Художественная энциклопедия

ПОЛЬША

Польша

(Polska), Польская Народная Республика, социалистическое государство в Восточной Европе. Древнейшие памятники на территории Польши относятся к эпохе неолита - сосуды с "линейно-ленточным", "накольчатым", "шнуровым" и другими орнаментами, к эпохам бронзы и железа - укрепленные общинные поселения (Бискупин, около 550-400 до н. э.), культовые повозки с фигурками птиц и зверей (лужицкая культура), "лицевые" урны (поморская культура), памятники искусства древних славян (керамические сосуды, фибулы и др.). VII-XII вв. датируются обобщённая по формам скульптура (изображения богов и зверей), остатки славянских поселений с деревянно-земляными укреплениями (в Гданьске, Гнезно, Вроцлаве и др.).

С принятием христианства (966) развивается каменное культовое зодчество (капелла-ротонда Девы Марии на Вавеле в Кракове). Со второй половины XI в. утверждается романский стиль: суровые и величественные трехнефные базилики (частично сохранившиеся костёлы в Познани и Гнезно, костёл св. Анджея в Кракове) с монументальными башнями (костёл в Туме, около 1141-61), иногда с перспективными порталами и междунефными столбами, покрытыми богатой резьбой (костёл Марии Магдалины во Вроцлаве). Ясностью и строгостью форм отличались немногочисленные романские крипты (крипта св. Леонарда в соборе на Вавеле в Кракове). Редким памятникам скульптуры (тимпан портала костёла Девы Марии "на песке" во Вроцлаве) присуща мягкая обобщённость форм. Нарядной орнаментальностью и жизненной непосредственностью изображений отличаются рельефы бронзовых дверей костёла Девы Марии в Гнезно. Живописи XII-XIII вв. (фрески костёлов в Туме и Червиньске) присущи плоскостность, локальность расцветки. В XIV-XV вв. укрепление феодальной монархии в Польше способствовало расцвету городской культуры. Распространилась готика, в которой своеобразно преломлялись воздействия Германии, Чехии и Нидерландов. На юге сооружались базиликальные храмы из камня и кирпича (собор на Вавеле и костёл Девы Марии в Кракове), на севере - зальные кирпичные костёлы (костёл Девы Марии в Гданьске), отличающиеся величественностью и строгостью облика.Просторные интерьеры перекрыты крестовыми, звездчатыми или трехдольными "пястовскими" сводами. В конце XV - начале XVI вв. нарастает декоративность. Появляются кристаллические своды с живописной орнаментацией. Деревянные костёлы (в Дембно, вторая половина XV в.) сохраняют связь с народным зодчеством. Бурно растущие города в XIV-XV вв. застраиваются по регулярному плану и окружаются каменными стенами с воротами, башнями, а иногда и с предвратными укреплениями-барбаканами (в Кракове, Варшаве). Городские постройки отличаются многообразием готического декора (ратуши в Торуни и Вроцлаве, Ягеллонский университет в Кракове). Замки в XIV-XV вв. имели на юге нерегулярный план (Бендзин), на севере - прямоугольный (Цеханув). На севере сохранились укрепленные монастырские комплексы крестоносцев (Мальборк, XIII-XV вв.). В изобразительном искусстве XIV-XV вв. нарастает реалистическое начало (готические надгробия с наивно-выразительными фигурами "плакальщиков" и схематичными фигурами умерших). Деревянная скульптура в начале XV в. отражает влияние "мягкого стиля". В главных произведениях готической скульптуры Польши - алтаре костёла Девы Марии в Кракове (1477-89, скульптор Вит Стош;см.Штос Фейт) - реалистические устремления поздней готики сочетаются с веяниями Возрождения.

Живопись XIV-XV вв. отражает контакты на юге с чешским, на севере с нидерландским, на востоке с древнерусским (росписи капеллы замка в Люблине, 1418) искусством. В стенных росписях, отличающихся утонченным линейным ритмом, появляются пейзажные и жанровые мотивы (костёл в Неполомице, 1360-70), нарядная орнаментация (костёл в Дембно, около 1500). Алтарной живописи XV в. при декоративной плоскостности свойственно стремление к передаче национальных типов, жизненных ситуаций, а со второй половины XV в. (отчасти под нидерландским влиянием) - и к передаче пространства и объёма. Но сохраняется и любовь к декоративному узорочью (триптих с "Успением богоматери", около 1508, Марцин Чёрный). Высокого расцвета достигает в XI-XV вв. декоративно-прикладное искусство (серебряное утварь, оружие, витражи).

В конце XV - начале XVI вв. с распространением гуманистических идей в Польше складывается культура Возрождения. Главным образом итальянскими архитекторами в XVI - начале XVII вв. перестраиваются дворцы и замки (замок на Вавеле в Кракове, с внутренним двором, обнесённым аркадными галереями, 1502-16), в костёлах создаются ренессансные капеллы (капелла Сигизмунда I в соборе на Вавеле в Кракове, 1517-33). Ренессансные формы в городском строительстве вплоть до XVII в. переплетаются с готическими традициями. В домах и ратушах наряду с лоджиями, аркадными внутренними дворами, ордерными порталами широко применяются декоративные аттики с нарядной орнаментальной резьбой (торговые ряды суконщиков "Сукеннице" в Кракове, ратуша в Познани). В северных и центральных районах Польши в конце XVI - начало XVII вв. проявляется воздействие нидерландского маньеризма (арсенал в Гданьске, дома в Казимеже-Дольны). В изобразительном искусстве XVI в. нарастает светское начало (живописные фризы в залах замка на Вавеле в Кракове). Развивается портретная и батальная живопись, высокого уровня достигает миниатюра (миниатюры "Кодекса Бальтазара Бехема" со сценами жизни городских сословий, 1505). Широкое распространение получают скульптурные надгробия с ордерным декором. В конце XVI - начале XVII вв. в них усиливается маньеристический декоративизм (Санти Гуччи, Ян Михалович из Ужендова). В алтарной живописи, отмеченной наивно-реалистическими чертами, ощутимо воздействие венецианского Позднего Возрождения. В декоративно- прикладном искусстве XVI в. (серебряные реликварии, оружие, ткани) готические традиции уживаются с отдельными мотивами ренессанса.

С наступлением феодально-католической реакции (начало XVII в.) начинается строительство церквей в стиле барокко (костёл св. Петра и Павла в Кракове, 1605-19), которые достигают особой пышности, композиционной сложности и динамики в конце XVII - начале XVIII вв. (костёл сакраменток в Варшаве, костёл бернардинцев в Кракове). С середины XVIII в. интерьеры костёлов отделываются в стиле рококо. В деревянном зодчестве уживаются барочные и готические формы. Для замков конца XVI - начала XVII вв. характерна усложнённость плана (пятиугольный замок в Уязде, 1631-44). С конца XVII в. под воздействием французского зодчества сооружаются парадные загородные резиденции с курдонёрами и регулярными парками (дворец в Вилянуве, ныне в черте Варшавы), а также городские дворцы без боковых флигелей (дворец Красиньских в Варшаве). Со второй половины XVII в. применяется декоративная скульптура из стукко, с конца XVII в. - иллюзионистические росписи. В середине XVIII в. получают широкое распространение деревянные алтари с пышной резьбой. В портретной, батальной и отчасти алтарной живописи сосуществовали барочные и наивно-реалистические черты. Бытовавшим в мелкошляхетской среде парадным и надгробным (так называемым сарматским) портретам были свойственны декоративная плоскостность, острая жизненная выразительность изображений. Портретная гравюра Польши XVII-XVIII вв. отражала воздействие Нидерландов. В декоративно-прикладном искусстве, отличавшемся необычной пышностью, мотивы европейского барокко сочетались с восточными и национальными орнаментами (мебель, ворсовые ковры, гобелены, шёлковые "персидские" пояса).

С конца XVIII в. на развитие искусства влияли просветительство, антифеодальное и национально-освободительное движение. Архитектуре классицизма (с 1770-х гг.) свойственны вначале отдельные барочные черты (дворцово-парковьй комплекс Лазенки в Варшаве). Для построек конца XVIII - начала XIX вв. характерны камерность, изысканная простота форм (церкви и дворцы архитекторов Ш. Б. Цуга, X. П. Айгнера, Я. Кубицкого). В конце 1810-20-х гг. архитектура классицизма становится более парадной, приобретает пространственный размах (ансамбли центр, площадей Варшавы, архитектор А. Корацци). В период политической реакции 1830-х гг. строительство сокращается, усиливаются тенденции стилизаторства и эклектизма. Во второй половине XIX в. хаотически разраставшиеся города застраивались доходными домами с дворами-колодцами. На рубеже XIX и XX вв. архитектор С. Виткевич в поисках национального своеобразия создал так называемый стиль Закопане, использующий традиции народной архитектуры. В начале XX в. распространился стиль "Модерн" (Старый театр в Кракове, архитекторы Т. Стрыеньский, Ф. Мончиньский; Банк кооперативных обществ в Варшаве, архитектор Я. Хёйрих-младший).

При королевском дворе в Варшаве в последней трети XVIII в. главную роль играли иностранные художники (живописцы М. Баччарелли, И. Б. Лампи, Б. Беллотто). Придворному искусству противостояли художники, стремившиеся выразить в исторических композициях гражданственно-патриотические настроения эпохи (Ф. Смуглевич (П. Смуглявичюс), М. Стахович). Зарождение демократического бытового жанра связано с Я. П. Норблином и его последователями М. Плоньским и А. Орловским. В первой трети XIX в. господствующим направлением был академический классицизм. Но развивался и бытовой жанр, основанный на непредвзятом наблюдении натуры (сцены городской жизни Ф. Пиварского, Ф. Пенчарского). В 1840-50-х гг., в эпоху подъёма национально-освободительного движения, утвердился романтизм, проникнутый национально-демократическими тенденциями (П. Михаловский и др.). С середины XIX в. получила развитие историческая живопись, достигшая своей вершины в 1860-80-х гг. в творчестве Я. Матейко. Демократическая пейзажная и жанровая живопись в 1860-х гг. проникнута социально-критическими нотами (А. Котсис, Ю. Шерментовский, В. Герсон). Тенденции демократического реализма достигают вершины в 70-80-х гг. в картинах на темы сельской и городской жизни М. и А. Герымских, Ю. Хелмоньского. В батальной живописи романтизм Ю. Коссака сменяется бытовизмом Ю. Брандта. С конца 1880-х гг. возникают тенденции натурализма и салонного академизма, отмеченные порой фольклорно-символическими чертами (Х. Семирадский, В. Прушковский и др.). На рубеже XIX и XX вв. распространяются импрессионизм (Ю. Панкевич, О. Бознаньская, Я. Станиславский, Л. Вычулковский) и стиль "модерн". Искусству "модерна" в Польше наряду с изощрённой декоративной фантазией, а иногда и чертами салонности свойственны национально-демократические устремления и тенденции символизма (Я. Мальчевский, С. Выспяньский, Ф. Рущиц, В. Войткевич). Социально-реалистические тенденции проявились в гравюрах А. Каменьского, картинах С. Ленца. Новый подъём переживала графика (гравюры Вычулковского, книжное оформление Выспяньского, архитектурные рисунки С. Ноаковского, плакаты Ю. Мехоффера, К. Фрыча). В скульптуре реализм и стиль "модерн" сосуществовали с импрессионизмом (В. Шиманевский, К. Лящка, К. Дуниковский). После периода упадка на рубеже XIX и XX вв. возникают попытки обновления декоративно- прикладного искусства, возрождения народных промыслов.

После создания самостоятельного буржуазного польского государства (1918) искусство развивалось противоречивым путём. Стремление к освоению достижений западноевропейской культуры, попытки создания современного национального стиля и поиски новых форм реализма сосуществовали с формальным экспериментаторством. В архитектуре 20-30-х гг. тенденции неоклассицизма и функционализма (здание общества "Прюденталь" в Варшаве, Ягеллонская библиотека в Кракове и др.) соседствовали с модернистической стилизацией в духе народного зодчества. Предпринимались попытки регулирования городской застройки, создания рационально организованных районов (Жолибож в Варшаве). Делались первые опыты массовой застройки в духе функционализма (архитекторы Б. и С. Брукальские, Ш. Сыркус, Б. Пневский). Возможности реализации проектов были ограниченны. В изобразительном искусстве проявились черты кубизма и экспрессионизма (живопись и скульптура З. Пронашко, Т. Чижевского). Обращение к традициям народного искусства нередко сочеталось с модернистической стилизацией. Демократическую линию в "фольклорном" направлении представляли гравюры В. Скочиляса, отчасти исходившие из традиций лубка. Они оказали влияние на формирование польской графической школы XX в. (Б. Краснодембска-Гардовска, Т. Кулисевич и др.). Демократическую линию в живописи представляли Ю. Т. Маковский, своеобразно претворявший приёмы примитивизма и кубизма, и Ф. Коварский, тяготевший к драматизму и неоклассической обобщённости изображений. В творчестве "колористов" (Я. Цибис, X. Рудзка-Цибисова и др.) получили своеобразное национальное воплощение приёмы постимпрессионизма. В 30-х гг. социальный протест выражали в отвлечённо-экспрессивных формах живописцы М. Ярема, И. Стерн, Т. Кантор. Художники X. Краевская, Ю. Краевский, Ф. Бартошек обращались к традициям прогрессивной немецкой графики. Бесчеловечность и лицемерие буржуазного мира разоблачали сатирические рисунки Б. Линке. В скульптуре стилизация в духе народного искусства (Я. Щепковский) сосуществовала с неоклассическими тенденциями (памятники и статуи В. Виттига, А. Замойского). Крупнейший польский скульптор Дуниковский, творчески перерабатывая приёмы кубизма и экспрессионизма, создал героический по духу, национальный монументальный стиль. Большие успехи были достигнуты в рекламной графике и плакате (В. Ястшембовский, Т. Гроновский, Э. Бартломейчик), декоративно-прикладном искусстве (килимы, керамика, мебель, изделия из металла).

Во время второй мировой войны 1939-45 многие населённые пункты Польши были разрушены, памятники культуры уничтожены. После установления народной власти многие города и памятники были восстановлены при участии СССР и других социалистических стран. В послевоенной архитектуре важную роль играли мастера старшего поколения (Сыркус, Пневский, Брукальские). В жилом строительстве строчная застройка с экономичными малоэтажными зданиями с середины 50-х гг. (благодаря внедрению индустриальных методов) сменяется свободными по планировке жилыми комплексами с многоэтажными крупнопанельными и крупноблочными домами, а с начала 60-х гг. - и с домами из взаимозаменяемых сборных элементов. В связи с бурным развитием промышленности в 50-х гг. были созданы новые гг. Нова-Хута (ныне в черте Кракова), Нове-Гыхы близ Катовице и др. Общественные здания в конце 40-х - начале 50-х гг. строились в национальных традициях функционализма ("Дом партии" в Варшаве, универмаг в Познани). После краткого увлечения историческими стилями (площадь Конституции в Варшаве) в конце 50-х гг. возникло тяготение к рациональной простоте форм. Постройкам 60-х - начала 80-х гг. присущи функциональная целесообразность планировки, смелость и оригинальность конструктивных решений, выразительное ритмическое сочетание типовых звеньев (Дом студенток в Кракове, магазин "Суперсам" в Варшаве и др.). Ведётся реконструкция городских центров, в которой проявляется стремление к созданию выразительных объёмно- пространственных композиций (ансамбль Маршалковской улицы в Варшаве, центр г. Катовице). В городских комплексах важную роль играют декоративная скульптура, мозаики, витражи. Достигнуты большие успехи в строительстве больниц и школ, спортивных сооружений, промышленных зданий (фабрики в Калише, Вышкуве и др.).

В становлении изобразительного искусства участвовали крупные старейшие мастера (монументы Дуниковского, исторические и аллегорические композиции Коварского и др.). В начале 50-х гг. к темам социалистического строительства и революционной борьбы обращаются многие художники. Гуманистические национальные традиции получают новое развитие в скульптурном портрете (Дуниковский, А. Карны и др.) станковой графике и плакате, отличающихся богатством художественных форм (графические циклы Кулисевича, плакаты Т. Трепковского и др.). Сохраняются традиции "колоризма" (живопись Цибиса и др.). Отдельные мастера продолжают следовать приёмам фовизма, кубизма и экспрессионизма. С середины 50-х гг. самодовлеющие пластические искания выступают на первый план. Распространяются абстрактное искусство, сюрреализм, а с конца 60-х гг. оп-арт, поп-арт и другие неоавангардистские течения. Вместе с тем возникают и тенденции возврата к реализму. Группы художников-реалистов создаются в Варшаве, Гданьске и др. Создаются картины на тему индустриализации, пейзажи, портреты, бытовые сцены, выразительные монументы (Музей Конечны и др.). Для искусства 70-80-х гг., часто обращающегося к проблемам труда, войны и мира, характерны поиски эмоционально острых, художественно изощрённых решений. Ряд скульпторов и живописцев обращается к традициям народного искусства. Высокий расцвет переживает станковая и книжная графика, отличающаяся экспрессией и декоративным изяществом образов, многообразием художественных приёмов. Композиционной остротой, декоративностью, остроумной выдумкой выделяется плакат. Уделяется большое внимание развитию народных художественных промыслов, художественному конструированию промышленных изделий. В произведениях декоративно-прикладного искусства поиски современных форм сочетаются с использованием традиций народного искусства.




Междунефный столб костёла Троицы в Стшельно. Около 1180.




Костёл св. Войцеха во Вроцлаве. Западный фасад. 15 в.




Б. Берреччи и др. Капелла Сигизмунда I в соборе на Вавеле в Кракове. 1517 - 1533. Интерьер.




Ю. Хельмоньский. "Аисты". 1900. Национальный музей. Варшава.




К. Дуниковский. Памятник Силезским повстанцам близ Катовице. 1949 - 1952.

Литература:ИСиНМ, т. 3, М., 1971; ВИА, т. 4, 5, 7, 11, 12 (кн. 2), Л.-М., 1966-1977; Я. Захватович, Польская архитектура, пер. с польск., Варшава, 1967; Л. И. Тананаева, Польское изобразительное искусство эпохи Просвещения. Живопись. Рисунок, М., 1968; ее же, Очерки польской графики, М., 1972; ее же, Сарматский портрет. Из истории польского портрета эпохи барокко, М., 1979; Выставка группы польских художников-реалистов. (Каталог, б. м., 1969); Л. Н. Уразова, Польский плакат, М., (1969); И. Е. Светлов, Скульптура Народной Польши, М., 1976; Н. И. Свирида, Польская художественная жизнь конца XVIII - первой трети XIX в., М., 1978; Dobrowolski Т., Nowoczesne malarstvo polskie, t. 1-3, Wroclaw-Krakуw, 1957-64; Historia sztuki polskiej w zarysie, 2 wyd., t. 1-3, Krakуw, 1965; Starzynski J., Polska droga do samodzielnosci w sztuce, Warsz., 1973; Humll., Polska sztuka stosowana XX wieku, Warsz., 1978; Sztuka XIX wieku w Polsce, Warsz., 1979.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Синонимы:
пнр, речь посполитая, страна


  1. польшаPolska Польская Народная Республика Polska Rzeczpospolita Ludowa ПНР. I. Общие сведенияstrong П. социалистическое государство в Центральной Европе в бассейне рр. Висла ...Большая Советская энциклопедия II
  2. польшаPolonia Итальянорусский словарь. Синонимы пнр речь посполитая страна...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  3. польшаPolen n s пнр речь посполитая страна...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  4. польшаPolonia...Большой русско-испанский словарь
  5. польшаимя собств. сущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  6. польшаPologne f Rpublique de Pologne...Большой русско-французский словарь
  7. польшаPolska Польская Народная Республика ПНР госво в Центр. Европе. Независимость провозглашена в нояб. . В П. была оккупирована фашистской Германией. В освобождена Сов. Ар...Большой филателистический словарь
  8. польшаPologne f Rpublique de Pologne пнр речь посполитая страна...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  9. польшаРеспублика Польша Rzeczpospolita Polska государство в Европев бассейне Вислы и Одры на севере омывается Балтийским м. тыс. км.Население млн. человек св. поляки. Горо...Большой энциклопедический словарь II
  10. польшаПОЛЬША Республика Польша Rzeczpospolita Polska государство в Европе в бассейне Вислы и Одры на севере омывается Балтийским м. тыс. км. Население млн. человек св. пол...Большой энциклопедический словарь III
  11. польшаПОЛЬША Республика Польша Rzeczpospolita Polska государство в Европе в бассейне Вислы и Одры на севере омывается Балтийским м. тыс. кмampsup. население млн. человек св...Большой Энциклопедический словарь V
  12. польшаНаселение млн чел. Военный бюджет млрд долл. . Регулярные ВС тыс. чел. Резерв тыс. чел. в т. ч. СВ тыс. ВВС тыс. ВМС тыс. Военизированные формирования тыс. че...Вооруженные силы зарубежных стран
  13. польшаПольша Польская Республика госвоem на В.em Европы. Название Польша Polska от этнического наименования народа поляки polacy. См.em также Украина Хмельницкий. dd Географиче...Географическая энциклопедия
  14. польшаPolska Польская Hародная Pеспубликa Polska Rzeczpospolita Ludowa ПНР госво в центр. части Eвропы. Пл. тыс. кмsup. Hac. млн. чел. . Cтолица Bаршава. B адм. отношении П...Геологическая энциклопедия
  15. польшаул. Климашкина тел. факс Консульский отдел тел. Торговое представительство тел....Координаты посольств и консульств в Москве
  16. польшаул. Климашкина тел. факс Консульский отдел тел. Торговое представительство тел....Координаты посольств и консульств в Москве
  17. польшаПольша Polonia...Латинский словарь
  18. польшакорень ПОЛЬ суффикс Ш окончание А Основа слова ПОЛЬШВычисленный способ образования слова Суффиксальный ПОЛЬ Ш А Слово Польша содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  19. польшаНачальная форма Польша слово обычно не имеет множественного числа единственное число женский род именительный падеж топоним неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  20. польшаПольша Poland госво в Вост. Европе на побережье Балтийского моря. Стала независимым княжеством в в. приняла христианство при Мешко I . Владислав I объединил польские зе...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  21. польшаПольща Ляхвщина....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  22. польшаPolska Республика Польша госво в Центр. Европе. Пл. тыс. км. Нас. млн. чел. св. поляки. Офиц. яз. польский. Столица Варшава. Достоверные свидетельства о школах у п...Российская педагогическая энциклопедия
  23. польшаPole eo Polio...Русский-африкаанс словарь
  24. польшаPoland пнр речь посполитая страна...Русско-английский технический словарь
  25. польшагосударственный язык польский национальная валюта злотый Poland...Русско-английский экономический словарь
  26. польшаПольшча...Русско-белорусский словарь
  27. польшаПольшча жен.i...Русско-белорусский словарь II
  28. польшаLengyelorszg пнр речь посполитая страна...Русско-венгерский словарь
  29. польшаПольша...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  30. польшаПо Синонимы пнр речь посполитая страна...Русско-ивритский словарь
  31. польшаblnПольская Народная Республика пнр речь посполитая страна...Русско-китайский словарь
  32. польшаLehistan...Русско-крымскотатарский словарь
  33. польшаЛехистан...Русско-крымскотатарский словарь II
  34. польшаПольш...Русско-монгольский словарь
  35. польшаPolen n....Русско-немецкий словарь
  36. польшаPolen...Русско-немецкий словарь по искусству
  37. польшаPolen...Русско-нидерландский словарь
  38. польшаPolen пнр речь посполитая страна...Русско-норвежский словарь
  39. польша...Русско-персидский словарь
  40. польшаPolska...Русско-польский словарь
  41. польшагеогр пнр речь посполитая страна...Русско-португальский словарь
  42. польшаksem Республика ПольшаPuola Puolan tasavalta...Русско-финский словарь
  43. польшаPolsko...Русско-чешский словарь
  44. польша.strong Polen...Русско-шведский словарь
  45. польшаPolen...Русско-шведский словарь II
  46. польшаPoola...Русско-эстонский словарь
  47. польшаСтрана...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  48. польшаПольша Речь Посполитая Словарь русских синонимов. польша сущ. колво синонимов ляхостан пнр речь посполитая страна Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы ...Словарь синонимов II
  49. польшаПольша Речь Посполитая...Словарь синонимов
  50. польшаПольша Polska госво в Центр. Европе на СЗ. омывается Балтийским морем. Пл. тыс. км. Столица Варшава крупнейшие города Лодзь Краков Вроцлав Познань Гданьск Щецин. Б. ч. ...Словарь современных географических названий
  51. польшаh Польшаbig сущ.жен.неод.ед.i род. Нас выезжих из Польши не любят в вашей России!КБ . бы нам теперь уничтожить права Польши и ввести русский распорядок илиПс....Словарь языка Грибоедова
  52. польшаПольща...Словник-антисуржик
  53. польшаPolska Польская Народная Республика Polska Rzeczpospolita Ludowa госво в Центр. Европе. Граничит с ГДР на З. ЧССР на Ю. СССР на В. на С. омывается Балтийским м. Площ. ...Советская историческая энциклопедия
  54. польша,ПОЛЬША Республика Польша Rzeczpospolita Polska государство в Европе в бассейне Вислы и Одры на севере омывается Балтийским м. тыс. км. Население млн. человек св. п...Современный энциклопедический словарь
  55. польшаPoland официальное назв. Республика Польша страна в Центральной Европе имеющая выход к Балтийскому морю граничащая с Германией Чехией Словакией Украиной Белоруссией Росси...Страны и города мира. Словарь
  56. польшаРЕСПУБЛИКА ПОЛЬША Государство в Центральной Европе. На севере граничит с Россией КалиникГрадская область на востоке с Литвой Беларусью и Украиной на юге с Чешской Респу...Страны мира
  57. польшаem...Українсько-китайський словник
  58. польшаRzeczownik Польша Polska...Универсальный русско-польский словарь
  59. польшаШало Поль Пол Плоша Паль Опал Опа Альп Шоп Польша Шаль...Электронный словарь анаграмм русского языка
  60. польшаПОЛЬША Республика Польша Rzeczpospolita Polska государство в Европе в бассейне Вислы и Одры на севере омывается Балтийским м. тыс. км. Население млн. человек св. по...Энциклопедический словарь естествознания
  61. польшаРеспублика Польша в гг. Польская Народная Республикагосударство в Центральной Европе. Независимость воссозданного польского государства провозглашена ноября г. Столиц...Энциклопедический словарь конституционного права
  62. польшаистория Период I. П. племенная и языческая.em В конце VI в. по Р. Хр. с уходом германских племен из бассейнов Вислы Одера и Эльбы происходит миграция славян к западу и се...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  63. польшаРеспублика Польша прибалтийское европейское государство. С по страна называлась Польской Народной Республикой. На севере омывается водами Балтийского моря на северовост...Энциклопедия «Города и страны» (сводная)
  64. польшаРеспублика Польша прибалтийское европейское государство. С по страна называлась Польской Народной Республикой. На севере омывается водами Балтийского моря на северовост...Энциклопедия «Города и страны» (сводная)
  65. польшаPolandя мировая война сент. Германия вторглась в Польшу имея пех. и бронетанковых дивизии против пех. и кав. дивизий и одной моторизованной бригады Войска Польского. ...Энциклопедия битв мировой истории
  66. польшаПОЛЬШАРеспублика Польша прибалтийское европейское государство. С по страна называлась Польской Народной Республикой. На севере омывается водами Балтийского моря на севе...Энциклопедия Кольера II
  67. польшав этой форме уже в Разор. Моск. госуд. Котошихин и др. Восходит через укр. Польща блр. Польша к др.польск. местн. п. ед. ч. w Polszcze от Polska Польша из Роlьskаjа zem...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  68. польшаПольша Польшав этой форме уже в Разор. Моск. госуд. Котошихин и др. Восходит через укр. Польща блр. Польша к др.польск. местн. п. ед. ч. w Polszcze от Polska Польша из ...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)