Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь

АНИСФЕЛЬД БОРИС ИЗРАИЛЕВИЧ

14(2). 10.1878 (Бельцы Бессарабской губ.)-4.12.1973 (Уотерфорд, шт. Коннектикут, США). Живописец, график, сценограф и педагог. Сын мещанина. В 1895-1900 учился в Одесской рисовальной школе у Г. А. Ладыженского и К. К. Костанди. В 1901 поступил в АХ в Петербурге, занимался в мастерской И. Е. Репина, затем - Д. Н. Кардовского. С 1903 участвовал в отчетных академических выставках. В 1905 рисовал для журналов политической сатиры «Жупел » и «Адская почта». В 1908 и 1909 Совет АХ дважды отказал ему в звании художника, несмотря на особое мнение профессоров В. В. Матэ, Я. Ф. Ционглинского, Д. Н. Кардовского и Ф. А. Руоо. Звание было присуждено 23 ноября 1909 за картину «Адам и Ева» благодаря личному распоряжению президента АХ вел. кн. Марии Павловны. Писал пейзажи, натюрморты, портреты, символические картины и библейские сцены. Исполнял стенные росписи для частных домов. В 1906 показал картины на выставке «Мир искусства» в Петербурге, затем - на Выставке русского искусства, организованной С. П. Дягилевым в парижском Осеннем салоне; был избран действительным членом салона. Участвовал в выставках СРХ (СПб., 1906, 1907, 1909; Киев, 1910), киевского журнала «В мире искусств» (1907-09), в «Салоне» В. А. Издебского (1909/10), венском Сецессионе (1908), выставках в Мальме (Швеция), Милане, Лондоне и Амстердаме. В 1910 вошел в общество художников «Мир искусства» и до 1917 участвовал во всех его выставках. Входил в Еврейское общество поощрения художеств (1915-17). В 1907 дебютировал как сценограф, оформив спектакль «Свадьба Зобе иды» Г. Гофмансталя для театра В. Ф. Комиссаржевской (реж. Вс. Э. Мейерхольд). С 1909 работал для Русского балета С. П. Дягилева: исполнял декорации по эскизам 77. С. Бакста, А. Н. Бенуа, А. Я. Головина и Н. К. Рериха. Самостоятельно оформил балеты «Подводное царство» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (1911, Русский балет С. П. Дягилева), «Исламей» М. А. Балакирева (1912, балетм. М. М. Фокин, Мариинский театр), «Прелюды» Ф. Листа и «Семь дочерей Горного Короля» А. А. Спендиарова (1912/13, антреприза Анны Павловой в Берлине), «Египетские ночи» А. С. Аренского (1913/14, антреприза М. М. Фокина в Берлине и Стокгольме), «Видение розы» К. М. Вебера и «Сильфиды» Ф. Шопена (1914, антреприза В. Ф. Нижинского в Лондоне) и др. В августе 1917 с женой и дочерью выехал через Сибирь и Дальний Восток в Японию. В январе 1918 переехал в США и обосновался в Нью-Йорке. В том же году устроил выставку в Бруклинском музее (около 200 работ, привезенных из России), которая за два года обошла около 20 городов и принесла ему известность в США. Провел выставки в галерее Reinhardt (1924) и Художественном центре (1926) в НьюЙорке, в Художественном институте Чикаго (1925, 1928). Участвовал в групповых выставках русских художников в Париже (La Boetie, Devambez, 1921), Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923), Питтсбурге (1925), Уилмингтоне (1932), Лондоне (1935). Оформил для Метрополитен-Опера спектакли «Королева Фьяметта» К. Леру (1919), «Синяя птица» А. Вольфа (1919), «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова (1922), «Король Лахора» Ж. Массне (1924). Исполнил декорации к опере «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева для Чикагской оперы (1921), к балетам «Азиада» и «Карнавал» на музыку Ф. Листа для труппы М. Мордкина (1926) и др. В 1928 переехал в Чикаго. Оставив работу в театре, в дальнейшем занимался в основном станковой живописью и педагогикой. В 1929-57 был преподавателем Художе89 ственного института Чикаго. В 1933 испытал потрясение в связи с самоубийством жены. В 1934 его дочь Мара Чатфилд-Тэйлор купила летний дом в Сентрал-Сити в Колорадо, куда он в течение многих лет выезжал с учениками для работы на пленэре. В поздний период писал лирические пейзажи и символические картины в экспрессионистской манере: «Прометей» (1952), «Рапсодия» (1955), «Созвездие» (1955), «Судьба» (1957); обращался к гротеску: «Леди в белом» (1951), «Мистики» (1954) и др. Создал цикл картин на евангельские темы: «Галилейское море» (1946-47), «Всадники Апокалипсиса» (1946), «Снятие с креста» (1954-56), «Оплакивание» (1957-58). Эпизодически занимался скульптурой. Провел персональные выставки в Институте Карнеги в Питтсбурге (ежегодно в 1946-49), галерее К. Dweller в Нью-Йорке (1956), Художественном институте Чикаго (1958) и Институте Смитсониан в Вашингтоне (1971). В 1994 его выставка состоялась в Музее театрального и музыкального искусства в Петербурге. Представлен в ГРМ, П Т , ГЦТМ и музее Большого театра в Москве. Большая часть театральных работ хранится в Публичной библиотеке Нью-Йорка. Архивный фонд художника, переданный его дочерью, находится в Институте Смитсониан в Вашингтоне.

  1. анисфельд борис израилевичАнисфельд Борис Израилевич художник график живописец театральный декораторПсевдонимыi Анисфельдu Бер Израилевич А.u прил.Источникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов ...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена