Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь

ВАКЕВИЧ ГЕОРГИЙ ЛЕОНИДОВИЧ

18.08.1907 (Одесса) - 1984 (Лез-Андели, Франция). Сценограф, художник кино, живописец. Потомок греков с острова Крит, сын инженера-кораблестроителя. В 1921 вместе с матерью и младшим братом Михаилом (будущий телеоператор, один из зачинателей французского телевидения) эмигрировал через Болгарию во Францию, куда ранее эвакуировался из Крыма отец. Семья жила сначала близ г. Маноск в Верхнем Провансе, с 1923 - в Париже. Учился в Русском лицее, затем в лицее Бюффон. Вместе с братом и будущим драматургом Артуром Адамовым организовал в лицее театральную труппу «Синие запятые». Посещал занятия в академии Гранд Шомьер, где испытал влияние живописца Эдвина Скотта. Лицей не окончил. В 1924-28 работал на русской киностудии «Альбатрос» статистом, затем - ассистентом художника Л. Меерсона, который стал его учителем и другом. Некоторое время учился в парижской Национальной школе декоративных искусств. Был дружен с П. Ф. Челищевыи. В конце 1920-х уехал на юг Ф р ан ц и и , жил близ Экса, затем работал ассистентом у декоратора Ж. Лафита на киностудии «Victorine» в Ницце и создал там первые самостоятельные декорации (1930—31). После закрытия студии вернулся в Париж и вновь стал работать с Меерсоном на киностудии «Тобис», позже - в Бийанкуре, в фирме Макса Лауэра, которая занималась постройкой декораций для театра и кино. В 1934 поселился в Эксе. Работал декоратором и архитектором, занимался реконструкцией замков. Познакомился с режиссерами Л. Дюкро и А. Руссеном. Много лет сотрудничал в созданном ими театре «Серый занавес» (позже - «Комеди де Льон»). В годы II мировой войны был мобилизован, но на фронт попасть не успел. Создавал декорации и костюмы для возродившейся киностудии «Victorine» в Ницце, для театра в Лионе и театра Vieux-Colombier в Париже. В послевоенные годы продолжал работать как сценограф. Создал декорации и костюмы более чем к 100 фильмам, в числе которых - «Мадам Бовари» (1934), «Большая иллюзия» (1937) и «Марсельеза» (1938) Ж. Ренуара, «Вечерние визитеры» М. Карнэ (1942), «Двуглавый орел» Ж. Кокто (1947), «Синяя Борода» Кристиан-Жака (1951), «Али-Баба» Ж. Беккера (1954), «Мари-Октябрь» Ж. Дювивье (1959), «Дневник горничной» Л. Бунюэля (1964), «Король Лир» (1970) и «Трагедия Кармен» (1984) П. Брука. Оформил более 300 оперных, балетных и драматических спектаклей на сценах Парижа, Лондона, Милана и Берлина; сотрудничал с режиссерами Ж. Мейером, Ж. Берто и Ж.-Л. Барро, хореографами С. Лифарем, Д. Парличем, Дж. Тарасом, Р. Пти, У. Долларом и Э. Ханка. В числе оформленных постановок - спектакли русского репертуара: опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, балеты «Жарптица» И. Ф. Стравинского (1954), «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (1955, 1960), «Петрушка» И. Ф. Стравинского (1971). Персональные выставки работ для театра и кино состоялись в Париже (Drouant, 1953; 1969), Сан-Паулу (1969) и Марселе (1980). В последние годы занимался живописью - писал пейзажи Нормандии, портреты рыбаков, клоунов. Исполнил иллюстрации к произведениям Шекспира и Лорки. В 1971 показал живописные работы на персональной выставке в парижской галерее Le Proscenium. В 1974 участвовал в выставке «Русский взгляд» в Гейдельберге. В 1977 вышла книга воспоминаний «Изнанки декораций». Умер от сердечного приступа. В Музее декораций в г. Лувье создан Фонд им. Вакевича.