Художественная энциклопедия

ГРЕЦИЯ

Греция

Древняя, Эллада (греч. Hellas), общее название территории древнегреческих городов-государств, занимавших в II-I вв. до н. э. юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западный берег Малой Азии. Собственно древнегреческое искусство зародилось в недрах микенского (см.Эгейское искусство). Преемственная связь на рубеже 2 - 1-го тысячелетия до н. э. прослеживается наиболее чётко в расписной керамике и архитектуре (последовательная эволюция вазописи от позднемикенской и протогеометрической к вазописи геометрического стиля, IX-VII вв. до н. э.; сохранение в ранней греческой архитектуре построек типа мегарона). В пределах хронологических рамок развития древнегреческого искусства (II-I вв. до н. э.) различают так называемый гомеровский период, периоды архаики, классики и эллинизма (см.Эллинистическое искусство). Наивысшего подъёма древнегреческая цивилизация достигла в V-IV вв. до н. э., в эпоху рабовладельческой демократии и расцвета древнегреческих городов - полисов. Она нашла яркое выражение как в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, так и в философии, литературе и театре, естественнонаучных и исторических знаниях. Пластические искусства Греции на протяжении многих столетий служили образцами красоты, художественной гармонии и высокого вкуса. Творчество древнегреческих мастеров основывалось на мифических представлениях, однако оно проникнуто пристальным вниманием к реальности, ощущением гармонии и соразмерности мира, красоты естественного бытия, физического и духовного совершенства человека. Характерно, что человеческое метрическое начало присутствует не только в изобразительном искусстве, но и в зодчестве Греции (математический анализ пропорций древнегреческой архитектуры говорит о том, что они соразмерны пропорциям человеческой фигуры). Эти глубоко гуманистические начала обусловили определяющее значение древнегреческой культуры для развития мировой цивилизации.Благодаря широкому распространению греческой колонизации (наиболее интенсивной в VIII-VI вв. до н. э.) древнегреческие художественные памятники сохранились также на севере Балканского полуострова, в Средиземноморье и Причерноморье.

В так называемый гомеровский период (XI-VIII вв. до н. э.) широкое развитие получила расписная керамика. До VII в. до н. э. в ней существовал геометрический стиль. В период его расцвета (III в. до н. э.) создавались большие вазы (служившие надгробиями; назывались дипилонскими, так как были обнаружены на Дипилонском некрополе в Афинах) и сосуды бытового назначения. Росписи состояли из геометрического орнамента и отличались чёткой ритмикой, выразительностью линий; геометризации подчинялись и изображения людей и животных. В геометрическом стиле создавались также терракотовые статуэтки и скульптурные украшения сосудов (налепы на крышках и фигурные ручки из глины и бронзы). Скудные остатки построек, терракотовые модели храмов гомеровского периода свидетельствуют о том, что строительная техника этого времени уступала критской и микенской.

Период архаики (VII-VI вв. до н. э.) отмечен сложением классового общества, формированием городов-государств. Главными элементами их градостроительной структуры были святилище (акрополь) и торговый центр (агора), вокруг которых располагались жилые кварталы. Центральное место в застройке городов занимали храмы ("жилища богов" со статуей внутри), которые сооружались сначала из сырцового кирпича и дерева, с конца VII в. до н. э. - из известняка, а с конца VI в. до н. э. - всё чаще из мрамора. Преобладающим типом храма был обнесённый колоннадой периптер. Он сложился в результате длительной эволюции от древнего жилища - мегарона к храму в антах, простилю и амфипростилю. Наряду с храмами строились различные по функциям общественного сооружения: булевтерии (дома для собраний), стои, театры, стадионы и др. С переходом к строительству из камня складываются главные разновидности архитектурного ордера, способствовавшего созданию тектонически ясного архитектурного образа, выработке соразмерных человеку архитектурных масштабов. Постройками дорического ордера являются храмы Геры в Олимпии, Аполлона в Коринфе, Деметры в Посейдонии (вторая половина VI в. до н. э.), храмы в Селинунте. Суровая монументальность облика дорических храмов эпохи архаики созвучна времени напряжённой общественной борьбы внутри полисов. Ионический ордер (к которому близок эолийский) возник в VI в. до н. э. в греческих городах Малой Азии. Строгая изысканность форм капители и стройность пропорций отличают его от дорического. Он применён в обширных многоколонных храмах с двойной колоннадой - диптерах (храмы Артемиды в Эфесе и Геры на острове Самос - оба середина VI в. до н. э.), а также (с некоторыми изменениями) в небольших изящных сокровищницах в святилище в Дельфах.

Скульптура эпохи архаики украшает храмы (рельефы фризов, метоп и фронтонов, фигурные и орнаментальные акротерии, антефиксы из камня и терракоты). Суровые изваяния изображают богов и мифических героев (Тесея, Геракла, Персея), борющихся со страшными чудовищами - олицетворениями зла и пороков. Массивность и слабая расчленённость фигур созвучна архитектурным формам архаических храмов (как бы набухающим стволам толстых колонн, монументальным антаблементам). Динамикой и сложностью композиции отличались многофигурные скульптурные фризы ионических храмов (фриз сокровищницы сифнийцев в Дельфах, около 525 до н. э.). От мало связанных друг с другом отдельных сцен постепенно совершается переход к целостным, гармоничным композициям. Рельефы на ранних фронтонах (храм Артемиды на острове Керкира, начало VI в. до н. э.) со временем сменяются круглой скульптурой с обобщённой обработкой тыльной стороны (Тифон в виде змееподобного существа на фронтоне древнего храма Гекатомпедона в Афинах, около 570 до н. э., ныне в Малом Акрополе, Афины).

Статуарная архаическая скульптура представлена первоначально небольшими деревянными, позже бронзовыми статуэтками ("Аполлон из Фив", первая половина VII в. до н. э.), затем изваяниями обнажённых юношей (куросов) и стройных девушек (кор) в длинных одеждах (особенно совершенны аттические и ионийские статуи зрелой и поздней архаики). В них воплотились эстетические представления о физическом совершенстве человека, доблести защитника полиса, могуществе божества. Неподвижность и обобщённость форм ("Артемида Делосская", середина VII в. до н. э., Национальный Археологический музей, Афины; "Гера Самосская", вторая четверть VI в. до н. э., Лувр) дополняются условным обозначением движения ("Нике Делосская", середина VI в. до н. э., приписывается скульптору Архерму, Национальный Археологический музей, Афины). Скульпторы, использовавшие как средство психологической выразительности лишь крайне ограниченную мимику человеческого лица (так называемая архаическая улыбка), умели вместе с тем достигать богатства эмоционального строя образов с помощью тонкой моделировки цельных объёмов, виртуозной пластической трактовки драпировок, отличающихся то сдержанным и строгим, то прихотливым линейным ритмом складок. В архаической скульптуре проявляются местные различия: ионические коры и куросы с их лиричностью и созерцательностью, плавной текучестью форм отличаются от суровых, резких по моделировке дорических статуй ("Клеобис" и "Битон" - обе около 600 до н. э., скульптор Полимен Аргосский, Музей в Дельфах).

В эпоху архаики получили развитие основной разновидности древнегреческих ваз: амфора, кратер, килик, гидрия и др. Вазописцы VII в. до н. э. создавали композиции так называемого ориентализирующего стиля. В их росписях, порой сплошь покрывающих поверхность сосудов, жёсткость линий и условность геометрических узоров постепенно уступают место гибкости линий и силуэтов, богатым растительным мотивам, распространяются сюжетные, главным образом мифические, сцены (наиболее частые в островной керамике). В конце VII-VI вв. до н. э. в вазописи Коринфа, а затем Афин утверждается чернофигурный стиль, ведущими мастерами которого были Клитий, Эксекий, Амасис. С именем Андокида связан переход около 530 до н. э. от чернофигурной (чёрные, покрытые лаком силуэтные изображения на красном фоне глины) вазописи к краснофигурной (контурные изображения чёрным лаком на красной глине;см.Вазопись). Высокое совершенство присуще в архаический период искусству глиптики.

