Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь

ГАБО НАУМ

(собств. ПЕВЗНЕР Наум Абрамович, Неемия Беркович) 5.08.1890 (Брянск) -23.08.1977 (Уотербери, шт. Коннектикут, США). Скульптор. Сын инженера. Младший брат А. Певзнера. В юности участвовал в деятельности политических кружков; в 1907 был арестован, но ввиду малолетства вскоре освобожден под поручительство отца. Окончив в 1910 гимназию в Курске, поехал в Берлин, затем в Мюнхен. Изучал медицину и естественные науки в университете; с 1912 учился в Инженерно-политехнической школе. Слушал лекции Г. Вельфлина по истории искусства, начал заниматься живописью и скульптурой. В 1913 путешествовал по Италии, знакомился с искусством старых мастеров. В 1913 и 1914 навещал в Париже брата Антона, сблизился с кубистами и окончательно решил посвятить себя искусству. Начало I мировой войны застало его за границей. Некоторое время жил со старшим братом Алексеем в Копенгагене, затем переехал в Христианию (ныне Осло). В 1916 к нему присоединился брат Антон. В этот период начал создавать первые конструктивистские скульптуры, подписывая их псевдонимом Габо. В марте 1917 вместе с Антоном вернулся в Россию и снял студию в Москве. После революции выступал на семинарах и диспутах по проблемам современного искусства, неофициально проводил занятия со студентами во ВХУТЕМАСе, был соредактором газеты «ИЗО», выпускавшейся Изоотделом Наркомпроса. В 1919-22 сделал эскизы образцов монументальной утилитарной пластики, в частности проект радиовышки в Серпухове. 15 ав!уста 1920 вместе с А. Певзнером и скульптором Г. Клуцисом провел однодневную выставку в открытом музыкальном павильоне на Тверском бульваре и опубликовал в виде плаката (совместно с Певзнером) «Реалистический манифест» - один из первых манифестов конструктивизма. В конце 1922 обосновался в Берлине, куда выехал при содействии А. В. Луначарского для участия в 1-й Русской художественной выставке в галерее Van Diemen. Познакомился с В. В. Кандинским, П. Клее, В. Гропиусом; вошел в авангардистское объединение «Ноябрьская группа» (с 1925 - член правления); примкнул к движению «Стиль», возглавляемому Т. Ван Дусбургом и П. Мондрианом. Выступал с докладами, участвовал в авангардистских выставках в Германии и Голландии. В дальнейшем создавал беспредметные скульптуры, применяя широкий спектр конструктивно-технологических приемов и разнородные материалы (алюминий. сталь, гранит, фосфоритная бронза, позолота, картон, зеркало, плексиглас, металлические пружины, проволока, акрил и нейлон). Конструировал прозрачные и полупрозрачные формы, объекты с отверстиями, нишами и разрывами, объемные композиции, образованные множеством натянутых нитей, кинетические конструкции. Исполнил проекты монументов для аэропорта (1925), для Института физики и математики в Берлине (1925), проект праздничного оформления Бранденбургских ворот (1929). В 1924 провел с братом выставку «Русские конструктивисты: Габо, Певзнер» в парижской галерее Percier, в 1926 вместе с Певзнером и Ван Дусбургом - выставку в галерее Little Revue в Нью-Йорке, в 1930 - первую персональную выставку под названием «Конструктивная пластика» в Ганновере. В 1926-27 совместно с братом оформил для Русского балета С. П. Дягилева постановку «Кошечка» A. Core с использованием жести, зеркал и упрощенной геометрической конструкции сцены. В 1931 участвовал в советском правительственном конкурсе проектов Дворца Советов. В 1932-35 жил в Париже, стал одним из организаторов авангардистского объединения «Abstraction-Creation». В 1935 поселился в Лондоне. В 1936 женился на англичанке Мириам Израэльс; в 1941 у них родилась дочь Нина-Серафима. В 1936 выставлялся в Arts Club в Чикаго (совм. с А. Певзнером), галерее Lefevre в Лондоне (выставка «Абстрактное и конкретное»), Wadsworth Atheneum в Хартфорде, шт. Коннектикут (совм. с Певзнером, Мондрианом и Домела). В 1938 провел персональную выставку в London Gallery и впервые побывал в США в связи с устройством персональных выставок в Хартфорде и в галерее J. Levy в Нью-Йорке. В 1937 вместе с Б. Никольсоном и Л. Мартином издавал журнал (Circle: International Survey of Constructive Ait», в котором опубликовал ряд теоретических статей («Конструктивная идея искусства», «Скульптура: резьба и конструирование в пространстве» и др.). В 1944 стал членом Союза исследователей дизайна (Design Research Unit) и разрабатывал дизайн автомобилей «Jowett». С 1946 жил в США; принял американское гражданство (1952). В 1948 его выставка состоялась в нью-йоркском Музее современного искусства (совм. с Певзнером), в 1951 - в Массачусетском технологическом институте, в 1952 - в Arts Club в Чикаго (совм. с Дж. Альберсом), в 1953 в нью-йоркской галерее P. Matisse и в Wardsworth Atheneum в Харгфорде (совм. с А. Кальдером). В 1953-54 состоял профессором Архитектурной школы Гарвардского университета. В 1950—60-е получил международное признание. Исполнил ряд престижных заказов: конструкцию для Музея искусств в Балтиморе (1950-51), барельеф для Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке (1956), скульптуру для здания «Bijenkorf» в Роттердаме (1956-57), фонтан перед зданием больницы св. Фомы в Лондоне (1970), скульптуру для Национальной галереи Берлина (1973). Получил 2-й приз международного конкурса за проект «Монумента неизвестному политзаключенному» (Лондон, 1953), премию Фонда Гуггенхейма (1954), медаль Художественного института Чикаго (1954), награды нескольких американских университетов (1960-е). Был избран членом Американской академии искусств и словесности (1965), почетным доктором Королевского колледжа искусств в Лондоне (1967), почетным рыцарем Ордена Британской империи (1971). В 1960-70-е обращался к живописи и ксилографии. Читал лекции на архитектурных факультетах. В 1962 приезжал в Москву и Ленинград, встречался с братьями Алексеем, Еремеем и Марком. В 1965-66 передвижная ретроспективная выставка прошла по маршруту: Амстердам (Stedelijk МшеитЬМангейм (Kunsthalle)-Дуйсбург (W. Lehmbruck Museum}-LUopnx (KunsthausJ-CTOKrwibM (Modema MuseetWIoaaoH (Tate Gallery); в 1970-72 - по маршруту: Копенгаген (Louisiana)-Ocrio (Nasjonal Galenet)-Берлин (Nationalgalerie)-raHHOBep (Kunstverein)-rренобль (Musee de Peinture et de Sculpture )-Париж (Musee National d’Art Modeme)-JlHCca6oH (Foundation Gulbenkian). Представлен в крупнейших музеях современного искусства Европы и США.

  1. габо наумГабо Наум настоящие имя и фамилия Неемия Абрамович Певзнер скульптор график. Брат Н. Певзнера. С за границей с в Великобритании с в США. Один из основоположников абст...Большой Энциклопедический словарь V
  2. ґабо наумпсевдонм Наума Нем Певзнера скульптор рос.em походження у працював у свтових осередках модерного мистецтва Баугаус Париж Англя вд в США один з гол.em нцаторв конструкти...Універсальний словник-енциклопедія
  3. ґабо наумпсевдонм Наума Нем Певзнера скульптор рос.em походження у працював у свтових осередках модерного мистецтва Баугаус Париж Англя вд в США один з гол.em нцаторв конструкти...Універсальний словник-енциклопедія
  4. ґабо наумпсевдонм Наума Нем Певзнера скульптор рос. походження у працював у свтових осередках модерного мистецтва Баугаус Париж Англя вд в США один з гол. нцаторв конструктивзм...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  5. ґабо наумпсевдонм Наума Нем Певзнера скульптор рос. походження у працював у свтових осередках модерного мистецтва Баугаус Париж Англя вд в США один з гол. нцаторв конструктивзм...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)