Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь

ГРИГОРЬЕВ БОРИС ДМИТРИЕВИЧ

23(11 ).07.1886 (Москва) - 7.02.1939 (Кань-сюр-Мер, близ Ниццы, Франция). Живописец, график. Сын потомственной почетной гражданки Клары Ивановны Линденберг. В 1890 был усыновлен Дмитрием Васильевичем Григорьевым. Детство и юность провел в Рыбинске, где приемный отец служил управляющим местного отделения ВолжскоКамского банка. В 1899 окончил гимназию и поступил в Московскую практическую академию коммерческих наук. В 1903-07 учился в Строгановском училище у Д. А. Щербиновского. В 1907 женился на студентке училища Елизавете (Элле) де Броше, дочери балтийского помещика. Переехал с женой в Петербург и поступил вольнослушателем в АХ, учился у А. А. Киселева и Д. Н. Кардовского. В 1909 познакомился с Д. Д. Бурлюком, Н. Н. Евреиновым и В. В. Хлебниковым, подружился с поэтом В. В. Каменским. Примкнул к группе художников «Треугольник », возглавляемой Н. И. Кулъбиным, участвовал в ее выставке «Импрессионисты». По заказу библиофила и этнографа А. Е. Бурцева иллюстрировал издания по русскому фольклору: «Святочные гадания» (1910), «Сказка о трех королевичах» (1910), «Народный календарь» (1911) и др. С 1911 публикован рисунки в «Сатириконе» (под псевдонимами Б. Г-р и Б. Козерог), с 1914 - в «Новом Сатириконе». Написал (под псевдонимом Борис Гри) роман «Юные лучи» (1912). В 1909 побывал в Норвегии и Швеции, в 1911 - в Австрии; несколько месяцев занимался в академии Гранд Шомьер в Париже. Весной 1913 вновь приехал в Париж для работы над конкурсной картиной на звание художника, но не написал ее и был отчислен из АХ. В Париже создал множество рисунков, гуашей, акварелей и живописных этюдов повседневной жизни парижских улиц и кафе, послуживших основой для живописного и графического цикла «Intimite». По возвращении в Петербург, осенью 1913, показал работы на 3-й выставке Товарищества независимых и на выставке «Мир искусства». Был принят в круг «Мира искусства», стал постоянным участником выставок общества в Петербурге и Москве (с 1917 - член общества). С 1916 работал над циклом «Расея», в котором в жесткой, гротескной форме представил образы русской провинции. В числе лучших работ цикла - картины «Старуха с коровой», «Девочка с бидоном», «Деревня», «Олонецкий дед», «Земля народная». В 1918 альбом «Расея» вышел со статьями П. Е. Щеголева и Н. Э. Радлова и лирическим эссе «Линия», написанным самим художником. Исполнил живописные и графические портреты: И. Е. Репина (1915), В. В. Хлебникова (1915, 1916), В. В. Каменского (1916), С. Ю. Судейкина (1916), В. Э. Мейерхольда (1916), Н. К. Рериха (1917), Б. М. Кустодиева (1917), М. В. Добужинского (1917), Н. А. Клюева (1918), Ф. И. Шаляпина (1918) и др. В 1915-16 вместе с А. Е. Яковлевым и С. Ю. Судейкиным расписал интерьеры литературно-артистического кабаре «Привал комедиантов» (на темы произведений К. Гоцци), участвовал в оформлении проводимых там театрализованных вечеров. В 1918 исполнил иллюстрации к «Графу Нулину» и «Домику в Коломне» А. С. Пушкина и серию карандашных рисунков по мотивам поэмы В. Л. Пушкина «Опасный сосед». Создал эскизы декораций и костюмов к опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова для Большого театра в Москве (1919, не осуществлено). Участвовал в 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (Пг., 1919). Работал над праздничным оформлением Петрограда к 1-й годовщине революции. В 1919 преподавал в ГСХМ (бывшее Строгановское училище). Осенью 1919 с женой и пятилетним сыном Кириллом нелегально пересек на лодке Финский залив и после недолгого карантина в Териоках (Финляндия) уехал в Берлин. Сотрудничал как художник в журналах «Жизнь», «Русь» и «Русский эмигрант », в русских и немецких издательствах. Оформил книги: «Детский остров» Саши Черного (Данциг, 1921), «Анфиса Петровна» М. Е. Салтыкова-Щедрина (Мюнхен, 1923), «Первая любовь» И. С. Тургенева (Берлин, 1923). Участвовал в берлинском Сецессионе (1919/20; член Сецессиона) и в XII Международном биеннале в Венеции (1920), провел персональную выставку в галерее Neumann (1920). В 1921 поселился в Париже. В течение этого года участвовал в выставках группы «Мир искусства» в Осеннем салоне и в галерее La Boetie (показал монументальное полотно «Образы России», завершившее цикл «Расея»), в Выставке русского