Художественная энциклопедия

ИКОНОГРАФИЯ

Иконография

(от греч. eikon - изображение, образ и grбpho - пишу, черчу, рисую) в изобразительном искусстве, строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Иконографические каноны, порождённые связью древнего искусства с религиозным культом и ритуалом, призваны были облегчить узнавание персонажа или сцены и согласовать принципы изображения с определённых теологической концепцией (например, иконография Богоматери, Христа, "праздников" в христианском искусстве, Будды и бодхисатв в буддийском искусстве). По мере обогащения искусства новым содержанием схемы иконографии постепенно менялись и усложнялись; в дальнейшем обмирщение искусства, развитие реализма и творчества индивидуальности художника обусловили как свободу истолкования старинных иконографических схем, так и появление новых, менее строго регламентированных.

В искусствознании иконография (иконо- графический метод) - описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении персонажей или сюжетных сцен. Сложившийся во Франции в 1840-х гг. как средство изучения средневекового искусства, истолкования его символики, аллегорий, атрибутов, метод был использован во второй половине XIX - начале XX вв. Н. П. Кондаковым для изучения византийской традиции в древнерусском искусстве. Э. Панофский расширил границы и возможности иконографии, положив её в основу иконологического метода исследования произведения искусства, определяющего их значение и смысл в контексте данной культуры. Обращение к иконографии, сочетающееся с разносторонним исследованием социальных и эстетически-художественных аспектов искусства, является одним из условий верного понимания художественного произведения. Под иконографией понимают также совокупность изображений какого-либо лица (например, А. С. Пушкина, декабристов и пр.) или сюжетов, характерных для какой-либо эпохи, направления в искусстве и т. д.

Литература:История европейского искусствознания, (кн.2), М., 1965; Rйau L., Iconographie de L'art chrйtien, v. 1-3, P., 1955-59; Aurenhammer H., Lexikon der christlichen Ikonographie, (Bd 1), Lfg 1-6, W., 1959-67; Grabar A., Christian iconography, Princeton (N. Y.), 1968; Panofsky E., Studies in iconology, N. Y., 1972.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
иконогра́фия
(от греч. eikṓ n – изображение, образ и grá phō – пишу), в изобразительном искусстве строго установленная система вариантов изображения какого-либо персонажа, события, сюжета, связанных, как правило, с религиозной тематикой. Иконографией называют и раздел искусствознания, изучающий символику и канонические сюжеты искусства. Под иконографией понимают также совокупность изображений какого-либо исторического лица (Петра I, В. И. Ленина и др.).


«Богоматерь Донская» («Умиление»). Кон. 14 – нач. 15 в. Сергиево-Посадский музей-заповедник


Ещё в древних цивилизациях существовали строгие предписания для художников, сложившиеся на основе религиозных представлений. В Византии и Древней Руси были созданы специальные руководства – своды иконописных подлинников, где содержались схемы изображения персонажей и событий Священной истории. Канонические (то есть единственно верные) правила изображения иконописных образов ограничивали фантазию художника лишь тем, что ему не дозволялось придумывать какие-либо дополнения и вариации, не соответствовавшие древнему церковному преданию. В рамках единогоканонав разные эпохи и в разных областях создавались иконы, различные по цветовой гамме, линейному ритму и настроению. Это позволило историкам искусства выделить различные иконописные школы.


«Богоматерь Великая Панагия» («Ярославская Оранта»). Первая треть 13 в. Ярославль. Государственная Третьяковская галерея. Москва


