Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь

БАКСТ ЛЕВ САМОЙЛОВИЧ

(собств. РОЗЕНБЕРГ Лейб-Хаим Израилевич) 9.05 (27.04). 1866 (Гродно)-27.12.1924 (Париж). Живописец, график, художник театра. Сын потомственного почетного гражданина Израиля Самуила-Баруха Рабиновича и Баси Розенберг. Детство и юность провел в Петербурге. В 1883 окончил 6-ю классическую гимназию и по совету М. М. Антокольского поступил вольнослушателем в АХ. В 1887 ушел из АХ под предлогом болезни глаз. В 1887-90 работал в мастерской учебных пособий, организованной писателем и педагогом А. Н. Канаевым. Иллюстрировал детские книги для издательств А. А. Холмушина и А. Ф. Дев115 риена. С 1889 подписывал свои работы: Бакст (от Бакстер - фамилия бабки по материнской линии). В 1890-93 делал репортерские наброски для журналов «Художник» и «Петербургская жизнь». В эти годы писал картины в манере передвижников: «Супруги (Мезальянс)», «Философ (Пьяный факельщик)», «Старуха еврейка», «Отчаяние », «Иуда, беседующий с Христом». В 1891 побывал в Германии, Италии, Испании и Франции, надолго остановился в Париже. В 1890 начал изучать технику акварели под руководством академика Альберта Н. Бенуа, познакомился с его младшим братом Александром Н. Бенуа и его окружением. В 1893 вновь приехал в Париж, где работал с перерывами до 1899, встречался с приезжавшими петербургскими друзьями. Занимался в студии Ж.-Л. Жерома, в академии Р. Жюльсна и у А. Эдельфельда. По заказу вел. кн. Алексея Александровича писал картину «Приезд адмирала Авелана в Париж» (окончена в 1900), подготовительные этюды к которой выставлял в салоне газеты «Figaro». В 1890-е участвовал в выставках Общества русских акварелистов (СПб., 1890-95; М., 1897), С.-Петербургского общества художников (1895), МОЛХ (1896) и академических выставках (1890, 1896-97). В 1898 стал одним из основателей кружка «Мир искусства». Был главным оформителем журнала «Мир искусства», участвовал в оформлении «Ежегодника Императорских театров» (1899-1902), журналов «Художественные сокровища России» (1901-02), «Весы» (1904-09), «Золотое руно» (1906), «Аполлон» (1909), рисовал для журнала «Сатирикон» (1908) и для открыток Общины св. Евгении (1902-05). Оформлял книги для петербургских и московских издательств, поэтические сборники «Снежная маска» А. А. Блока (СПб., 1907), «Anno mundi ardentis» М. А. Волошина (М., 1910) и др. Графический стиль, разработанный им совместно с А. Н. Бенуа и К. А. Сомовый, два десятилетия господствовал в области оформления книг и журналов. В живописи и станковой графике использовал опыт различных европейских школ и направлений - от салонного академизма до импрессионизма. В начале 1900-х исполнял портреты, сюжетные картины, пейзажи и декоративные панно: портреты И. И. Левитана, Ф. А. Малявина, 3. Н. Гиппиус (литографии; 1899-1901), В. В. Розанова (пастель, гуашь; 1901), Андрея Белого (цв. кар., мел; 1905), К. А. Сомова (цв. кар., мел; 1906), и «Портрет С. П. Дягилева с няней» (масло; 1906), картины «Сиамский священный танец» (1901) и «Ужин» (1902), панно «Элизиум» (1906). В 1907 под впечатлением от поездки вместе с В. А. Серовым по Греции создал цикл пейзажей и декоративное панно «Древний ужас (Terror Antiquus)», которое получило философское толкование в книге Вячеслава Иванова «По звездам» (СПб., 1909). Участвовал в выставках: русских и финляндских художников (СПб., 1898), журнала «Мир искусства» (СПб., 1899-1903; М., 1902), СРХ (М., СПб., 1903-10), Общества им. Леонардо да Винчи (М., 1906), «Современное искусство» (СПб., 1902), «Современные течения в искусстве» (СПб., 1907), «Салон» С. К. Маковского (СПб., 1909), «Искусство в книге и в плакате» (СПб., 1911/12), общества «Мир искусства» (СПб., М., Киев, 1913), в международных выставках в Мюнхене (1899), Венеции (1907) и Риме (1911), в мюнхенском (1899) и венском (1908) Сецессионах, парижском салоне Национального общества изящных искусств (1904), в других выставках в России и за границей. В 1906 осуществил общее оформление Выставки русского искусства, организованной С. П. Дягилевым в парижском Осеннем салоне; был избран действительным членом салона и стал кавалером ордена Почетного легиона. В 1906-10 руководил художественной школой Е. Н. Званцевой в Петербурге. В 1910 состоялась анонимная выставка работ учеников школы, сопровождавшаяся каталогом с его вступительной статьей. Опубликовал ряд полемических статей об искусстве, театре, педагогике и эстетике быта. В 1910 поселился в Париже. Накануне отъезда развелся с женой - Любовью Павловной Гриценко (дочерью П. М. Третьякова и вдовой художника Н. Н. Гриценко), ради брака с которой в 1903 принял лютеранство. Вернувшись после развода в иудаизм, навлек на себя нападки черносотенной прессы. Во время пребывания в Петербурге в конце 1912 получил предписание покинуть столицу, как иудей. Его ходатайство о предоставлении вида на жительство (октябрь 1913), поддержанное вел. кн. Марией Павловной, было отклонено императором (февраль 1914). Последний раз посетил Петербург в январе 1914. В мае 1914 был избран академиком, что давало право на свободное проживание в российских городах, но этим правом уже не воспользовался. В начале 1900-х впервые обратился к сценографии, оформив пантомиму «Сердце маркизы» М. Петипа (1902) и балет «Фея кукол» И. Байера (1903) для Эрмитажного театра, трагедии «Ипполит» Еврипида (1902) и «Эдип в Колоне» Софокла (1904) для Александринского театра и балет «Антигона» по Софоклу (1904) для Иды Рубинштейн. Наибольший успех в этой области связан с дягилевскими Русскими сезонами, открывшимися в 1909. Наряду с А. Н. Бенуа и М. М. Фокиным был ближайшим сотрудником С. П. Дягилева и с 1911 - художественным директором антрепризы. Осуществил постановки балетов: «Клеопатра» на музыку А. С. Аренского, С. И. Танеева и М. И. Глинки (1909), «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова (1910), «Жарптица» И. Ф. Стравинского (1910), «Видение розы» К. М. Вебера (1911), «Нарцисс» Н. Н. Черспнина (1911), «Тамара» на музыку М. А. Балакирева (1912), «Дафнис и Хлоя» М. Равеля (1912), «Синий Бог» Р. Гана (1912), «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1912-13), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1914), «Шутницы» на музыку Д. Скарлатти (1917) и др. Оформил также спектакли для труппы Иды Рубинштейн («Мучения св. Себастьяна» К. Дебюсси - 1911, «Елена Спартанская» Д. де Северака - 1913) и для Анны Павловой («Восточная фантазия» на музыку М. М. Ипполитова-Иванова и М. П. Мусоргского, 1913). В 1917 из-за эстетических разногласий прервал сотрудничество с Дягилевым и несколько лет работал для парижских театров. Оформил по собственным сценариям мимодраму «Подлость», водевиль «Старая Москва» (оба - театр «Femina», 1922), балеты «Смущенная Артемида» П. Парэ и «Волшебная ночь» на музыку Ф. Шопена (Гранд-Опера, 1922-23). В 1921, возобновив контакты с Дягилевым, оформил балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского - свою последнюю крупную постановку. Продолжал заниматься станковой живописью и графикой. Исполнил портреты многих знаменитостей театрального и литературно-художественного мира (Ж. Кокто, М. Казатги, Л. Ф. Мясин, В. Ф. Нижинский, К. Дебюсси, А. Павлова, И. А. Бунин, Б. Сандрар), написал семь декоративных панно на сюжет сказки «Спящая красавица» для особняка Д. Ротшильда в Лондоне. Провел персональные выставки в Париже (1911), Лондоне (1912, 1913, 1914, 1917), Берлине (1913), Стокгольме (1913), Нью-Йорке (1913, 1914, 1916, 1920, 1922), Бостоне (1914), Филадельфии (1914), Чикаго (1914, 1923), Лос-Анджелесе (1924) и Балтиморе (1924). Участвовал в групповых выставках русских художников в Париже (галереи La Boetie и Devambez, 1921), Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923; Grand Central Palace, 1924). Выступал с лекционными программами по вопросам современного искусства и костюма в европейских городах и совершил лекционный тур в США (1923). Публиковал статьи в парижской газете «Comoedia Illustre». Умер в больнице Риэль-Мальмезона от последствий нервного припадка, случившегося во время работы над балетом «Истар» В. д ’Энди для труппы Иды Рубинштейн. Похоронен на кладбище Батиньоль в Париже. Мемориальные выставки состоялись в Париже (J. Charpentier, 1925 и 1928), Брюсселе (1926), Льеже (1926), Лондоне (1927) и Берлине (1927). В 1966 в связи со столетием со дня рождения художника мемориальная выставка прошла в Театральном музее в Ленинграде. В 1992 выставка работ из петербургских собраний состоялась в ГРМ. Представлен во многих музеях мира.

