Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь

ДОБУЖИНСКИЙ РОСТИСЛАВ МСТИСЛАВОВИЧ

3.04(21.03). 1903 (С.-Петербург) — живет в Париже. Сценограф, художник-декоратор. Старший сын М. В. Добужинского. С детства был приобщен к искусству, копировал театральные эскизы отца. С 1908 путешествовал с родителями по Франции, Англии, Германии, Голландии. Учился в петербургской гимназии К. И. Мая одновременно с //. А. Бенуа, который остался другом на всю жизнь. В 1918-20 занимался в мастерской Д. Н. Кардовского в петроградских ГСХМ. Вместе с Бенуа и О. О. Аллегри (младшим) работал ассистентом, затем художником-декоратором в Большом драматическом и Студийном театрах, с 1922 - в Молодом театре, который играл на заводах. Женился на актрисе Молодого театра Лидии Николаевне Копняевой (ум. в 1965). В декабре 1924 эмигрировал с женой и родителями в Литву. Работал с отцом над декорациями к «Пиковой даме» П. И. Чайковского для Литовского государственного театра в Каунасе. В июне 1925 переехал в Париж. В 1925-27 учился в Национальной школе декоративных искусств. Писал декорации для труппы Ж. Питоева, театра «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева, Шведского балета и Ballet Russe de Monte-Carlo. Выполнял заказы на изготовление костюмов, масок и аксессуаров для театра и кино в театрально-декорационной мастерской, созданной его женой вместе с В. А. Стравинской. Сотрудничал в ателье художественной рекламы «Лубок», организованном М. Корнфельдом, рисовал афиши для «Луна-фильм», исполнял рисунки для оберточной бумаги фирмы Я. Маковского. Участвовал в выставке русского искусства в Брюсселе (1928). В 1939 помогал П. Ф. Челищеву в оформлении спектакля «Ундина » по пьесе Ж. Ж ироду для режиссера Луи Жуве. В годы войны оставался в Париже. Работал для театра, сотрудничал с Кристианом Бсраром, Леонорой Фини, Лили де Нобиле. После войны открыл с женой собственную мастерскую театральных декораций. Работал для театров Гранд-Опера, Опера-Комик, Комеди-Франсез, Ковент-Гарден, оперы Амстердама и Стокгольма; сотрудничал с режиссерами Ж.-Л. Барро, Ж. В ил аром, Л. Жуве и др. Декорировал кабаре «Новая Ева». Выполнял заказы для телевидения и кинематографа, участвовал в создании фильмов «Удовольствие» М. Оффюльса (1951), «Ведьмы из Салема» Р. Руло (1957), «Марко Поло» Р. Леви (1961), «Торикола» Ж. Павио (1963), «Укрощение строптивой» Ф. Дзефирелли. Исполнил иллюстрации к нескольким книгам на русском и сербском языках, в том числе к 6-томному гаданию «Закона Божьего» (YMCA-Press). С 1983 его деловым партнером и помощницей стала Сабина Лютиль. Теперь мастерская (13, rue des Cinq Diamants) специализируется на декоративном убранстве квартир и реставрации дворцовых интерьеров, в ней создаются декоративные панно, ткани для портьер, барельефы и лепные украшения. После смерти отца вместе с братом учредил Международное общество друзей искусства М. В. Добужинского, в которое вошли Н. А. Бенуа, Д. Д. Бушен, С. М. Лифарь, В. Н. Немчинова, В. А. Стравинская, С. Р. Эрнст и др. Подготовил к изданию монографию об отце (Mstislav V. Dobujinsky. Documentary booklet. New York-Paris, 1971) и книгу его воспоминаний; занимался устройством выставок отца.