Самые строгие и незыблемые правила иконографии касались главных персонажей Священной истории – Христа, Богоматери, ангелов и святых. Центральным образомиконописии монументальной живописи был Спаситель (Спас). Христа могли изображать одного или в окружении святых (в каждой местности для таких икон выбирали особенно чтимых – «избранных» святых). Образ Спасителя писали в евангельских сценах, которые включали в праздничный рядиконостаса. Его облик соответствовал христианским преданиям: Христос представал величавым, средних лет, с длинными волосами и небольшой бородой. В любом изображении Спасителя по сторонам от его головы присутствовали буквы, обозначавшие в сокращении имя Иисус Христос, а также расчерченный крестомнимб, напоминавший о жертве, принесённой за людей. Изображения Христа могли быть оглавными (только голова), оплечными (по плечи), поясными и в полный рост. Самым распространённым в византийской и русской иконописи и монументальной живописи был тип поясного изображения Спасителя с Евангелием в руке, который называли «Христос Пантократор» (греч. Вседержитель). Фрески или мозаики с образом Пантократора обычно помещали вкуполехрама (фреска купола церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде работыФеофана Грека, 1378). В полный рост Христа обычно писали сидящим на троне; такой иконографический тип называют «Спас на престоле» или «Спас в силах», когда он предстаёт Судиёй на Страшном суде в окружении ангелов – сил небесных. Правая рука Спасителя всегда приподнята в благословляющем жесте; сложение пальцев (перстосложение) также подчинялось строгим правилам. Было принято два варианта: в более раннем – пальцы обозначают инициалы Иисуса Христа (I, C, X), поэтому такое перстосложение называют именословным; во втором варианте три соединённых пальца обозначают Св. Троицу, два других символизируют Божественное и человеческое начала в Спасителе. Благословляющее перстосложение было также обязательным в образах священнослужителей – святителей и преподобных.


«Богоматерь Одигитрия». Кон. 14 – нач. 15 в. Новгород. Государственный исторический музей. Москва


Иконографический канон в изображениях Богоматери был не так строг, и богородичные образы отличались большим многоообразием. На Руси им давали проникновенные и возвышенные названия: Богоматерь «Всех скорбящих радость», «Утоли моя печали», «Умягчение злых сердец» и др. Каждый вариант отличался характерными, узнаваемыми чертами. На всех изображениях Богоматери писали в сокращении греческие слова «Матерь Божия». Как и образы Спаса, они могли быть оплечными, поясными и в полный рост. Один из древнейших иконографических типов – поясной образ «Богоматери Одигитрии» (греч. Путеводительница). Поддерживая сидящего на её руке Младенца Христа, Дева Мария указывает на него другой рукой; её благоговейный молитвенный жест являет путь к Тому, кто стал Спасителем человечества, то есть путь веры, путь спасения души. Образ Одигитрии считался в Византии одним из государственных символов, олицетворением священной роли царской власти. На Руси особенно полюбили иконографический тип «Умиление». Так, не очень точно, но проникновенно, перевели греческое название «Елеуса» («Милостивая»). Богоматерь и Младенец нежно приникли друг к другу, часто они соприкасаются щеками («Богоматерь Владимирская», 12 в.). В трогательном образе нежной ласки Матери и Сына заключены глубокие символы: трепетная вера в Бога Спасителя, скорбное и кроткое осознание его жертвенного пути и безграничная любовь к человечеству, за которое эта жертва приносится. Ещё один распространённый на Руси тип изображения – «Богоматерь Знамение». Богородица изображается по пояс или в полный рост с молитвенно воздетыми руками и с образом Младенца Христа в медальоне на груди. Фигуру стоящей Богоматери Знамение называют также «Оранта» (греч. «Молящаяся»). Изображение Оранты часто помещали на стенеапсидыхрама (мозаика Софийского собора в Киеве, 11 в.). Собственно «Знамением» называют чаще всего поясной вариант.


А. И. Казанцев. «Царь Царем». 1690 г. Историко-художественный музей. Муром


В образах Св. Троицы языком живописи воплощается один из важнейших догматов православия – непостижимая тайна Божественного Триединства (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой). В Ветхом завете повествуется о явлении Св. Троицы в облике трёх путников (ангелов) престарелой бездетной супружеской чете – Аврааму и Сарре, которые получили от них благую весть о скором рождении сына. Этот сюжет лёг в основу иконографического типа «Троица Ветхозаветная». Ещё в живописи раннехристианских катакомб и в ранневизантийскихмозаикахпоявился сюжет «Явление трёх ангелов Аврааму»: композиция с равновеликими фигурами ангелов во фронтальных позах (этим зримо утверждалась идея единства трёх ликов Св. Троицы). В более позднее время чаще использовали композицию, в основе которой лежал треугольник (чем акцентировалась идея иерархии, соподчинения). Новым словом в осмыслении иконографии Троицы стала икона АндреяРублёва(1420-е гг.). Отказавшись от изображения Авраама и Сарры, русский иконописец истолковал сюжет не исторически, а догматически, сделав его богословски законченным и цельным. Церковь признала изображение Рублёва каноническим, и иконописцы последующих эпох брали его за образец. В изображениях Св. Троицы запрещались указующие надписи и крестчатый нимб у Бога Сына (Иисуса Христа), так как эта икона – образ троичности единого, неразделимого Бога. Было запрещено писать Бога Отца, которого «не видел никто и никогда». Однако, вопреки запретам, его образ иногда встречается в иконографических типах «Отечество» и «Троица Новозаветная» (разрешалось писать Троицу Ветхозаветную, то есть описанное в Ветхом Завете явление Троицы в человеческом облике Аврааму и Сарре). В «Троице Новозаветной» образы наглядно персонифицировались: Бог Отец представал седобородым старцем, Бог Сын – отроком на коленях отца либо мужем средних лет с жертвенным крестом в руках, Святой Дух – белым голубем. Такая трактовка считалась неканонической и на протяжении веков подвергалась осуждению со стороны поборников догматической чистоты иконописных образов.


«Спас Нерукотворный». Вторая пол. 12 в. Новгород. Государственная Третьяковская галерея. Москва


Существовали также определённые правила в изображении одежд, фона, пейзажа – того, что в иконописи называют «доличным» (в то время как «личное» – это лики и открытые части тела). Одежду полагалось изображать плоскими яркими пятнами, повторяя изгибы тела лёгкими складками. По одежде можно было узнать святых царей, воинов, монахов (преподобных), священников (святителей), пророков, мучеников, блаженных. Элементы пейзажа на иконе называют горками – земля поднимается вверх небольшими ступенчатыми или волнистыми уступами, словно стремясь приблизиться к небу. Горки похожи на лестницы и символизируют молитвенное восхождение души, неразрывную связь земного и небесного миров. Если действие, запечатлённое на иконе, происходило в городе, на её фоне писали храмы, башни и дворцы-палаты. Со временем пейзажные фоны усложнялись, и на иконах 17 в. уже писали причудливые, сказочно прекрасные города, в которых словно парящие в воздухе постройки возвышались одна над другой. Иногда в верхней части икон изображали большое покрывало («велум»), переброшенное с одного здания на другое. Это означало, что действие происходит внутри дома или скрыто от посторонних глаз.


«Отечество с избранными святыми». 16 в. Новгород. Государственная Третьяковская галерея. Москва


Из сюжетных икон наиболее иконографически разработанным является цикл евангельских событий («Благовещение», «Рождество Христово», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Воскрешение Лазаря», «Распятие», «Воскресение» и др.), которые на Руси называли праздниками. Детально продуманная композиция подобных икон, символика цвета и линий призваны были не столько отразить события земного пути Спасителя, сколько напомнить о важнейших истинах христианского вероучения.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Синонимы:
жанр, коллекционирование, описание


