Художественная энциклопедия

ИСПАНИЯ

Испания

(Espaсa), Испанское государство. Государство в Западной Европе, на Пиренейском полуострове. Многообразие и сложность художественной культуры Испании обусловлены различиями исторических судеб отдельных её областей и этнического состава населения, наслоениями культурных традиций финикийцев (см.Финикия), кельтов, древних греков и римлян, германцев древних, арабов (или мавров), завоевавших в VIII в. большую часть территории Испании. Древнейшие памятники искусства на территории Испании относятся к эпохе палеолита: наскальные полихромные росписи и рисунки в пещерах Кантабрии (в т. ч. знаменитая Альтамира с необыкновенно жизненными, выразительными и совершенными по исполнению изображениями животных). К неолиту восходят схематические наскальные изображения охот и военных сцен (в пещерах восточной Испании) и лепная керамика с процарапанным примитивным ленточным орнаментом. Гончарное искусство достигло расцвета в эпохи энеолита (культура колоколовидных кубков) и бронзы. К эпохе бронзы относятся поселения с земляными крепостными сооружениями, облицованные каменными плитами подземные гробницы с дромосами, прямоугольные в плане каменные жилища, наскальные рисунки. В первой половине 1-го тысячелетия до н. э. в южной и восточной Испании определяющим было влияние финикийского (пунического) и древнегреческого искусства; около VIII в. до н. э. возникла культура иберов. Сменившее власть Карфагена (утвердился в Испании в IV-III вв. до н. э.) владычество Рима Древнего привело к глубокой романизации местной культуры в первых веках н. э. (руины римских театров, храмов, арок, акведуков, мостов в Мериде, Таррагоне, Сеговии и других городах). Наиболее ранние памятники средневекового искусства принадлежат художественной культуре вестготов: тяжёлые по формам церкви с пышным резным декором в интерьере (Сан-Хуан в Баньосе, 661; Санта-Комба де Банде близ Оренсе, VII в.), а также украшения "полихромного стиля" с яркой эмалью и цветными камнями ("вотивная корона" короля Рецесвинга, VII в., ныне в Музее Клюни, Париж).Во второй половине VIII - начале XI вв. в завоёванной арабами Андалусии развилось искусство, в котором своеобразно сочетались художественная культура Омейядского халифата (см.Сирия) и вестготские традиции (Большая мечеть в Кордове). В конце XI-XV вв. в южной Испании сложилось т. н. испано-мавританское искусство (см.Мавританское искусство) с центрами в Валенсии, Гранаде, Севилье и других городах. Его особенности наиболее полно выразились в ансамбле Альгамбры и в изделиях из майолики с росписью люстром (XIII-XV вв.), а также послужили основой формирования стиля "мудехар".

