Художественная энциклопедия

МАЗАЧЧО

Мазаччо

(Masaccio; собственно Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди)) (1401-1428), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Крупнейший представитель флорентийской школы. Продолжив искания Джотто, придавал изображениям невиданную ранее жизненную убедительность, воплотил в религиозных сценах гуманистические представления о совершенной человеческой личности. Нередко сотрудничал с Мазолино да Паникале. Самые ранние из достоверных работ Мазаччо (полиптих церкви Санта-Мария дель Кармине в Пизе, 1426, отдельные части - в Национальной галерее, Лондон, и других музеях) отмечены энергичной светотеневой лепкой, острым ощущением пластичной трёхмерности фигур, стремлением к монументализированному обобщению форм. Между 1425-28 Мазаччо исполнил росписи в капелле Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (среди фресок, бесспорно принадлежащих Мазаччо, - "Изгнание из рая", "Чудо со статиром", "Св. Пётр и Иоанн, раздающие милостыню", "Св. Пётр, исцеляющий больных своей тенью"). Помещая фигуры в пространственно развёрнутой среде, подчёркивая их телесность обобщённой моделировкой и колоритом, Мазаччо решительно порывает со средневековыми традициями. В фреске "Троица" (около 1426-27, церковь Санта-Мария Новелла, Флоренция) Мазаччо, очевидно, под влиянием перспективных штудий Ф. Брунеллески создал величественное перспективное построение. Суровое и мужественное искусство Мазаччо оказало огромное воздействие на художественную культуру Возрождения, и в частности на творчество Пьеро делла Франческа и Микеланджело.




Portrat eines Junglings im Profil



Флоренция">
Дева Мария и Младенец со св. Анной. 1425. Уффици. Флоренция




Сцены из жизни Петра Сбор подати (Чудо со статиром). 1425-1428. Санта Мария дель Кармине. Капелла Бранкаччи. Флоренция




Галерея

Литература:Т. П. Знамеровская, Проблемы кватроченто и творчество Мазаччо, Л., 1975; Parronchi A., Masaccio, (Firenze, 1966); Berti L, Masaccio, L., 1967.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
Маза́ччо
(masaccio) (настоящее имя – Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи) (1401, Сан-Джованни-Вальдарно, близ Флоренции – 1428, Рим), итальянский живописец, один из основоположников искусства эпохи РаннегоВозрождения. Родился в зажиточной семье нотариуса. Сведений об учителях не сохранилось. Работал в основном в техникефрески. С 1422 г. жил во Флоренции, а также в Пизе и Риме. Во Флоренции изучал произведенияДжотто, был другом крупнейших ренессансных мастеров Л. Б.Альберти, Ф.БрунеллескииДонателло. С 1424 г. сотрудничал с Мазолино да Паникале, поэтому выделение произведений Мазаччо в совместно созданных ими алтарных образах и фресках до сих пор составляет одну из сложных проблем для историков искусства.


Мазаччо. «Чудо со статиром». Фреска. 1424—26 гг. Капелла Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине. Флоренция


В своём творчестве Мазаччо полностью преодолел традиции позднейготики, воплотил гуманистические представления о человеке. Первые работы, приписываемые Мазаччо, датированы 1422 г. («Триптих Сан Джовенале», на котором изображена Мадонна с Младенцем на троне с ангелами и святыми, и «Мадонна со св. Анной», исполненная совместно с Мазолино). Их отличает объёмность мощных фигур, стремление к обобщённости форм.
Самое прославленное произведение Мазаччо – фрески, посвящённые деяниям св. Петра, в капелле Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции, исполненные совместно с Мазолино. К росписям 1424—26 гг., принадлежащим кисти Мазаччо, относятся «Изгнание из Рая», где Адам и Ева представлены обнажёнными и беззащитными, «Чудо со статиром», «Св. Пётр, исцеляющий больных своей тенью», «Св. Пётр и Иоанн, раздающие милостыню». В «Чуде со статиром» (статир – серебряная монета) художник ещё соблюдает средневековую традицию, трижды повторяя фигуру апостола Петра, помещая разновременные эпизоды в одном пространстве, однако это не нарушает цельности глубинной композиции, построенной по законам прямойперспективы. Мощные коренастые фигуры апостолов, в которых узнаются люди из простонародья, подчёркнуто объёмны, их скульптурность выявлена крупными складками одежд, энергичной светотеневой лепкой. Мазаччо впервые пишет фреску так, что все персонажи в ней словно освещены потоком света, льющегося из реального окна капеллы; это придаёт живость и реальность изображённым событиям.