В эпоху классики (V - третья четверть IV вв. до н. э.) достигли расцвета древнегреческие города, сложилась система регулярной планировки (Милет, Пирей), главные принципы которой (разбивка города прямоугольной сетью улиц, комплексная застройка жилых кварталов домами одинаковой величины и др.) принято связывать с именем архитектора Гипподама из Милета. "Гипподамова система" отвечала демократическим идеалам и структуре полиса. Типичным жилищем эпохи классики был дом из сырца, помещения которого группировались вокруг двора и примыкавшей к нему "пастады" (крытый проход на столбах). В архитектуре классических храмов (являвшихся не только святыней, но и своеобразным символом полиса) типические черты сочетались с индивидуальными особенностями: единая ордерная схема варьировалась путём изменения пропорций и масштаба построек. Каждый город-государство стремился к своеобразию своих главных сооружений. Поэтому при общности плана и ордерных элементов столь различны по архитектурному облику храм Афины Афайи на острове Эгина (около 500-480 до н. э.), храм Геры II (так называемый храм Посейдона) в Посейдонии (вторая четверть V в. до н. э.), храм Зевса в Олимпии (468-456 до н. э.) и др.

На рубеже VI-V вв. до н. э. происходят решительные перемены в изобразительном искусстве. Преодолевая условность архаических форм, скульпторы, вазописцы и живописцы начинают создавать более близкие к реальности образы, совершеннее изображать человеческую фигуру, её структуру и движение. Многофигурные сцены на фронтонах и фризах храмов приобрели более смелую и свободную композицию. Принципы "строгого стиля", возникшего в начале классической эпохи, наиболее отчётливо воплотились в вазописи. Вазописцы Эпиктет, Евфроний, Дурис, мастер Брига, работавшие в краснофигурной технике, создавали росписи как на мифические, так и на бытовые темы (сцены пирушек, занятий в школах, атлеты на стадионах). Их изображениям свойственны строгая подчинённость форме сосудов, лаконизм и вместе с тем свобода и естественность композиции, изящество обобщенного рисунка. "Строгий стиль" проявился и в скульптуре первой половины V в. до н. э. (скульптурные фронтоны храма Афины Афайи на острове Эгина, фронтоны и метопы храма Зевса в Олимпии). В раннеклассической пластике наряду с героическими образами (группа "Тираноубийцы" работы Крития и Несиота, 477 до н. э., Музей в Дельфах) создавались и возвышенно-лирические (рельефы так называемого трона Лудовизи, вторая четверть V в. до н. э., Национальный музей, Рим), отмеченные обобщённостью и гибкостью пластики, тонкостью моделировки, изысканным линейным ритмом. Поиски мастеров первой половины V в. до н. э. завершил Мирон. Совершенное пластическое выполнение человеческой фигуры, тонкое знание её структуры и движений дали ему возможность выразить непреходящие по своему значению идеи: победы прекрасного человеческого начала над уродливым ("Афина и Марсий"), красоты предельного напряжения гармонически развитого человеческого тела (статуя "Дискобол"). В середине и третьей четверти V в. до н. э. искусство классики достигло расцвета (так называемая высокая классика). Главным политическим и художественным центром Эллады в эпоху правления Перикла стали Афины. На разрушенном персами в период греко-персидских войн (500-449 до н. э.) Акрополе создавался стройный и свободный по пространственной композиции ансамбль, рассчитанный на непрерывную и последовательную смену точек зрения, в сооружениях которого гибко сочетались элементы симметрии и асимметрии, ионических и дорических ордеров. Архитекторы и скульпторы работали здесь под руководством Фидия. Иктин и Калликрат воздвигли на Акрополе храм Афины - Парфенон. В его строгих, гармоничных, классически ясных пропорциях, в праздничном монументальном облике как бы олицетворён триумф победы над персами. Архитектор Мнесикл построил парадные Пропилеи, безвестный мастер - изящный ионический Эрехтейон. Строгое архитектоничное скульптурное убранство Парфенона (рельефы метоп и фриза, статуи фронтонов) воплощает идеалы возвышенной красоты и гармонии. Изображения богов, афинян, шествующих в торжественной процессии, сцен борьбы кентавров с лапифами символизируют торжество разумного эллинского начала над силами варварства. Им свойственны высокое пластическое совершенство, виртуозная лёгкость моделировки и обработки поверхности мрамора. Классические идеалы, представления о гражданской доблести, нравственном и физическом совершенстве свободного эллина воплотились также в работах Алкамена и Кресилая, статуях Поликлета из Аргоса, нашли отражение в вазописи, во фресках Полигнота, терракотовых статуэтках, рельефных изображениях на монетах, произведениях глиптики. После Пелопоннесской войны 431-404 до н. э., в период кризиса греческой полисной демократии, интересы полиса всё более вытеснялись интересами отдельной человеческой личности. Всё большее внимание уделялось строительству сооружений, связанных с многообразными потребностями человека: гимнасиев, палестр, одеонов, театров (театр в Эпидавре, архитектор Поликлет Младший). Строго продуманная, функционально обусловленная композиция греческих театров легла в основу развития мировых зрелищных сооружений. В IV в. до н. э. появляется тенденция к увековечению личности в мемориальных постройках (мавзолей в Галикарнасе, памятник Лисикрата в Афинах).

В изобразительном искусстве возросший интерес к человеческой личности стимулировал развитие скульптурного портрета (работы Деметрия из Алопеки, конец V - первая половина IV вв. до н. э.). Противоречия действительности преломились в творчестве Скопаса, воплотившего в своих мифических скульптурных композициях драматизм борьбы, силу духовных и физических порывов человека (фриз мавзолея в Галикарнасе; статуя "Менада"). В статуях Праксителя преобладают спокойная мечтательность, элегические ноты. В работах Лисиппа, придворного скульптора Александра Македонского, проявляется острое ощущение изменчивой, драматически сложной жизни мира. Произведения Леохара, стремившегося следовать образцам классики V в. до н. э., свойственны черты академии, холодности. Широкой известностью пользовался во второй половине IV в. до н. э. живописец Апеллес, по свидетельству древних авторов искусно владевший светотенью.

Эллинистический период (конец IV - I вв. до н. э.) характеризуется расширением зоны распространения греческой культуры, её взаимодействием с культурой народов, входивших в состав монархии Александра Македонского, а затем государств его преемников. Законодателями вкусов в этот период стали малоазийские города. Невиданного размаха достигло строительство, выросли многочисленные новые города (Александрия, Антиохия на Оронте, Селевкия на Тигре и др.). Воздвигались огромные сооружения (Фаросский маяк в Александрии), создавались величественные архитектурные ансамбли (акрополь в Пергаме). Дифференцировались типы жилища (от скромного дома до дворца). В домах с традиционным планом внутренний двор превращался в обрамлённый колоннадой перистиль. Произведения эллинистической скульптуры (стремительная Нике Самофракийская, конец IV в. до н. э., Лувр; гибнущие в борьбе гиганты фриза Пергамского алтаря, II в. до н. э., Античное собрание, Берлин; напрягающий последние силы Лаокоон, около 50 до н. э., Музей Пио-Клементино, Ватикан) пронизаны внутренним напряжением, движением и тревогой, окрашены трагизмом мироощущения. Для искусства эллинизма характерно многообразие региональных школ, направлений, художественных задач. На смену гармоничному идеалу человека-гражданина приходят прославление владык, не имеющая предела монументализация образа божества (статуя Гелиоса - так называемый Колосс Родосский, не сохранилась), интерес к людям, стоящим на разных (в том числе низших) ступенях социальной лестницы, к возрастным особенностям человека, различным этническим типам (см.также Эллинистическое искусство).

После завоевания Греции Римом искусство эллинов входит в русло развития культуры завоевателей, обогащая последнюю своими гуманистическими традициями, но всё больше утрачивая самостоятельный характер. К опыту древнегреческого искусства широко обращалась художественная культура последующих веков. Его лучшие произведения, по словам К. Маркса, продолжают "... доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом" (К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, 2 изд., т. 12, с. 737).




А. Константинидис. Мотель в Калабаке. 1962.




А. Тасос. "Рыбаки". Цветная гравюра на дереве. 1958.

Литература:ИСиНМ, т. 1, М., 1962; ВИИ, т. 1. М., 1956; ВИА, 2 изд., т. 2, М., 1973; О. Ф. Вальдгауэр, Античная скульптура, П., 1923; Н. И. Врунов, Очерки по истории архитектуры, т. 2, М.-Л., 1935; Ю. Колпинский, Искусство Греции эпохи расцвета, (М.), 1937; его же, Великое наследие античной Эллады и его значение для современности, М., 1977; В. Д. Блаватский, Греческая скульптура, М.-Л., 1939; его же, История античной расписной керамики, (М.), 1953; Н. А. Сидорова, Новые открытия в области античного искусства, (М., 1965); А. П. Чубова, Иванова А. П., Античная живопись, М., 1966; Б. Р. Виппер, Искусство Древней Греции, М., 1972; В. М. Полевой, Искусство Греции, 2 изд., М., 1984.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Синонимы:
земля эллады, страна, эллада


  1. грецияИония Еллада strong в Зах Г. названа Ионией евр. Яван Ис . Под царем Г. Дан подразумевается Александр Македонскийstrong в НЗ Г. Елладой Деян названа рим. провинция с...Библейская энциклопедия Брокгауза
  2. грецияу пр. Захарии Зах. Ионияem а у пр. Дан. Грецияem вообще была известна Евреям под названием Иаванem Иез. . В Н.З. под сим названием в более общем смысле разумеется собст...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  3. грецияГреция Дан. Дан. Дан. небольшая страна в юговосточной части Европы. Находясь на побережье Средиземного моря и являясь главным торговым маршрутом древности она получил...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  4. грецияGrecia Итальянорусский словарь. Синонимы земля эллады страна эллада...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  5. грецияGriechenland n s земля эллады страна эллада...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. грецияГрецияGriechenlandСинонимы земля эллады страна эллада...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. грецияGrecia...Большой русско-испанский словарь
  8. грецияимя собств. сущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  9. грецияGrce f Rpublique de Grce...Большой русско-французский словарь
  10. грецияHellas Греческая республика госво в Южн. Европе на Балканском пве и овах Крит Эвбея Родос Лесбос и др. С в борьбе с тур. игом обрела независимость. В республика до ...Большой филателистический словарь
  11. грецияGrce f Rpublique de Grce земля эллады страна эллада...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  12. грецияГреческая Республика государство в Юж. Европе на Балканскомпове и многочисленных островах крупнейшие Крит Эвбея Родос Лесбос. тыс. км. Население млн. человек св. гре...Большой энциклопедический словарь II
  13. грецияГРЕЦИЯ Греческая Республика государство в Юж. Европе на Балканском пове и многочисленных островах крупнейшие Крит Эвбея Родос Лесбос. тыс. км. Население млн. человек ...Большой энциклопедический словарь III
  14. грецияГРЕЦИЯ Греческая Республика государство в Юж. Европе на Балканском пове и многочисленных островах крупнейшие Крит Эвбея Родос Лесбос. тыс. кмampsup. население млн. че...Большой Энциклопедический словарь V
  15. грецияГРЕЦИЯ погречески Эллада корство на ю. Балкан. полуострова. Площадь с овами . кв. вер. Берег. линия изобилует весьма удобн. бухтами для стоянки судов зал. Воло Цитунский ...Военная энциклопедия (1911-1915)
  16. грецияНаселение млн чел. Военный бюджет млрд долл. . Регулярные ВС тыс. чел. Резерв тыс. чел. в т. ч. СВ тыс. ВВС тыс. ВМС тыс. Военизированные формирования БОХР тыс...Вооруженные силы зарубежных стран
  17. грецияГреция Греческая Республика госвоem на Ю.em Европы. Название Греция из латин.em Graecia принятое в русск.em и др.em языках образовано от этнонима греки небольшого племени...Географическая энциклопедия
  18. грецияHellas Греческая Pеспубликa Hellenike Demokratie госво на Ю. Балканского пова и прилегающих oвах Эгейского и Ионического морей. Пл. тыс. кмsup. Hac. млн. чел. кон. . C...Геологическая энциклопедия
  19. грецияHellas Греческая Pеспубликa Hellenike Demokratie госво на Ю. Балканского пова и прилегающих oвах Эгейского и Ионического морей. Пл. тыс. км. Hac. млн. чел. кон. . Cтол...Горная энциклопедия
  20. грецияГРЕЦИЯ Hellas Греческая Республика Hellenike Demokratia госво в Юж. Европе на Балканском пове и мноючисл. овах крупнейшие Крит Эвбея Родос Лесбос. Пл. т. кмsup. Нас. м...Демографический энциклопедический словарь
  21. греция. по своим географич. условиям Г. представляет собой на гористую страну со складчат. горными цепями третичного периода сбегающ. параллельно побережью на З. кристаллич. г...Древний мир. Энциклопедический словарь
  22. грецияпо своим географич. условиям Г. представляет собой на гористую страну со складчат. горными цепями третичного периода сбегающ. параллельно побережью на З. кристаллич. гор...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  23. грецияГреция. Агора в Коринфе.ГРЕЦИЯ Греческая Республика государство в Южной Европе на Балканском полуострове и многочисленных островах Средиземного моря крупнейшие Крит Эвбе...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  24. грецияЛеонтьевский пер. тел. факс Консульский отдел тел. Торговый отдел тел....Координаты посольств и консульств в Москве
  25. грецияЛеонтьевский пер. тел. факс Консульский отдел тел. Торговый отдел тел....Координаты посольств и консульств в Москве
  26. грецияГреция Graecia...Латинский словарь
  27. грециякорень ГРЕЦ окончание ИЯ Основа слова ГРЕЦВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ГРЕЦ ИЯ Слово Греция содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  28. грецияНачальная форма Греция слово обычно не имеет множественного числа единственное число женский род именительный падеж топоним неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  29. грецияГреция Greece гористая страна в ЮгоВост. Европе. Ее история восходит к гг. до н.э. когда этот регион заселяли пришедшие с С. народы говорившие на греч. яз. Эти народы со...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  30. грецияГреция у пр. Захарии Зах. Иония а у пр. Дан. Греция вообще была известна Евреям под названием Иаван Иез. . В Н.З. под сим названием в более общем смысле разумеется собс...Полная популярная библейская энциклопедия