  1. бакст, лев самойловичсовременный живописец и рисовальщик род. в С.Петербурге в г. где и получил образование в й гимназии. Поступив в г. в Академию художеств еще при старом академическом реж...Большая биографическая энциклопедия
  2. бакст лев самойловичБакстstrong настоящая фамилия Розенберг Лев Самойлович [. Гродно . Париж] русский живописец график театральный художник. Учился в петербургской АХ и в Париже с . Входи...Большая Советская энциклопедия II
  3. бакст лев самойловичБакст Лев Самойлович настоящая фамилия Розенберг театральный художник живописец график. Член художественного объединения Мир искусства. С жил главным образом в Париже. ...Большой Энциклопедический словарь V
  4. бакст лев самойловичнаст фамилия Розенберг живописец график театральный художник. Входил в объединение Мир искусства. Испытывал сильное влияние стиля модерн. Один из декораторов Русских с...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  5. бакст лев самойловичнаст. фам. Розенберг живописец график худ. тра. В вольнослушатель АХ. В едет в Париж оттуда повторяя путь Э. Делакруа в Алжир. Когда с в Пб. стал выходить ж. Мир ис...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  6. бакст лев самойловичБакст Лев Самойлович настоящая фамилия Розенберг живописец график театральный художник. В вольнослушатель АХ с действительный член продолжил образование в Париже у А. ...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  7. бакст лев самойловичБакст Лев Самойлович настоящая фамилия Розенберг русский театральный художник график живописец. Учился в петербургской АХ и в Париже с . Член объединения Мир искусства...Художественная энциклопедия
  8. бакст лев самойловичнаст. фам. и имя Розенберг Лей Хаим Бакст фам. бабушки по матер. линии принятая в качестве псевд. в . Гродно . Париж живописец график художник театра. Отец Робинович Изр...Энциклопедия русской эмиграции