Сложение собственно испанской художественной культуры протекало в условиях Реконкисты - длительного периода отвоевания народами Пиренейского полуострова территории, захваченной арабами. По мере её продвижения к югу различные по своим истокам местные художественные традиции вступали во взаимодействие с культурными влияниями Франции и Италии. Особый отпечаток на искусство Испании наложили аскетизм и фанатическое благочестие, утверждавшиеся в ходе длительной национально-освободительной борьбы, которая велась под знаменем католической церкви. В то же время тяга к яркости и изощрённому богатству форм, шедшая от мавританской цивилизации, стала традицией в южных областях Испании и проникала на север с притоком туда беженцев-христиан (мосарабов). Причудливое переплетение противоречивых тенденций породило стилистическую пестроту и яркое своеобразие средневекового искусства Испании. Облик городов, выраставших из опорных крепостей Реконкисты, ремесленных посёлков при монастырях или торговых колоний у пересечения дорог, а также из древнеримских или мавританских селений, определялся природными условиями и планировкой старого градообразующего ядра. Общими для этих городов были неупорядоченность плотной застройки, кольца городских стен с воротами, от которых узкие извилистые улицы вели к площади с ратушей и храмом; города Андалусии с её устойчивым "мавританским" колоритом не имели и такого центра. Тип мавританского жилого дома с внутренним двориком (патио) и галереями, плоской глин, или несколько покатой черепичной крышей, с интерьерами, отделанными полихромными керамическими плитками (асулехо), получил в средние века распространение почти во всей Испании, видоизменяясь в зависимости от местных климатических условий; бытовых традиций и наличного материала. Лишь каменные дома Каталонии близки жилищам Прованса и Бургундии, а у басков и поныне бытуют каменные башнеобразные жилища или фахверковые (см.Фахверк) с каменным заполнением невысокие дома (касерио) с асимметричной двускатной крышей. Создатели каменных крепостей и замков Испании использовали строительный опыт Франции и крестоносцев. Со второй половины XV в. замки превращались в парадные резиденции, их композиция и внутреннее убранство становились богаче и живописнее (замок Ла Кока близ Сеговии, XV в.). В церковном зодчестве северной Испании ещё в VIII-IX вв. сохранялись вестготские традиции (небольшие каменные церкви в т. н. астурийском стиле близ г. Овьедо, украшенные внутри резьбой и росписью, - Сан-Хуан де лос Прадос (около 830), Сан-Мигель де иньо (около 848)). Но уже в X-XII вв. мосарабы приносят с собой элементы кирпичной архитектуры: выносные карнизы, консоли, дольчатые купола (церковь Сантьяго де Пеньяльба близ Леона, около 920). В рано отвоёванной у мавров Каталонии, тяготевшей к культуре Италии и южной Франции, в начале XI в. возводились трехнефные церкви-крепости (Санта-Мария в Риполе, 1020-32), близкие церквам романского стиля. Их строгие объёмы связаны воедино ломбардским по происхождению декором (глухие арки, аркатурные фризы). К французскому (клюнийскому,см.Клюни) образу восходило крупнейшее сооружение этой эпохи - церковь в Сантьяго-де-Компостела (около 1080 - 1211). Богатый, композиционно ясный скульптурный декор её "Портика славы" (1168-88) предвосхищает склонность к пышному декор, убранству, типичную для испанской средневековой архитектуры. Но одновременно складывались и местные особенности романской архитектуры: простота форм и тяжесть конструкции, отсутствие в храме хора, контрастное сопоставление богато членённых западных фасадов с обширными гладкими плоскостями стен (соборы в Саламанке, Саморе, 1154-74). Характерно также применение 4- и 8-частных сводов на нервюрах, а также монумент, куполов на парусах ("симборио") над средокрестием. Скульптура этого времени (каменная и деревянная) отличалась богатством пластические языка и многообразием композиционных решений. Разделённые на ярусы изображения покрывали обширные плоскости стены (статуи и рельефы церкви Санта-Мария в Риполе, середина XII в.). В росписях преобладали наивная достоверность и наглядность рассказа (стенопись XII в. в церкви Сан-Клементе де Тауль в Каталонии), которые присутствуют также в алтарных образах и книжной миниатюре X-XII вв.

Архитектуре готики в Испании было свойственно стилистическое многообразие форм. Соборы в Бургосе, Толедо и Леоне (начаты в первой половине XIII в.), несколько приземистые по пропорциям, близки готическим храмам Франции. Самобытны церкви Каталонии (часто однонефные или с очень широким средним нефом), в которых стройные опоры легко несут поднятый на большую высоту огромный свод (собор в Жероне, 1325-1607, ширина нефа 24 м). Во внешнем облике церквей здесь преобладают почти лишённые декора крупные, нерасчленённые объёмы. В Каталонии был создан и лучший образец гражданской готической архитектуры Испании - биржа ("лонха") в Пальме (1426-51), с восьмигранными угловыми башнями, служившая прообразом для многочисленных построек. В других районах Испании архитектура стиля "мудехар" соперничала и скрещивалась с готикой; применяемые арабами узорная кладка из кирпича, декор из алебастра, стука и изразцов создавали своеобразный декор, эффект (собор в Сарагосе, 1119-1550). В Арагоне были распространены в изобилии украшенные кирпичным геометрическим узором колокольни-минареты. Обширные позднеготические соборы в Севилье, Саламанке (1513-1733) и Сеговии (1522-1626) сдержанны по декор, убранству. Художники Каталонии, Валенсии, Арагона создавали пышные живописно-скульптурные алтари - ретабло. Интерес к деталям быта, живая непосредственность поз и лиц присущи росписям капеллы Сан-Мигель в монастыре Педральбес в Барселоне (1346, мастер Ф. Басса, основатель каталонской школы живописи), полихромным фигурам ретабло, скульптурным изображениям на гробницах и миниатюрам этого времени. Завершение Реконкисты к концу XV в., объединение испанских земель, открытие Америки и приток золота в Испанию стимулировали бурную строительную деятельность, рост городов, оживление общественной жизни. Но Испания не испытала мощного расцвета культуры Возрождения, так как экономический подъём страны совпал с утверждением в ней феодально-клерикального режима. Традиционная склонность к пышной декоративности породила своеобразную испанской разновидность архитектуры Ренессанса - стиль платереско. Для построек этого стиля характерно наложение на главные фасады и порталы, лоджии, колонны и арки патио жилых построек обильного, декоративно изощрённого и богатого по мотивам скульптурного декора (включающего архитектурные элементы, фигурную пластику, причудливую орнаментику, каллиграфии, и геральдические мотивы). Поверхность стены пластически обогащалась также фигурными квадрами. Под лучами яркого солнца Испании эти ажурные резные орнаментальные композиции, противопоставленные гладким частям стен, создавали живописную игру светотени (коллегия Санта-Крус в Вальядолиде, 1487-91; дворец Каса де лос Пикос в Сеговии, XVI в.). В XVI в., по мере роста великодержавных устремлений испанских монархов, в светской архитектуре утвердился официално-холодный и монументально- отвлеченный стиль "десорнаментадо" (неукрашенный), называемый также эрререско по имени архиектора Х. Б. де Эрреры, строившего резиденцию Филиппа II - Эскориал. Изобразительное искусство Испании, испытавшее в XV в. значительное воздействие нидерландского и итальянского искусства, всё же шло своим путём, сохраняя вплоть до XVI в. отдельные средневековые черты. Суровый драматизм и внутренняя напряжённость образов в картинах Б. Вермехо, X. Уге, П. Берругете, Ф. Гальегоса, А. Фернандеса сочетаются с условностью пространств, построения, золотыми фонами и обильной орнаментикой тканей. В XVI в. Э. Яньес де Альмедина, X. де Хуанес, Л. Варгае подражают приёмам итальянской живописи; Л. Моралес создаёт произведения, проникнутые спиритуализмом. Необыкновенной экзальтации в передаче душевного смятения человека, свободы и экспрессии живописного языка достигает Эль Греко. Пластика, развивавшаяся в конце XV - начале XVI вв. в общем русле с архитектурой платереско (X. де Силоэ, Д. Формент, Ф. Бигерни), постепенно усваивает язык ренессансной скульптуры. В XVI в. наряду с усилением драматизма образов в ней появляются черты маньеризма (Д. де Силоэ, А. Берругете). В живописи получает развитие изысканно- декоративный парадный портрет (А. Санчес Коэльо и X. Пантоха де ла Крус), отличающийся остротой передачи характерных черт модели.

В XVII в. в Испании развивается барокко. Храмы, а затем и светские сооружения получают сходное с платереско пышное декоративное убранство. Испанское барокко, названное чурригереско (по имени семьи архитекторов Чурригера), уже к началу XVIII в. приобрело характер общенационального стиля. В XVIII в. декоративным тенденциям в архитектуре противостояло дворцовое строительство пришедших к власти Бурбонов. Организованная в 1744 Академия художеств в Мадриде стала проводником академии, классицизма (архитекторы В. Родригес, X. де Вильянуэва).

Первая половина XVII в. - время расцвета испанской живописи, окрепшей в борьбе с тенденциями итальянизма. Местные, национальные традиции были развиты в произв. Х. Риберы и Ф. Сурбарана, отмеченных суровым реализмом и драматической напряжённостью, стремлением утвердить духовную значительность простых, обыденных мотивов. Своё наиболее яркое воплощение они нашли в живописи Д. Веласкеса. Зоркость и объективность глубокого психолога, живая непосредственность художественного видения сочетаются в его творчестве с широким охватом жизненных явлений со свойственным им скрытым драматизмом и острыми противоречиями. Исключительная сложность и богатство живописного строя его картин открывали новые пути развития европейского искусства. В традициях народной полихромной пластики работали скульпторы Г. Фернандес, X. Мартинес Монтаньес, А. Кано, П. де Мена. Со второй половины XVII в. развивается, с одной стороны, изощрённое придворное направление (К. Коэльо), с другой стороны, продолжаются реалистические традиции первой половины века (Б. Э. Мурильо, А. Пуга, А. Переда). Значит, этапом развития не только испанского, но и европейского искусства рубежа XVIII-XIX вв. явилось творчество Ф. Гойи, прочно связанного с освободительной борьбой испанского народа и впервые в мировом искусстве вставшего на путь бескомпромиссного обнажения уродливых сторон действительности во имя утверждения гуманистических демократических идеалов. Оно явилось предвестником идей романтизма в европейском искусстве.

В XIX в. в живописи Испании преобладали салонно-академические тенденции, связанные с исторической и фольклорной тематикой (М. Фортуни и др.). Творческий застой господствовал и в развитии архитектуры вплоть до конца 1920-х гг. Со стилем "модерн" было связано глубоко самобытное творчество архитектора А. Гауди; градостроительные идеи XX в. предвосхищал проект "линейного города" (1892) архитектора А. Сорио-и-Мата. Однако в городском строительстве господствовали эклектизм и исторические стили. С образованием Испанской республики (1931) началась градостроительная деятельность группы архитекторов и техников - ГАТЕПАК (Группа испанских архитекторов и инженеров для содействия прогрессу современной архитектуры; возникла в 1928), исходившая из принципов функционализма. После установления в Испании фашистской диктатуры (1939) новаторские художественные поиски были прекращены, ведущие архитекторы эмигрировали (X. Л. Серт, Ф. Кандела и др.). Лишь с 50-х гг. наблюдаются некоторые прогрессивные сдвиги, сооружаются отдельные рабочие посёлки (Валенсия), возобновилась реконструкция Мадрида. В строительстве наряду с функционализмом применяются принципы органической архитектуры (детский дом отдыха Мирафлорес де ла Сьерра близ Мадрида, 1959, архитекторы X. А. Корралес, А. де ла Сота и др.) и брутализма (жилой дом в Сиджесе, 1969). Однако проблемы широкой реконструкции городов и их жилого фонда остались нерешёнными и в начале 80-х гг.

Изобразительное искусство конца XIX - начала XX вв. отмечено влиянием импрессионизма и стиля "модерн". Ряд художников (И. Сулоага и др.) стремится к правдивому изображению национальной жизни, но впадает при этом в некоторую театрализованность. Воздействие А. Майоля сказывается в творчестве скульптора X. Клары. Черты кубизма присущи народным образам Маноло, экспрессионизма - X. Соланы. В русле парижской школы работают сюрреалисты С. Дали и Ж. Миро. С искусством Франции было тесно связано творчество П. Пикассо. В произведениях художников реалистического направления (скульпторы X. Антонио, В. Мачо, Э. Барраль, живописцы X. Лопес Мескита, М. Бенедито Вивес, Р. Касас) затрагивались актуальные темы современности. В годы Народного фронта и войны с франкистами ведущей областью искусства стала графика (плакат, карикатура, народный лубок). В условиях фашистского террора искусство стало средством утверждения творческой личности для многих прогрессивных художников. Особенно ярко это проявилось после второй мировой войны 1939-45, когда наряду с подпольным искусством (главным образом графика), непосредственно участвующим в антифранкистском движении (рисунки А. Ибарролы и др.), получила широкое развитие пейзажная живопись (Б. Паленсия, Г. Ортега Муньес, Ф. Сан-Хосе, А. Дельгадо и др.), воспевающая величие природы родной страны, красоту её трудовых людей. В 50-х - начале 80-х гг. распространились также многочисленные модернистские направления.




Церковь Сан-Пабло в Вальядолиде. 1486 - 1492. Западный фасад (строитель С. де Колония).




Д. Веласкес. "Инфанта Маргарита". Около 1660. Прадо. Мадрид.




Ф. Игерас, А. Миро. Центр реставрационных работ в Мадриде. Кон. 1960-х - нач. 1970-х гг.

Литература:ИСиНМ, т. 2, М., 1965; ВИИ, т. 1-6 (кн. 1), М., 1956-65; ВИА, т. 4-5, 7, (Л.-М.), 1966-69; К. М. Малицкая, Испания, (М.), 1935; её же, Испанская живопись XVI-XVII вв., М., 1947, И. Левина, Искусство Испании XVI-XVII вв., 2 изд., М., 1966; Post Ch. R., A history of Spanish painting, v. 1-14, Camb. (Mass.), 1930-66; Ars Hispaniae, v. 1 - Madrid, 1947 - (серия); Brown J., Images and ideas in 17 century Spanish painting, Princeton, 1978; Historia del arts hispanico, (v.) 1-6, Madrid, 1978-81.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Синонимы:
иберия, страна


  1. испанияИспания упоминается только в Рим где Павел говорит о своем замысле отправиться туда после посещения Римской церкви. В замечании Климента Римского г. по Р.Х. содержится...Библейская энциклопедия Брокгауза
  2. испаниябыла известна евреям в Ветхом Завете благодаря финикийцам которые очень рано основали колонии на южном берегу Испании называемой в В. Завете Фарсис Тарсис Земля славилась...Библейский энциклопедический словарь
  3. испанияМак. Рим. . В древности под сим названием разумелся весь Ибирийский или Пиринейский полуостров вместе с Португалиею который изобиловал между прочим серебряными и золотыми...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  4. испанияEspana официальное название Испанское Государство Estado Espanol. em I. Общие сведенияstrong И. государство на крайнем Ю.З. Европы. Занимает supsub Пиренейского полуо...Большая Советская энциклопедия II
  5. испанияSpagna Итальянорусский словарь. Синонимы иберия страна...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  6. испанияSpanien n s иберия страна...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. испанияEspaa...Большой русско-испанский словарь
  8. испанияимя собств. сущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  9. испанияEspagne f...Большой русско-французский словарь
  10. испанияEspana госво на Пиренейском пве Балеарских и Канарских овах. Первые марки вып. в назв. госва на них отсутствовало. До марки менялись ежегодно. Назв. госва появилось на...Большой филателистический словарь
  11. испанияEspagne f иберия страна...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  12. испанияИСПАНИЯ государство на югозападе Европы занимает большую часть Пиренейского пова ова Балеарские и Питиусские в Средиземном м. Канарские в Атлантическом ок. тыс. км. Насе...Большой энциклопедический словарь III
  13. испанияИСПАНИЯ государство на югозападе Европы занимает большую часть Пиренейского пова ова Балеарские и Питиусские в Средиземном м. Канарские в Атлантическом ок. тыс. кмampsu...Большой Энциклопедический словарь V
  14. испанияИСПАНИЯ королевство занимающее . кв. вер. большую часть Пиренейскаго полуова граничит на с. с Бискайским зал. Францией вер. и республикой Андоррой вер. на в. и ю.в. с С...Военная энциклопедия (1911-1915)
  15. испанияНаселение млн чел. Военный бюджет млрд долл. . Регулярные ВС тыс. чел. Резерв тыс. чел. в т. ч. СВ тыс. ВВС тыс. ВМС тыс. Военизированные формирования тыс. чел...Вооруженные силы зарубежных стран
  16. испанияИспания госвоem на Ю.З.em Европы. По распространенной этимологии название Испания от финик.em ИШпаним берег кроликовstrong якобы изза их изобилия. По более поздней верси...Географическая энциклопедия
  17. испанияEspana госво на Ю.З. Европы. Занимает б.ч. Пиренейского пова ова Балеарские и Питиусские в Средиземном м. Канарские ова в Атлантич. ок. Пл. тыс. кмsup. Нас. млн. чел. ...Геологическая энциклопедия
  18. испанияEspana госво на Ю.З. Европы. Занимает б.ч. Пиренейского пова ова Балеарские и Питиусские в Средиземном м. Канарские ова в Атлантич. ок. Пл. тыс. км. Нас. млн. чел. . С...Горная энциклопедия
  19. испанияИСПАНИЯ Espana госво на Ю.З. Европы занимает б. ч. Пиренейского пова Балеарские и Питиусские ова в Средиземном М. Канарские ова в Атлантическом ок. Пл. т. кмsup. Нас. м...Демографический энциклопедический словарь
