. Организовал выпуск малотиражных сборников «заумной поэзии», экспериментировал со шрифтом, полиграфией и общим оформлением книги. Иллюстрировал и оформил книги Терентьева («17 ерундовых орудий», «Рекорд нежности », «Трактат о сплошном неприличии» и др.) и Крученых («Миллиорк» и «Лакированное трико»), а также собственные драмы на «заумном» языке: «Янко, круль албанскай», «Остраф пасхи», «згА Якабы». Опубликовал типолитографии в коллективном сборнике «Софии Георгиевне Мельниковой» (Тифлис, 1919). В ноябре 1920 через Батум выехал с грузинским паспортом в Константинополь и около года провел там в нищете, ожидая французскую визу. В ноябре 1921 приехал в Париж, где первое время жил у Ларионова. Стал секретарем (1922), затем председателем (1925) Союза русских художников в Париже и был одним из устроителей благотворительных балов в помощь художникам. Выступал с докладами и поэтическими чтениями. Вместе с С. М. Ромовым организовал группу «Через» (1 марта 1923), которая ставила своей целью установление контактов между русскими и французскими деятелями искусств. 31 мая 1923 устроил вместе с редакцией журнала «Удар» публичное чествование приехавшего в Париж Маяковского. Посещал собрания дадаистов и сюрреалистов, сблизился с П. Элюаром, Ж. Кокто, Дж. де Кирико, Т. Тцара, С. И. Шаршупом, Р. и С. Делоне. Познакомился с П. Пикассо, который стал его близким другом и соавтором ряда творческих проектов. В 1923 написал, оформил и опубликовал под псевдонимом Ильязд заумную драматическую поэму «ЛидантЮ фАрам», посвященную памяти Ле Дантю (экспонировалась в советском отделе Международной выставки декоративных искусств в Париже в 1925). В 1927 написал роман «Восхищение», который предполагался к выпуску в СССР, но был отвергнут московским издательством «Федерация» и издан в Париже под издательской маркой «41°» (1930). С 1927 по рекомендации С. П. Дягилева работал художником по тканям на фирме «Блак Белэр» (позже вошла в компанию «Шанель»), в 1933-37 был ее директором и организовал филиалы в Лондоне и Бирмингеме. В 1942 женился (третьим браком) на владелице керамической мастерской Элен Дуар, под влиянием которой занялся керамикой. С 1940-х сосредоточился на издательской деятельности. Возродил издательство «41°» для выпуска коллекционных малотиражных книг и привлек к их оформлению П. Пикассо, А. Дерена, А. Матисса, Ф. Леже, 77. Сюрважа, М. 3. Шагала, Г. Арпа и др. Разрабатывал идею и общую композицию каждого издания, рисунок текста, раскладку листов, тип и фактуру бумаги, художественно-полиграфическое решение. В числе выпущенных издательством книг антология русской и французской «заумной » поэзии «Поэзия неузнанных слов» («Poesie de mots inconnus», 1949). Опубликовал книги своих стихов и прозы: «Афет» (1940; с иллюстрациями П. Пикассо), «Rahel» (1941; во французском переводе П. Элюара, с иллюстрациями Сюрважа), «Приговор безмолвный» (1961; иллюстрации Ж. Брака и А. Джакометти), «Письмо» и «Пиросманашвили» (1948 и 1973; обе с иллюстрациями Пикассо) и др. Исполнил ксилографии для книги «Стихи и деревья» Р. Османа (1961) и оформил «Поэму прозрения» Элюара (1965). В 1976 выставка памяти художника состоялась в Музее современного искусства города Парижа, в 1978 — в Национальном музее современного искусства, в 1987 в Музее современного искусства в Нью-Йорке. В 1994—95 издательства «Гилея» (Москва) и «Голубой всадник» (Дюссельдорф) совместно выпустили первые два тома пятитомного собрания его сочинений.

  1. зданевич илья михайловичЗДАНЕВИЧ Илья Михайлович псевд. Ильязд Эли Эганбюри грузинский и французский писатель и художник. Наряду с братом грузинским художником и историком искусства Кириллом З...Большой Энциклопедический словарь V
  2. зданевич илья михайловичпсевд. Ильязд Эли Эганбюри . Тифлис . Париж искусствовед график поэт прозаик. Из семьи преподавателя французского языка М.А.Зданевича правнука сосланного на Кавказ польск...Энциклопедия русской эмиграции