Художественная энциклопедия

ЭНГР

Энгр

(ingres) Жан Огюст Доминик (1780, Монтобан, – 1867, Париж), французский живописец и график, музыкант; представительклассицизма. Учился у отца, миниатюриста и скульптора Ж. Энгра, затем (с 1791 г.) в Тулузской академии у Г. Ж. Рока. В 1797 г. переехал в Париж, где посещал мастерскую Ж. Л.Давида, поступил в Школу изящных искусств (1799). В 1806—20 и 1834—41 гг. жил в Риме, в 1820—24 гг. – во Флоренции. В 1824 г. Энгр открыл в Париже свою школу живописи, с 1829 г. преподавал в Академии изящных искусств в Париже. В 1834—41 гг. занимал пост директора Французской академии в Риме. С 1841 г. жил и работал в Париже.
Энгру были близки творческие принципы его учителя Давида тонкое чувство объёма и контура, особая экономность линии, отсутствие лишних деталей, стремление подчеркнуть в натуре прекрасное, благородное.Свой путь в искусстве Энгр начал с портретов («Автопортрет», 1804; три портрета членов семьи Ривьер – отца, матери, дочери, 1805; «Император Наполеон на троне», 1806). В Риме художник тщательно изучал античное искусство, что воплотилось в его картинах «Эдип и сфинкс» (1808), «Юпитер и Фетида (1811). Во Флоренции была написана картина „Обет Людовика XIII“ (1824) для кафедрального собора в родном городе художника Монтобане, за которую критика назвала Энгра „новым Рафаэлем“.


Ж. О. Д. Энгр. «Портрет мадемуазель Ривьер». 1805 г. Лувр. Париж




Ж. О. Д. Энгр. «Портрет Л. Ф. Бертена». 1832 г. Лувр. Париж




Ж. О. Д. Энгр. «Портрет Н. Паганини». Карандаш. 1819 г. Лувр. Париж


Энгр вошёл в историю искусства прежде всего как замечательный портретист, хотя он сам считал этот жанр «низким». Его портреты пленяют чистотой и музыкальностью плавных линий, скульптурностью формы («Мадам Девосе», 1807; «Мадам Зенон», 1816; «Мадам Муатесье», 1851). Энгр был виртуозным мастером изображения обнажённой натуры. В работах «Купальщица Вальпинсона» (1808), «Большая Одалиска» (1814), «Турецкая баня» (1862—63) холодная чистота стиля сочетается с затаённой чувственностью; певучие линии контуров, изысканная пластика поз и жестов напоминают об античной классике.
В поздний период творчества Энгр пишет большие мифологические картины («Мученичество св. Симфориона», 1834); его живописная манера становится академичной. Однако в эти же годы созданы многие лучшие портреты. В «Портрете Л. Ф. Бертена» (1832) представлен властный умный буржуа в характерной позе «хозяина жизни», что дало повод художнику Э.Маненазвать эту работу «портретом буржуазного Будды». Графические портреты Энгра, которые он создавал на протяжении всей жизни, отличает непосредственность, раскованность, жизненность деталей (портрет скрипача-виртуоза Н. Паганини, 1819).
Творчество Энгра оказало большое влияние как на развитиеакадемизмаво французском искусстве, так и художников новых направлений, взявших на вооружение энгровскую филигранную отточенность линий (Э.Дега, П.Пикассои др.).
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

  1. энгрIngres Жан Огюст Доминик французский живопиец ирисовальщик. Блестящий мастер композиции строгого и тонкого рисункаправдивых острохарактерных портретов Л. Ф. Бертен . В ...Большой энциклопедический словарь II
  2. энгрЖан Огюст Доминик Ingres Jean Auguste Dominique Монтобан Париж. Французский живописец и график. Один из крупнейших художников XIX в. выступал в защиту традиций классиц...Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия
  3. энгрЭНГР а м. Ingres Jean Auguste Dominique . Вид бумаги для художественных работ акварелей. От имени фр. художника Энгра. emДнем пришел рисовать деревенских детей но нелюбим...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  4. энгрЭНГРstrong межд. То же чтоэгр....Словарь русского арго
  5. энгрЭНГР Ingres Жан Огюст Доминик французский живопиец и рисовальщик. Блестящий мастер композиции строгого и тонкого рисунка правдивых острохарактерных портретов Л. Ф. Берте...Современный энциклопедический словарь
  6. энгрЭнгр Жан Огюст Доминик Ingres французский исторический и портретный живописец. С г. он учился у Л. Давида в г. за картину Ахиллес принимает в своем шатре посланцев Аг...Энциклопедический словарь
  7. энгрЖан Огюст Доминик Ingres французский исторический и портретный живописец. С г. он учился у Л. Давида в г. за картину Ахиллес принимает в своем шатре посланцев Агамемн...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона