Художественная энциклопедия

МАЛЕВИЧ

Мале́вич

Казимир Северинович (1878, Киев – 1935, Ленинград), русский живописец, график, педагог, теоретик искусства; один из основоположниковабстракционизма.Происходил из семьи выходцев из Польши. В 1895—96 гг. занимался в Киевской рисовальной школе, учился вМосковском училище живописи, ваяния и зодчества(в сер. 1900-х гг.) и в частной студии Ф. И. Рерберга в Москве (1905—10). Теоретические исследования изложил в ряде лекций, статей и брошюр («От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм», 1915; «О новых системах в искусстве», 1919; «Супрематизм. Мир как беспредметность», 1922; «Введение в теорию прибавочного элемента в живописи», 1926).


К. С. Малевич. «Автопортрет». 1933 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург


Творческий путь начал с этюдов, писавшихся напленэре. Знакомство с М. Ф.Ларионовымприобщило его к авангардным течениям в искусстве. В 1900-х – нач. 1910-х гг., в период становления творческой индивидуальности, прошёл путь отимпрессионизмаисимволизма(«Весна – цветущий сад», «Цветущие яблони»; обе – 1904; «Купальщицы», 1908) через элементыфовизмаиэкспрессионизма(автопортреты 1910—11 гг.) кпримитивизму(«Мозольный оператор в бане», «Полотёры», обе – 1911—12; «Жница», «Уборка ржи»; обе – 1912). В 1912 г. Малевич сблизился с авторами «заумной» поэзии А. Е. Кручёных и В. Хлебниковым. В живописи этих лет, получившей название кубофутуризма, кубистическое разложение формы соединялось с футуристическим принципом динамизма («Точильщик. Принцип мелькания», 1912; «Станция без остановки», 1913). Другие картины определялись Малевичем как «заумный реализм», «алогизм форм» («Портрет И.В. Клюна», «Корова и скрипка»; обе – 1913; «Авиатор», «Англичанин в Москве»; обе – 1914). Алогические произведения были построены на монтаже разнородных пластических элементов, вырванных из естественного контекста и включённых в композицию, озадачивающую разум обывателя непостижимым смыслом. В 1913 г. Малевич создал костюмы и декорации для футуристической оперы «Победа над Солнцем», поставленной в Санкт-Петербурге (либретто Кручёных, пролог Хлебникова, музыка М. В. Матюшина).


К. С. Малевич. «Уборка ржи». 1912 г. Городской музей. Амстердам


В 1915 г. на выставке «0.10» художник впервые показал зрителям 39 полотен под общим названием «Супрематизм живописи», в том числе знаменитый «Чёрный квадрат». По утверждению Малевича, супрематизм (от лат. supremus – наивысший) – это живописный абсолют, в котором выражены формула и сущность Вселенной. Полностью отказавшись от предметности, художник конструирует свою живописно-пластическую систему, основанную на сочетаниях и взаимодействии простых геометрических фигур. «Белый квадрат на белом фоне» (1918) ознаменовал последнюю стадию супрематизма, на которой из живописи исчезли и контуры фигур. Остался чистый холст, символ бесконечного и непостижимого Ничто.


К. С. Малевич. «Чёрный квадрат». 1915 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва


В 1919—22 гг. Малевич жил и работал в Витебске, где создал объединениеУтвердители нового искусства(Уновис). В 1923 г. он возглавил Петроградский музей художественной культуры, реорганизованный впоследствии в Государственный институт художественной культуры (Гинхук; закрыт в 1926 г.). В сер. 1920-х гг. Малевич создал первые рисунки «планитов», ознаменовавших переход к пространственно-объёмному супрематизму. За ними последовали «архитектоны» – модели новой архитектуры.


К. С. Малевич. «Крестьяне». 1928—29 гг. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург


В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. художник вернулся к предметной живописи. Супрематическая Вселенная 1910-х гг. заполнилась персонажами, которые могли гармонично существовать только в мире правильных лаконичных форм («Девушки в поле», «Спортсмены», «Женщина с граблями», «Пейзаж с пятью домами»; все – 1928—32). В портретной живописи воспоминания о супрематизме обогатились приёмами искусства эпохиВозрожденияс его осознанием человека как высшей ценности мира («Портрет жены художника», «Мужской портрет», «Автопортрет»; все – 1933).
Творчество Малевича оказало мощное воздействие на искусство 20 в. Его идеи стали источником новых живописных, архитектурных и дизайнерских решений, нашли применение в разных областях прикладного искусства. Учениками и последователями Малевича были О. В. Розанова, И. В. Клюн, И. А. Пуни, Н. А. Удальцова, В. Ф. Степанова, Л. С.Попова, А. М.Родченкои др.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

  1. малевичпутешественник х гг.Венгеров...Большая биографическая энциклопедия
  2. малевичМАЛЕВИЧ Казимир Северинович [ . . близ Киева . . Ленинград] советский художник. Учился в Училище живописи ваяния и зодчества и студии Ф. И. Рерберга в Москве. Участн...Большая советская энциклопедия
  3. малевичвласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  4. малевичКазимир Северинович российский художник.Основоположник одного из видов абстрактного искусства т. н. супрематизмаЧерный квадрат . С нач. х гг. занималсянаучнопреподавате...Большой энциклопедический словарь II
  5. малевичКазимир. Русский художник один из крупнейших представителей русского авангарда начала XX в. основатель и главный представитель супрематизма. М. родился в польской семье ...Лексикон нонклассики
  6. малевичКазимир Северинович русский художник педагог теоретик и практик супрематизма прошел путь от импрессионизма к кубизму и кубофутуризму. В десятые годы он создал первые бе...Мировая художественная культура. Словарь
  7. малевичМАЛЕВИЧ Казимир Северинович живописец теоретик искусства. Один из лидеров русского авангардизма х гг. Основоположник одного из видов абстрактного искусства супрематизма...Русская энциклопедия
  8. малевичМалевичПовсюду корень мал. Все эти фамилии образованы от древнерусских нецерковных имен или ласкательных прозвищ которые родители давали детям ведь в новорожденном сущест...Словарь фамилий
  9. малевичМАЛЕВИЧ Казимир Северинович российский художник. Основоположник одного из видов абстрактного искусства т. н. супрематизма Черный квадрат . С нач. х гг. занимался научноп...Современный энциклопедический словарь
  10. малевичМалевич Казимир. Русский художник один из крупнейших представителей русского авангарда начала XX в. основатель и главный представитель супрематизма. М. родился в польско...Энциклопедия культурологии