искусства в галерее Whitechapel в Лондоне и провел персональную выставку в парижской галерее J. Povolotzky. В 1922-23 исполнил серию портретов актеров Московского Художественного театра: К. С. Станиславского, В. И. Качалова, В. В. Лужского, И. М. Москвина, Н. Г. Александрова, О. Л. Книппер и др., которые вошли в альбом «Лики России». Написал портреты Ф. И. Шаляпина (1922-23), С. А. Есенина (1923), А. М. Ремизова (1924), М. Горького (1926), С. В. Рахманинова (1930), С. Т. Коненкова (1935). Писал натюрморты. В 1920-е вышло несколько альбомов и портфолио с репродукциями его картин. В 1922 посетил Нормандию, в 1923 - Бретань, где часто бывал в последующие годы. Создал большой цикл нормандских и бретонских картин (пейзажи, натюрморты, портреты крестьян и рыбаков, жанровые сцены) в неоклассической манере, восходящей к традициям «малых голландцев». В 1923 по предложению американского критика К. Бринтона впервые приехал в Нью-Йорк. В 1927 приобрел участок земли в Кань-сюрМер, близ Ниццы, и поселился на своей вилле «Борисэлла» (от «Борис» и «Элла»); в дальнейшем проводил там лишь краткие периоды между путешествиями. В 1928 по приглашению чилийского правительства преподавал в АХ в Сантьяго. В 1929, после правительственного переворота в Чили, досрочно разорвал контракт и отправился с женой и сыном в путешествие по Аргентине, Бразилии, Эквадору и Уругваю. Исполнил картины, изображающие природу, быт и типы Латинской Америки. Провел персональные выставки в Вальпараисо, Сантьяго, Буэнос-Айресе и Монтевидео (1928-29). По возвращении в Париж написал монументальное полотно «Лики мира» (2,5 * 5,2 м), которое посвятил Лиге Наций (в 1932 приобретено правительством Чехословакии). В 1930 преподавал в Русской академии Т. Л. Сухотиной-Толстой, в 1931 открыл школу на своей вилле. Исполнил иллюстрации к «Детству» М. Горького (1931) и цикл из 60 рисунков к «Братьям Карамазовым» Ф. М. Достоевского (1932-33). В 1920-30-е провел персональные выставки в Париже (J. Charpentier, 1925, 1937; W. Hirshman, 1930; С. Weil, 1930; La Renaissance, 1932), Милане (Pesaro, 1926), Праге (Русский дом, 1926; Славянский институт, 1932), Нью-Йорке (New Gallery, апрель и декабрь 1923, 1924; М. Sterner, апрель и ноябрь 1933; G. Passedoit, 1934; Академия прикладного искусства, 1935; Lilienfeld, 1938), Вустере, шт. Массачусетс (1923 и 1924), Чикаго и Филадельфии (1927). Участвовал в выставках русского искусства в Венеции (1920), Чикаго (1923), Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923; Grand Central Palace, 1924), Амстердаме (1924), Париже (кафе «La Rotonde», 1925; BemheimJeune, 1927; La Renaissance, 1932), Питтсбурге (1925), Брюсселе (1928), Бирмингеме (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Уилмингтоне (1932), Праге (1935); в международных выставках в Венеции (1926), Антверпене (1931), Чикаго (1932, 1934, 1938), в парижском Осеннем салоне (1921-23, 1930/31). В 1935 стал деканом факультета в Академии прикладного искусства в НьюЙорке. Рисовал для журнала «Harper’s Bazaar» и для рекламы. В 1936 отправился во второе путешествие по Латинской Америке, посетил Чили, Бразилию, Колумбию, Эквадор, Перу и Кубу. В 1938 вернулся во Францию. Умер после операции по удалению раковой опухоли. Незадолго до смерти исполнил автопортрет (в собрании сына художника). Похоронен в Кань-сюр-Мер. Мемориальные выставки состоялись в Музее современного искусства в Майами (1960), в замке-музее в Кань-сюр-Мер (1978), в Псковском историко-архитектурном музее-заповеднике (1989) и выставочном зале Советского Фонда культуры в Москве 242 (1990). Представлен в ГРМ, П Т , ГМИИ, ГЦТМ, в музеях Пскова, Новосибирска и Киева, во многих зарубежных музеях и частных собраниях.

  1. григорьев, борис дмитриевичРод. ум. . Художник живописец и график с г. в эмиграции Франция....Большая биографическая энциклопедия
  2. григорьев борис дмитриевичГРИГОРЬЕВ Борис Дмитриевич российский художник. В эмигрировал из России жил в основном во Франции. В его живописи и графике где черты стиля модерн достигают острого гр...Большой Энциклопедический словарь V
  3. григорьев борис дмитриевич. Москва . КаньсюрМер Франция живописец график. Сын Дмитрия Васильевича Г. в управляющего Рыбинским отделением ВолжскоКамского банка и потомственной почетной гражданки К...Энциклопедия русской эмиграции