Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь

ГРИЩЕНКО АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

17.03.1883 (Кролевец, ныне Сумская обл.) - 31.01.1977 (Ванс, близ Ниццы). Живописец и художественный критик. Закончил семинарию в Чернигове. Аттестат зрелости получил в Полтаве, сдав экзамен за курс гимназии. В 1905 занимался в мастерской живописца С. И. Святославского в Киеве, в 1909-10 - в студиях К. Ф. Юона и И. И. Машкова в Москве. В 1905-12 учился в университетах Петербурга, Киева, Москвы; получил диплом биолога. Жил в основном в Москве. В 1911 побывал в Париже, в 1912 ездил по городам России, изучая древнерусскую живопись; в 1913-14 путешествовал по Италии. Писал импрессионистские пейзажи, экспериментировал в духе кубизма и фовизча, использовал приемы и образы русской иконы, украинского лубка, итальянской фресковой живописи. Участвовал в выставках: Нового общества художников (7-я, СПб., 1910), обществ «Бубновый валет» (М., 1912), «Союз молодежи» (СПб., 1913, 1914), «Свободное искусство» (М., 1913/14), «Выставка живописи 1915 г.» (М., 1915), левых течений в искусстве (Пг., 1915), современной русской живописи (Пг., 1916/17) и др. Выступал с полемическими докладами, статьями и брошюрами по вопросам искусства. Критиковал новейшие отечественные течения (особенно русский вариант кубизма) за подражательность и низкую профессиональную культуру. В мае 1917 вошел в совет Профессионального союза художников-живописцев Москвы (Сожив), в 1918 - во Всероссийскую коллегию по делам музеев и охраны памятников старины. Организовал вывоз из прифронтовой полосы картин старых мастеров из собрания князей Барятинских. В 1919 преподавал в ГСХМ. Участвовал в выставках обществ «Мир искусства» (М., декабрь 1917), Сожив (М., 1918), «Свободное творчество» (М., 1918), в Выставке современной живописи и рисунка (Пг., 1918); выставлялся в Рязани, Витебске и Казани. Разрабатывал живописный метод «цветодинамос», основанный на научных представлениях о природе цветового восприятия. Летом 1919 вместе с А. В. Шевченко, при участии студентов ВХУТЕМАСа, провел в Москве выставку «Цветодинамос и тектонический примитивизм» (12-я Государственная выставка); опубликовал в каталоге выставки одноименный манифест (за подписью Грищенко и Шевченко) и свою теоретическую статью. Осенью 1919 выехал в Киев, затем в Севастополь, откуда перебрался в Константинополь. Писал виды старого города и византийских памятников; 66 акварелей приобрел американский ученый Т. Уиттимор, проводивший реставрационное обследование храма св. Софии и мечети Кахрие-Джами. В середине 1921 выехал в Грецию. Создал пейзажи Дельф, Коринфа, Мистры; устроил выставку в Афинах. Приехал в Париж. В 1922 провел в галерее J. Povolotzky выставку «Голубой и розовый Константинополь», которая была поддержана статьей А. Левинсона в «Соmoedia». В 1923 снова побывал в Афинах и устроил там вторую выставку. Вернувшись в Париж, начал продавать работы при посредничестве Л. Зборовского и П. Гийома. Первую большую покупку - 17 пейзажей Греции - сделал американский коллекционер Альберт Барнес. К концу 1920-1 приобрел известность и материальный успех. В 1927 женился на испанке Маттео Эрнандес. Жил в Париже, Кань-сюр-Мер (1927-42), два года провел в Испании (1934-35), выезжал для работы в Ментону (летом и осенью 1925—38), Сен-Жан-де-JLoc (осенью 1945-49), Овернье (летом 1943-60), в Страну Басков (зимой 1950-60), Италию (весной 1957-59). Писал в основном пейзажи. Участвовал в салонах и групповых выставках, в том числе в 1-й Русской художественной выставке в Берлине (1922), выставках русского искусства в Брюсселе (1928) и Париже (La Renaissance, 1932), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928). Провел персональные выставки в Париже: в галереях Dominique (1923), Percier (1925), Н. Bing (1926), К. Granoff (1926), Van Leer (1927), Dmet (1929, 1930, 1933, 1936), Parvillee (1945), de l’Elysee (1947), A. Weil (1950), Bemheim-June (1957, ретроспективная), de l’Art Modeme (1962), в Мадриде (1934), Барселоне (1935), Стокгольме, Гетеборге (1937), Львове (1937), Лиможе (1943, 1944), Страсбурге (1951, 1953, 1955), Кань-сюрМер (1960, ретроспективная), Торонто (1960). Относил себя к украинской диаспоре; до II мировой войны поддерживал связи со Львовом, позже - с Американским украинским институтом в Нью-Йорке. Среди его друзей были многие деятели украинской культуры, в том числе С. Ф. Левицкая. Выпустил несколько книг мемуаров на французском и украинском языках. В 1958 Американский украинский институт устроил ретроспективную выставку, посвященную 75-летию художника, в 1963 при институте был создан Фонд Грищенко, в который поступили его личные документы и более 70 работ. В 1977 мемориальная выставка прошла в Торонто. Представлен в Национальном музее современного искусства в Париже, Королевском музее Копенгагена, Королевском музее Брюсселя, Музее современного искусства в Мадриде.