  1. иконографияот греч. eikn изображение образ и .графия в изобразительном искусстве строго установленная система изображения какихлибо персонажей или сюжетных сцен. Иконографические с...Большая Советская энциклопедия II
  2. иконографияж.iconografa f...Большой русско-испанский словарь
  3. иконографиясущ. жен. рода общенаучн. описание и изучение изображений какихл. лиц или сюжетов в живописи и скульптуре. собир. совокупность таких изображений. когочего правила которых...Большой русско-украинский словарь
  4. иконографияж. iconographie f...Большой русско-французский словарь
  5. иконографияж.iconographie f жанр коллекционирование описание...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  6. иконографияИКОНОГРАФИЯ от греч. eikon изображение образ и .графия в изобразительном искусстве строго установленная система изображения какихлибо персонажей или сюжетных сцен. Икон...Большой Энциклопедический словарь V
  7. иконографияот икона и .графия в изобразительном искусстве строго установленная система изображения какихлибо персонажей или сюжетных сцен. Иконография связана с религиозным культом ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  8. иконографияИКОНОГРАФИЯ и ж. iconographie. strong. Описание образов статуй картин и прочее знание древних достопримечательностей каковы суть бюсты древния живописи и пр.em Ян. . Наук...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  9. иконографияИконография iconographia...Латинский словарь
  10. иконографияи ж.em Изучение и описание изображений какихл. определенных лиц или сюжетов истолкование их смысла символики атрибутов а также выяснение документальной достоверности и по...Малый академический словарь
  11. иконографиякорень ИКОН соединительная гласная О корень ГРАФ окончание ИЯ Основа слова ИКОНОГРАФВычисленный способ образования слова Сложение основ ИКОН соединительная гласная ...Морфемный разбор слова по составу
  12. иконографияНачальная форма Иконография единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  13. иконографияиконография ж. а Описание и изучение изображений какогол. лица или сюжета в произведениях живописи и скульптуры. б Выяснение документальной достоверности и подлинности п...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  14. иконографияиконография иконография и...Орфографический словарь
  15. иконографияu жu Р.u Д.u Пр.u иконографии жанр коллекционирование описание...Орфографический словарь русского языка
  16. иконографияиконография...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  17. иконографияиконография иконографии иконографии иконографий иконографии иконографиям иконографию иконографии иконографией иконографиею иконографиями иконографии иконографиях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  18. иконографияОрфографическая запись слова иконография Ударение в слове иконография Деление слова на слоги перенос слова иконография Фонетическая транскрипция слова иконография [канаг...Полный фонетический разбор слов
  19. иконографиягреч. описание образа описание особенностей и канонов изображения определенного лица или сюжета на иконах.Синонимы жанр коллекционирование описание...Православный энциклопедический словарь
  20. иконографияот греч. ейсбпизображение и graphsпишу систематическое изучение и описание изображений какоголибо сюжета или лица истолкование их смысла символики атрибутов строго уст...Профессиональное образование
  21. иконографияконографя конопис су конопись си описання кон давнх....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  22. иконографиягреч. изображение пишу В изобразит. искве система изображений сюжетных сцен и отд. персонажей призванная соотнести принципы изображения с определ. религ. идеей Иис...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  23. иконографияиконография иСинонимы жанр коллекционирование описание...Русский орфографический словарь
  24. иконографияЖ мн. нет ikonoqrafiya . rsm v ya heykltralq srlrind tsvir ediln surtlrin tsvir v tdqiqi . собир. bu kimi rsm v heykllr....Русско-азербайджанский словарь
  25. иконографияиконография ж.iiconography...Русско-английский словарь
  26. иконографияиконография ж. . iconography . собир. portraits....Русско-английский словарь II
  27. иконографияканаграфя...Русско-белорусский словарь
  28. иконографияканаграфя жен.i...Русско-белорусский словарь II
  29. иконографияиконография сурет сымбат нер шыармаларынан бреуд бейнесн блп жазу...Русско-казахский словарь
