Художественная энциклопедия

ЮОН

Юо́н

Константин Фёдорович (1875, Москва – 1958, там же), русский живописец и график, театральный декоратор, педагог. Учился вМосковском училище живописи, ваяния и зодчества(1894—98) у К. А.Савицкого, А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, Л. О. Пастернака, А. М. Корина, затем в мастерской В. А.Серова(1898—99). Посетил Австрию, Швейцарию, Германию, Италию, Францию, неоднократно путешествовал по древним русским городам. Один из организаторовСоюза русских художников(1903—23), член художественного объединения«Мир искусства»иАссоциации художников революционной России(с 1925 г.). Совместно с И. О. Дудиным руководил художественной школой в Москве (1900—17).Преподавал во Всероссийской академии художеств в Ленинграде (1939—40), в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1952—55). Был главным художником Малого театра (1945—47). Народный художник СССР (1950).
Юон – мастер лирического пейзажа. В основе его живописного метода – работа напленэре, увлечениеимпрессионизмом(«Голубой куст», 1907). В картинах художника предстаёт образ России, в которой существуют в гармонии город и деревня, старина и современность. Юон пишет сияющий радостными, звонкими красками мир русской провинции – раздолье русской природы, стены и башни монастырей, белокаменные соборы с золотыми куполами, деревенские домики. На фоне голубого неба, часто занимающего большую часть пространства, на улицах и площадях кипит оживлённая, праздничная жизнь: несутся повозки, спешат по делам или неспешно прогуливаются люди в ярких одеждах. Художник особенно любил писать Троице-Сергиеву лавру («К Троице», 1903; «Троицкая лавра зимой», 1910; «Купола и ласточки», 1921, ГТГ) и подмосковное село Лигачёво, где встретил свою будущую жену, крестьянку Клавдию, и вспоследствии поселился. В картине «Мартовское солнце. Лигачёво» (1915) ощущается морозный воздух, пронзительная голубизна неба и снега. Заходящее солнце «зажигает» золотыми красками стволы деревьев.
После Октябрьской революции создал аллегорическую картину «Новая планета» (1921), в которой представлено тревожное утро рождения нового мира. В 1920– 30-х гг. писал историко-революционные и бытовые картины («Вузовцы», 1929; «Утро индустриальной Москвы», «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года»; обе – 1949), продолжал создавать лирические пейзажи («Русская зима. Лигачёво», 1947) В 1930-е гг. оформлял театральные постановки во МХАТе, Большом и Малом театрах, серию портретов писателей, учёных, актёров («Портрет В. Н. Пашенной», 1945).
Учениками Юона были В. И.Мухина, В. А. Ватагин, А. В. Куприн, С. Ю.Судейкин, В. А.Фаворскийи многие др. художники.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

  1. юонКонстантин Федорович русский художникпейзажист. Автор картин К Троице Купола и ласточки и множества других среди которых особое место занимают виды СвятоТроицкой Сергиево...Православный энциклопедический словарь
  2. юонЮОН Константин Фдорович живописец народный художник СССР действительный член АХ СССР . Жизнерадостные пленэрные пейзажи Мартовское солнце жанровопейзажные и тематическ...Русская энциклопедия
  3. юонЮОН Константин Федорович российский живописец народный художник СССР действительный член АХ СССР . Член Союза русских художников. Жизнерадостные пленэрные пейзажи Марто...Современный энциклопедический словарь
  4. юонЮон Павел Juon композитор швейцарец по происхождению род. в Москве в г. Пишет в духе Брамса. Главные его произведения струнный квинтет фортеп. трио фортеп. секстет сона...Энциклопедический словарь
  5. юонПавел Juon композитор швейцарец по происхождению род. в Москве в г. Пишет в духе Брамса. Главные его произведения струнный квинтет фортеп. трио фортеп. секстет сонаты д...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона