Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь

ГЕНИН РОБЕРТ ЛЬВОВИЧ

11.08.1884 (с. Высокое Климовичского уезда Могилевской губ.) - 1943 (Москва). Живописец, график. Сын еврейского лавочника. Из-за бедности родителей жил в доме деда и у чужих людей. В 1898-1902 учился в Одесском художественном училище, зарабатывал на жизнь как фоторетушер. В декабре 1902, бросив училище на последнем курсе, уехал в Мюнхен и поступил в школу А. Ашбе. Затем перебрался в Париж. В 1904-06 учился в академии Р. Жюльена и посещал высшие курсы социальных наук в Сорбонне. В парижских музеях открыл для себя искусство П. Пюви де 111аванна и Г. фон Маре. Много ездил по Франции, побывал в Италии, где изучал фрески, и в Египте. В 1907 выставил большую картину «Нищий» в Осеннем салоне. Не найдя работу в Париже, вернулся в Мюнхен. Исполнял рисунки и карикатуры, в том числе на русские темы, для журнала «Jugend». В 1910 по заказу Музея Штеттина (ныне Щецин, Польша) создал эскизы стенной росписи на тему «Труд». Мюнхенское издательство «Дельфин» выпустило эскизы в виде альбома из 20 литографий «Фигурные композиции» (1912) с текстом директора музея В. Рицлера. В 1911 познакомился с русскими членами группы «Der Blaue Reiter» В. В. Кандинским, А. Г. Явленским и М. В. Веревкиной. В 1911—12 вместе с П. Клее, А. Кубином и др. входил в мюнхенское графическое объединение «Serna». В 1913 провел первую персональную выставку в мюнхенской галерее Thannhauser, которая приобрела все выставленные работы и заключила с ним долговременный контракт. В 1914 персональная выставка прошла в Музее в Цюрихе. В том же году стал одним из учредителей Нового Сецессиона в Мюнхене и участвовал в русском отделе Балтийской выставки в Мальме (Швеция). Перед войной совершил поездку на о. Бали (Индонезия), откуда привез много этюдов. Этому путешествию посвящена его книга «Дальний остров» (1928). С началом I мировой войны был на положении гражданского пленного в деревне Трудеринг под Мюнхеном. В 1918 поселился в Швейцарии, в Асконе. Зимние месяцы проводил в Берлине (до 1927) или в окрестностях Парижа. В 1910-2О-е писал лирические портреты и пейзажи, создавал графические серии социальной направленности. Издал портфолио: «Женщина» (1915, 11 литогр.), «Люди» (8 офортов), «Цирк» (7 офортов), «Типы берлинских притонов» (1923, 30 офортов и литогр.). Исполнил иллюстрации к книгам: «История графа Эрдмана Промница» Я. Вассермана (1921, 9 офортов), «Die Engel mit dem Spleen» К. Эдшмида (1923, 12 литогр.) и «Симфония „Песнь о Земле” Густава Малера» Г. Бетге (1923). Издательство Фр. Гурлита выпустило его книгу воспоминаний «Эскизы и впечатления» (1922, 80 рис. пером и 5 литогр.). В 1920-30-е исполнил фрески для фасадов общественных и частных зданий в Берлине, Берне и Асконе. Расписывал помещения коммунистических клубов во Франции, создавал монументальные картины и панно, портреты и пейзажи. Провел персональные выставки в галереях Thannhauser (1919) в Мюнхене, Flechtheim (1922, 1923) и Modem (1927) в Берлине, городских музеях Базеля (1922) и Кельна (1928), в Париже (1932) и Амстердаме (1933). Участвовал в выставке русского искусства в Ганновере (1921), в русском отделе Международной выставки в Дюссельдорфе (1922), в берлинском Сецессионе и салоне Тюильри в Париже (1918-28), в групповых выставках в Швейцарии и Австрии (1928-34). С 1922 страдал острым воспалением суставов, около десяти лет лечился на курортах. О крепнув после болезни, решил переехать в СССР, куда давно стремился. В начале 1930-х при посредничестве советского представительства Красного Креста в Швейцарии и посольства в Париже получил советское гражданство и разрешение на переезд в СССР. В 1936, незадолго до переезда, побывал в Нью-Йорке для проведения персональной выставки в галерее Lilienfeld. В конце 1936 приехал в Москву. В 1937 вел курс фрески и живописи в мастерских «Пролетарская артель» в Мстере. Начал работать над проектом росписи павильона «Совхозы» для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (не осуществлено). Опубликовал в советской печати статьи по технике настенной живописи, прочел доклад на эту тему в Московском союзе художников и подготовил монографию о фреске, которая была приобретена комитетом по строительству Дворца Советов. Кончил жизнь самоубийством в своей мастерской. В 1974 работы были показаны на выставке «Русский взгляд» в Гейдельберге. В 1977 ретроспективная выставка состоялась в Эслингене (Германия). Представлен в музеях Кельна, Касселя и Мюнхена.