  20. испаниярасположена на Пиренейском пове. Согл. греч. источ. И. именовалась Иберией по назв. народа иберов населявш. юж. и вост. побережья И. или Офиуссой греч. Страна змей. Наря...Древний мир. Энциклопедический словарь
  21. испаниярасположена на Пиренейском пове. Согл. греч. источ. И. именовалась Иберией по назв. народа иберов населявш. юж. и вост. побережья И. или Офиуссой греч. Страна змей. Наря...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  22. испанияИспания. Королевский дворец в Мадриде.ИСПАНИЯ Королевство Испания государство на югозападе Европы занимает большую часть Пиренейского полуострова острова Балеарские и Пит...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  23. испанияИспания Королевство Испания государство на югозападе Европы. Площадь тыс.км. Население млн. чел. Столица Мадрид.Синонимы иберия страна...Исторический словарь
  24. испанияул. М. Никитская тел. факс Отдел виз тел. Торговое представительство тел....Координаты посольств и консульств в Москве
  25. испанияул. М. Никитская тел. факс Отдел виз тел. Торговое представительство тел....Координаты посольств и консульств в Москве
  26. испанияИспания...Крымскотатарско-русский словарь II
  27. испанияИспания Hispania Iberia...Латинский словарь
  28. испаниякорень ИСПАН окончание ИЯ Основа слова ИСПАНВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ИСПАН ИЯ Слово Испания содержит следующие морфемы или час...Морфемный разбор слова по составу
  29. испанияНачальная форма Испания слово обычно не имеет множественного числа единственное число женский род именительный падеж топоним неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  30. испанияИспания Spain госво в Европе занимающее большую часть Иберийского пова. Первоначально в И. господствовали карфагеняне а во в. до н.э. она перешла под власть Рима. После ...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  31. испанияИспанияМак. Рим. . В древности под сим названием разумелся весь Ибирийский или Пиринейский полуостров вместе с Португалиею который изобиловал между прочим серебряными и з...Полная популярная библейская энциклопедия
  32. испанияГосударственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Лит...Правовые системы стран мира
  33. испанияHispania первоначально у поэтов кроме того Hesperia занимала в древности весь Пиренейский полуостров с севера Пиренеи отделяют ее от Галлии на северозападе она омывает...Реальный словарь классических древностей
  34. испанияEspana госво на Ю.З. Европы на Пиренейском пове включает Канарские и Балеарские ова. Пл. ок. тыс. км. Нас. млн. чел. . Офиц. яз. испанский. Столица Мадрид. На терр. И....Российская педагогическая энциклопедия
  35. испанияSpanje eo Hispanio...Русский-африкаанс словарь
  36. испаниягосударственный язык испанский национальная валюта песета Spain...Русско-английский экономический словарь
  37. испанияспаня...Русско-белорусский словарь
  38. испанияспаня жен.i...Русско-белорусский словарь II
  39. испанияSpanyolorszg иберия страна...Русско-венгерский словарь
  40. испанияИспания...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  41. испанияИспа иберия страна...Русско-ивритский словарь
  42. испанияxbnyСинонимы иберия страна...Русско-китайский словарь
  43. испанияspaniya...Русско-крымскотатарский словарь
  44. испанияИспания...Русско-крымскотатарский словарь II
  45. испанияИспани...Русско-монгольский словарь
  46. испанияSpanien n....Русско-немецкий словарь
  47. испанияSpanien...Русско-немецкий словарь по искусству
  48. испанияSpanje...Русско-нидерландский словарь
  49. испанияSpania иберия страна...Русско-норвежский словарь
  50. испанияHiszpania...Русско-польский словарь
  51. испаниягеогр иберия страна...Русско-португальский словарь
  52. испанияspanyaСинонимы иберия страна...Русско-турецкий словарь
  53. испанияksem Королевство ИспанияEspanja Espanjan kuningaskunta...Русско-финский словарь
  54. испанияpanlsko...Русско-чешский словарь
  55. испания.strong Spanien...Русско-шведский словарь
  56. испанияSpanien...Русско-шведский словарь II
