Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь

БЕНУА АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

3.05(21.04). 1870 (С.-Петербург) - 9.11.1960 (Париж). Живописец, график, сценограф, историк искусства и художественный критик. Принадлежал к знаменитой династии художников и архитекторов, ведущей начало от Луи Бенуа, переселившегося в Россию из Франции в 1794. Младший из девяти детей академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа (1813-1898), внук (по матери) академика архитектуры Альберта Катариновича Кавоса (1800— 1863). Жил в основном в Петербурге, романтикой и архитектурным обликом которого навеяны его лучшие художественные произведения. В детстве занимался рисованием у старшего брата Альберта — академика и главы Общества русских акварелистов. Учился в классической гимназии Императорского Человеколюбивого общества, в 1885-90 - в гимназии К. И. Мая, где сблизился с Д. В. Философовым, В. Ф. Нувелем, К. А. Сомовым, позже - с JI. С. Бакстом и С. П. Дягилевым. В 1887 четыре месяца занимался в вечерних классах АХ. В 1890-94 учился на юридическом факультете С.-Петербургского университета. В 1896-99 жил в Париже, изучал культуру и искусство Франции. В 1894 впервые выступил как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «Истории живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894). Впоследствии опубликовал книги: «История русской живописи в XIX веке» (СПб., 1902), «Русская школа живописи» (в 10 вып.; СПб., 1904-06), «История живописи всех времен и народов» (в 4 т.; СПб., 1912-17; издание не завершено). В конце 1890-х стал вдохновителем кружка группы «Мир искусства», одним из инициаторов и постоянным автором издававшегося под редакцией С. П. Дягилева одноименного журнала (1898-1904). Основал и редактировал журнал «Художественные сокровища России» (1901-03), сотрудничал в журналах «Старые годы» (1907-13), «Московский еженедельник» (1907-08), газете «Слово» и других изданиях. Публиковал обзоры петербургских и московских выставок, заметки о премьерах музыкального театра, статьи по проблемам архитектуры, музейного дела и художественного образования. В 1908-17 еженедельно помещал в газете «Речь» критические статьи под рубрикой «Художественные письма». В живописном творчестве вдохновлялся стариной и черпал сюжеты в XVIII и раннем XIX веке. Создал акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV» (1890-е) и серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (СПб., 1910). Писал архитектурные пейзажи Петербурга, Петергофа, Павловска и Царского Села, в многочисленных поездках выполнил пейзажи Версаля, Бретани, Швейцарии, Италии, юга Франции и Крыма. Наряду с другими мирискусниками был одним из основоположников новой русской школы книжной графики; в числе лучших работ в этом жанре - графические серии к «Пиковой даме» (1899 и 1910; СПб., 1911) и «Медному всаднику» (1903-22; Пг., 1923) А. С. Пушкина. Участвовал во всех выставках «Мир искусства» (1899-1903, 1906). В 1903 вместе с другими мирискусниками вошел в Союз русских художников (СРХ) и участвовал в его выставках в Петербурге и Москве. В 1906 был одним из инициаторов ретроспективной Выставки русского искусства в парижском Осеннем салоне. Стал членом Общества Осеннего салона и кавалером ордена Почетного легиона. В 1910. после раскола СРХ, поводом для которого послужили его резкие статьи, направленные против московских участников, основал общество художников «Мир искусства», продолжавшее главные традиции одноименного журнала. До 1924 участвовал в его выставках. В 1907 оформил для Мариинского театра одноактный балет «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина, начав многолетнее сотрудничество с М. М. Фокиным. В 1909 возглавил художественную часть антрепризы Русского балета С. П. Дягилева. Участвовал в формировании репертуара и подборе художников, разрабатывал сценические сюжеты. В числе его лучших работ на балетной сцене - спектакль «Петрушка» И. Ф. Стравинского, поставленный в содружестве с Фокиным в 1911 и многие годы входивший в репертуар лучших европейских театров. В 1913-15 работал главным художником МХТ, в сотрудничестве с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко осуществил ряд постановок классического репертуара. Итогом его работы на драматической сцене в предреволюционные годы стала постановка «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина. В 1917, после Февральской революции, участвовал в выработке государственной программы охраны памятников искусства и старины, входил в так называемую «Комиссию Горького», ставившую своей задачей подготовку широкой реформы художественной жизни страны. Сотрудничал в левой газете «Новая жизнь». В 1918 стал заведующим картинной галереей Эрмитажа, занимался налаживанием музейной и научной работы. В 1919-24 как художник и режиссер сотрудничал в петроградских театрах, прилагая усилия к возобновлению классического репертуара. Его лучшие постановки этого периода - опера «Пиковая дама» П. И. Чайковского для Мариинского театра (1919-20) и спектакль «Слуга двух господ» К. Гольдони для БДТ (1921); оба спектакля в течение многих лет сохранялись в репертуаре. Продолжал заниматься живописью и графикой: создал серию литографий «Петергоф» (1918-22), альбом литографий и рисунков «Версаль» (Пг., 1922), многочисленные акварельные и пастельные зарисовки Петрограда и его пригородов, иллюстрации к «Капитанской дочке» (Пг., 1920) и «Медному всаднику» (Пг., 1923) А. С. Пушкина, карандашные портреты С. Р. Эрнста, В. Ф. Левинсона-Лессинга, Д. И. Митрохина, В. Е. Татлина, П. Н. Филонова, А. М. Эфроса, И. Э. Грабаря (1921-23; все - в ГРМ). Участвовал в последних петроградских выставках «Мир искусства» (1922 и 1924), Выставке русского искусства в Париже (галерея La ВоеПе, 1921), 1-й Русской художественной выставке в Берлине (1922), Выставке русского искусства в Америке (1924-25) и др. Написал и подготовил к изданию книгу воспоминаний «Возникновение „Мира искусства” » (Л., 1928). В 1923-25 во время частых командировок за границу возобновил сотрудничество с Дягилевым и оформил комическую оперу «Лекарь поневоле» Ш. Гуно для театра в Монте-Карло. В октябре 1926, не вернувшись из очередной командировки, поселился в Париже. Занимался в основном сценографией, создав декорации к десяткам спектаклей для многих европейских театров. В 1927-35 был главным художником и режиссером-постановщиком труппы Иды Рубинштейн, осуществил пятнадцать балетных спектаклей, включая «Поцелуй феи» И. Ф. Стравинского (1928), «Болеро» М. Равеля (1928) и «Очарование Альсины» Ж. Орика (1929). Сотрудничал в Частной русской опере в Париже и в Ballet Russe de Monte-Carlo, оформлял постановки для театров Комеди-Франсез, Гранд-Опера и Опера-Комик. В послевоенные годы оформлял спектакли для театра Ла Скала в Милане, где постановочную часть возглавлял его сын Н. А. Бенуа. Его наиболее удачные театральные работы этого периода балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, опера «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова и балет «Петрушка» И. Ф. Стравинского, обошедший многие сцены Европы. Работал для кинематографа. Эпизодически обращался к станковой живописи и графике. Исполнил иллюстрации к книгам «Урок любви в парке» Р. Булаева (1927), «Грешница» А. де Ренье (1928). В 1930-е публиковал фрагменты воспоминаний в журнале «Русские записки» и писал «Художественные письма» для газеты «Последние новости». В поздний период создал главное произведение в мемуарном жанре - книгу «Жизнь художника. Воспоминания», в которой представил обширную галерею литературных портретов современников. Участвовал в выставках русского искусства в Брюсселе (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Берлине (1930), Париже (1932), Праге (1935), Манчестере (1939), во многих выставках европейского театрального искусства. Персональные выставки прошли в Париже (1926, 1929, 1953), Лондоне (1936, 1937, 1939, 1959, 1960), Комо (Италия, 1955), Милане (1960, посмертная). Похоронен на кладбище Батиньоль в Париже. В 1960-е в советском искусствознании началась реабилитация творческого наследия художника. В 1970 в ГТГ состоялась ретроспективная выставка, посвященная 100-летию со дня его рождения. Его произведения заняли место в постоянной экспозиции в ГРМ, П Т и ГЦТМ, областных музеях России. Картина «На берегу пустынных волн» стала первым экспонатом Музея семьи Бенуа, который был открыт в 1988 в Петродворце, в здании Фрейлинского корпуса, построенном по проекту Н. Л. Бенуа.

  1. бенуа александр николаевичрусский художник и художественный критик с особенной любовью изучавший быт и искусство XVIII века во Франции и России и написавший целый ряд картин из этой эпохи. С г. ж...1000+ биографических данных - словарь
  2. бенуа александр николаевичБенуа Александр Николаевич см. в статье Бенуа Л.Н. А.Н. ....Биографический словарь
  3. бенуа, александр николаевичсын проф. архитектуры Николая Леонтьевича Б. emрод. в г. По окончании курса на юридическом факультете СПб. университета посвятил себя всецело искусству. Долго жил в Пари...Большая биографическая энциклопедия
  4. бенуа александр николаевичБенуаstrong Александр Николаевич [. Петербург . Париж] русский художник историк искусства художественный критик. Сын архитектора Н. Л. Бенуа. Искусству обучался самостоя...Большая Советская энциклопедия II
  5. бенуа александр николаевичБЕНУА Александр Николаевич российский художник историк искусства и художественный критик. Сын Н. Л. Бенуа. Идеолог Мира искусства. В живописи графике театральных работа...Большой Энциклопедический словарь V
  6. бенуа, александр николаевичАлександр Николаевич российский художник историк искусства и художественный критик. С во Франции. Идеолог Мира искусства. В живописи графике театральных работах Верса...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. бенуа александр николаевичсовременный русский художник и художественный критик с особенной любовью изучавший быт и искусство XVIII века во Франции и России и написавший целый ряд картин из этой эп...Исторический справочник русского марксиста
  8. бенуа александр николаевичроссийский деятель культуры художник историк искусства художественный критик. Один из организаторов объединения Мир искусства и журнала под тем же названием. Оформитель р...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  9. бенуа александр николаевичБенуа Александр Николаевич живописец и график историк искусства художественный критик. Сын Н. Л. Бенуа брат Л. Н. Бенуа. Родился в Петербурге. Учился на юридическом факу...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  10. бенуа александр николаевич. . художник историк искусства художественный критик. Окончил юридический факультет Петербургского университета. Как художник приобрел известность серией парижских аквар...Святая Русь - энциклопедический словарь
  11. бенуа александр николаевичБенуа Александр Николаевич художник художеств. критик театральный декоратор историк искусстваПсевдонимыi А. Б.u Ба А.u Буа П.u Художник А. Б.u Amadeou В. П. Масанов И...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  12. бенуа александр николаевичБенуа Александр Николаевич русский художник историк искусства художественный критик. Сын Н. Л. Бенуа. Учился самостоятельно. В и работал во Франции. Один из организато...Художественная энциклопедия
  13. бенуа александр николаевич. Петербург . Париж живописец график художник театра теоретик и историк искусства художественный критик. Родился в семье академика архитектуры и архитектора двора Николая...Энциклопедия русской эмиграции