Мазаччо. «Изгнание из Рая». Фреска. 1424—26 гг. Капелла Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине. Флоренция


При посредничестве Брунеллески Мазаччо выиграл престижный конкурс на создание фрески «Св. Троица» для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции (1426—27). Здесь, возможно под влиянием Брунеллески, художник написал композицию, создающую полную иллюзию трёхмерного пространства, в соответствии с математическими законами перспективы, с точкой схода перспективных линий в центре. Св. Троица (Бог Отец, держащий крест с распятым Христом, и парящий над головой Спасителя белый голубь) помещена под сводами уходящей в глубину массивной арки, у её подножия стоят Богоматерь и апостол Иоанн. Перед аркой, за пределами священного пространства, – коленопреклонённыедонаторы. Ниже изображена гробница с назидательной надписью. Одним из первых Мазаччо использовал в работе над фреской подготовительныекартоны.
Суровая и мужественная живопись Мазаччо оказала ощутимое воздействие на искусство эпохи Возрождения, в особенности на творчествоПьеро делла ФранческаиМикеланджело.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

  1. мазаччоок. Творчество Мазаччо открывает XV век который был веком наивысшего расцвета флорентийского искусства. Не будет преувеличением сказать что наряду с архитектором Брунелл...100 великих художников
  2. мазаччоМАЗАЧЧО [Masaccio собственно Т о м м а з о д и Д ж о в а н н и д и Симоне Касса и Г в и д и] . СанДжованниВальдарно Тоскана осень Рим итальянский живописец. Являясь кру...Большая советская энциклопедия
  3. мазаччо[Masaccio собственно Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи Гвиди] . СанДжованниВальдарно Тоскана осень Рим итальянский живописец. Являясь крупнейшим представителем флоре...Большая Советская энциклопедия II
  4. мазаччоMasaccio наст. имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи Tomasso di Giovanni di Simone Cassai итальянский живописец.Представитель флорентинской школы один из основоположн...Большой энциклопедический словарь II
  5. мазаччоMasaccio наст. имя Томазо ди сер Джованни ди Моне Кассаи Кастелло Сан Джованни Вальдарно Рим. Итальянский художник. Мастер флорентийской школы. В вступил в цех флорен...Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия
  6. мазаччоMasaccio настоящее имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи итальянский живописец флорентийской школы. Один из основоположников искусства Возрождения. В религиозных сц...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. мазаччоТомазо ди Джованни ди Симоне Гвиди флорентийский живописец один из основоположников искусства раннего итальянского Возрождения. Своим творчеством Мазаччо продолжил худо...Мировая художественная культура. Словарь
  8. мазаччоMasaccio...Русско-немецкий словарь по искусству
  9. мазаччоМАЗАЧЧО Masaccio наст . имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи Tomasso di Giovanni di Simone Cassai итальянский живописец. Представитель флорентинской школы один из ос...Современный энциклопедический словарь
  10. мазаччоок. Творчество Мазаччо открывает XV век который был веком наивысшего расцвета флорентийского искусства. Не будет преувеличением сказать что наряду с архитектором Брунелл...Сто великих художников
  11. мазаччопсевдонм Томаззо д Ср Джованн д Моне Касса тал. маляр визначний художник кватроченто один з перших запровадив перспективу й свтлотнь релгйн картини фрески в тому числ в...Універсальний словник-енциклопедія
  12. мазаччопсевдонм Томаззо д Ср Джованн д Моне Касса тал. маляр визначний художник кватроченто один з перших запровадив перспективу й свтлотнь релгйн картини фрески в тому числ в...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  13. мазаччонаст. имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи по др. данным Томмазо Гвиди итал. живописец. Предст. флорентийской школы. Один из основоположников реалистич. исква Возро...Энциклопедический словарь псевдонимов
  14. мазаччоМАЗАЧЧОMasaccio итальянский живописец флорентийской школы. Вместе с архитектором Брунеллески и скульпторами Донателло и Гиберти считается одним из основоположников Ренес...Энциклопедия Кольера II