  57. испаниялат.em Hispania в древности Spania возможно от финикийского Кроличий берег. Расположена на Пиренейском полуострове. Согласно греч. источникам И. именовалась Иберией по на...Словарь античности
  58. испанияСтрана...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  59. испанияИспания Иберия Словарь русских синонимов. испания сущ. колво синонимов иберия страна Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы иберия страна...Словарь синонимов II
  60. испанияИспания Иберия...Словарь синонимов
  61. испанияИспания Espaa госво на ЮЗ. Европы на Пиренейском пове включает ова Балеарские и Питиусские в Средиземном море Канарские в Атлантическом океане. Под управлением И. находят...Словарь современных географических названий
  62. испанияEspaa госво в Зап. Европе расположено на Пиренейском пове включает Балеарские в Средиземном м. и Канарские в Атлантическом ок. ова. Площ. тыс. км . Нас. млн. чел. оце...Советская историческая энциклопедия
  63. испанияИСПАНИЯ государство на югозападе Европы занимает большую часть Пиренейского пова ова Балеарские и Питиусские в Средиземном м. Канарские в Атлантическом ок. тыс. км. Нас...Современный энциклопедический словарь
  64. испаниякоролевство возникшее в г. В г. был заключен брак между сестрой короля Кастилии Изабеллой и наследником арагонского престола Фердинандом Арагонским. В г. после смерти ...Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  65. испанияSpain официальное назв. Королевство Испания государство в ЮгоЗападной Европе занимающее большую часть Пиренейского пова расположено к Ю. от Пиренеев и включает Канарские ...Страны и города мира. Словарь
  66. испанияГосударство на югозападе Европы занимающее большую часть Пиренейского полуострова. На севере граничит с Францией и Андоррой на западе с Португалией. На севере омывается ...Страны мира
  67. испанияRzeczownik Испания Hiszpania...Универсальный русско-польский словарь
  68. испанияСап Син Синап Сип Снип Саня Спин Пиния Испания Иния Анис Яна Аня Апис Ася Иня Ипс Иса Нии Пан Пани Пиан Сан Сани...Электронный словарь анаграмм русского языка
  69. испанияИспания поисп. Espa a франц. Espagne англ. Spain нем. Spanien итал. Spagna Иберия и Исперия у древних королевство наибольшее из двух государств Пиренейского полуос...Энциклопедический словарь
  70. испанияИСПАНИЯ государство на югозападе Европы занимает большую часть Пиренейского пова ова Балеарские и Питиусские в Средиземном м. Канарские в Атлантическом ок. тыс. км. Нас...Энциклопедический словарь естествознания
  71. испанияКоролевство Испаниягосударство на югозападе Европы на Пиренейском полуострове включает также Балеарские острова в Средиземном море и Канарские острова в Атлантическом оке...Энциклопедический словарь конституционного права
  72. испанияIstrong Это Rias весьма многочисленные здесь но не все в одинаковой мере доступные вследствие как господствующих здесь быстрых течений идущих с З. вдоль берегов Бискайск...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  73. испанияГосударство на югозападе Европы занимающее большую часть Пиренейского полуострова. На севере граничит с Францией и Андоррой на западе с Португалией. На севере омывается ...Энциклопедия «Города и страны» (сводная)
  74. испанияГосударство на югозападе Европы занимающее большую часть Пиренейского полуострова. На севере граничит с Францией и Андоррой на западе с Португалией. На севере омывается ...Энциклопедия «Города и страны» (сводная)
  75. испанияИСПАНИЯКоролевство Испания государство на югозападе Европы занимающее территории Пиренейского пова. В в. н.э. бльшая часть Пиренейского пова была захвачена арабами. В х...Энциклопедия Кольера II
  76. испаниягосударство расположенное на югозападе Европы занимающее Пиренейского полуострова Балеарские Питиусские и Канарские острова. И. унитарное государство. Однако наличие бо...Энциклопедия юриста
  77. испаниясм. Гишпания Гишпанский....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  78. испанияИспания Испаниясм. Гишпания Гишпанский....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)