  30. иконографияикона жазу...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  31. иконографияж. иконография живопись скульптура чыгармаларында кимдир бирнн сртн йрн жана ал жннд толук жазып крст....Русско-киргизский словарь
  32. иконография. . . Синонимы жанр коллекционирование описание...Русско-китайский словарь
  33. иконографияIkonografie...Русско-немецкий словарь по искусству
  34. иконографияжiconografia f жанр коллекционирование описание...Русско-португальский словарь
  35. иконографияikonografi ikonografya...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  36. иконографияikonografie...Русско-чешский словарь
  37. иконографияиконография иСинонимы жанр коллекционирование описание...Русское словесное ударение
  38. иконографияиконография жанр коллекционирование описание...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  39. иконографиясвод рисунков растений. Синонимы жанр коллекционирование описание...Словарь ботанических терминов
  40. иконографияИКОНОГРАФИЯ греч. eikona икона и grapho пишу. Описание древних памятников живописи и ваяния. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. ИК...Словарь иностранных слов русского языка
  41. иконографияИКОНОГРАФИЯ и ж.iГр. font непоср. или через фр. iconographie.Иконография описание статуй образов живописей и пр. особенно же значит знание древних достопамятий. ФРЛsup I...Словарь русского языка XVIII в
  42. иконографияиконография коллекционирование описание жанр Словарь русских синонимов. иконография сущ. колво синонимов жанр коллекционирование описание Словарь синонимов ASIS.В....Словарь синонимов II
  43. иконографияиконография коллекционирование описание жанр...Словарь синонимов
  44. иконографиягреч. в средневековом искусстве устойчивая традиция изображения различных лиц и событий складывающаяся на основе разнообразных источников Св. Писание апокрифы агиография ...Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
  45. иконографияИКОНОГРАФИЯ от икона и.графия в изобразительном искусстве строго установленная система изображения какихлибо персонажей или сюжетных сцен. Иконография связана с религиозн...Современная энциклопедия
  46. иконографияИКОНОГРАФИЯ от греч . eikon изображение образ и .графия в изобразительном искусстве строго установленная система изображения какихлибо персонажей или сюжетных сцен. Икон...Современный энциклопедический словарь
  47. иконографияИКОНОГРАФИЯ и ж. спец. . Описание и изучение изображенийкакихн. лиц в произведениях живописи скульптуры а также описание сюжетов.Я. Пушкина. . собир. Совокупность таких и...Толковый словарь Ожегова
  48. иконографияИКОНОГРАФИЯ иконографии мн. нет ж. от греч. eikon образ и grapho пишу науч. . Наука занимающаяся изучением портретных изображений. . когочего. Систематическое описание и...Толковый словарь русского языка II
  49. иконографияиконография иконография и ж. спец. Описание и изучение изображений какихн. лиц в произведениях живописи скульптуры а также описание сюжетов. И. Пушкина. собир. Совокупнос...Толковый словарь русского языка II
  50. иконографияИКОНОГРАФИЯ и ж. спец. . Описание и изучение изображений какихнибудь лиц в произведениях живописи скульптуры а также описание сюжетов. Я. Пушкина. . собир. Совокупность т...Толковый словарь русского языка
  51. иконографияУдарение в слове иконографияУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове иконография...Ударение и правописание
  52. иконографияRzeczownik иконография f Malarski ikonografia f...Универсальный русско-польский словарь
  53. иконографияиконография иконографии иконографии иконографий иконографии иконографиям иконографию иконографии иконографией иконографиею иконографиями иконографии иконографиях Источник...Формы слова
  54. иконографияФонарик Фон Фокин Фок Фирн Фира Финка Финик Фин Фигня Фигаро Фига Фиакр Фанк Фанг Фан Факир Фаг Рон Рок Рог Рнк Рия Рифя Риф Риони Рио Ринк Ринг Рин Рико Рик Рига Риа Рая...Электронный словарь анаграмм русского языка
  55. иконографияИконография греч. описание древних или новейших изображений преимущественно портретных или представляющих те или другие определенные образы в живописи скульптуре гравюре...Энциклопедический словарь
  56. иконографиягреч. описание древних или новейших изображений преимущественно портретных или представляющих те или другие определенные образы в живописи скульптуре гравюре мозаике и т...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  57. иконографияИконография в изобразительном искусстве строго установленная система изображения какихлибо персонажей или сюжетных сцен. Иконографические системы как правило связаны с ре...Энциклопедия культурологии