  31. грецияГосударственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Лит...Правовые системы стран мира
  32. грецияGraeca граничит на северозападе с греческой Иллирией на севере с Македонией а на остальных трех сторонах образует границу моря на западе Ионийское на юге и востоке Эг...Реальный словарь классических древностей
  33. грецияГреччина....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  34. грецияGriekeland eo Grekio...Русский-африкаанс словарь
  35. грециягосударственный язык греческий национальная валюта драхма Greece...Русско-английский экономический словарь
  36. грецияГрэцыя...Русско-белорусский словарь
  37. грецияГрэцыя жен.i...Русско-белорусский словарь II
  38. грецияGrgorszg земля эллады страна эллада...Русско-венгерский словарь
  39. грецияГреция...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  40. грецияГре Синонимы земля эллады страна эллада...Русско-ивритский словарь
  41. грецияxlГреческая Республика земля эллады страна эллада...Русско-китайский словарь
  42. грецияYunanistan...Русско-крымскотатарский словарь
  43. грецияЮнанистан...Русско-крымскотатарский словарь II
  44. грецияГрек улс...Русско-монгольский словарь
  45. грецияGriechenland n....Русско-немецкий словарь
  46. грецияGriechenland...Русско-немецкий словарь по искусству
  47. грецияGriekenland...Русско-нидерландский словарь
  48. грецияGrekenland земля эллады страна эллада...Русско-норвежский словарь
  49. греция...Русско-персидский словарь
  50. грецияGrecja...Русско-польский словарь
  51. грециягеогр земля эллады страна эллада...Русско-португальский словарь
  52. грецияГрецияUgiriki ед.Древняя Греция Uyunani ед....Русско-суахили словарь
  53. грецияksem Греческая РеспубликаKreikka Kreikan tasavalta...Русско-финский словарь
  54. грецияecko...Русско-чешский словарь
  55. греция.strong Grekland...Русско-шведский словарь
  56. грецияGrekland...Русско-шведский словарь II
  57. грецияГеографические условия.strong Г. представляет собой на гористую страну со складчатыми горными цепями третичного периода сбегающими параллельно побережью на З. и кристал...Словарь античности
  58. грецияСтрана...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  59. грецияВосстание греков за независимость вспыхнуло в г. Пушкин горячо сочувствовал восставшим. В Киш. дневн. он заносит между пятью греками я один говорил как грек все отчаяли...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  60. грециясм.uВ Греции вс естьКак в ГрецииСинонимы земля эллады страна эллада...Словарь русского арго
  61. грецияГреция Эллада земля Эллады Словарь русских синонимов. греция сущ. колво синонимов земля эллады страна эллада Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы земля э...Словарь синонимов II
  62. грецияГреция Эллада земля Эллады...Словарь синонимов
  63. грецияГреция Hells английское Greece Греческая Республика госво в Юж. Европе на Балканском пове и многочисленных овах в Ионическом Средиземном и Эгейском морях. Пл. тыс. км в ...Словарь современных географических названий
  64. грецияh Грецияbig сущ.жен.неод.ед.i род. или какуюнибудь карту Греции да новых журналов пришли.Пс....Словарь языка Грибоедова
  65. грециякоролевство Греция Ellas госво расположенное на Ю. Балканского пова и многочисл. овах в Ионическом Эгейском м. в вост. части Средиземного м. Граничит на С. с Албанией Юг...Советская историческая энциклопедия
  66. грецияГРЕЦИЯ Греческая Республика государство в Южной Европе на Балканском полуострове и многочисленных островах Средиземного моря крупнейшие Крит Эвбея Родос Лесбос. площадь ...Современная энциклопедия
  67. грецияГРЕЦИЯ Древняя Эллада общее название территории греческих государств на юге Балканского полуострова островах Эгейского моря побережье Фракии по западной береговой полосе ...Современная энциклопедия
  68. греция,ГРЕЦИЯ Греческая Республика государство в Юж. Европе на Балканском пове и многочисленных островах крупнейшие Крит Эвбея Родос Лесбос. тыс. км. Население млн. человек ...Современный энциклопедический словарь
  69. грецияГРЕЦИЯ Древняя Эллада общее название территории древнегреческих государств на юге Балканского пова островах Эгейского м. побережье Фракии по западной береговой полосе М. ...Современный энциклопедический словарь
  70. грецияGreece официальное назв. Греческая республика государство на Ю.В. Европы расположенное на Балканском пове и многочисленных овах пл. кв.км чел. официальный яз. греческ...Страны и города мира. Словарь
  71. грецияГРЕЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА Страна на юговостоке Европы занимающая южную оконечность Балканского полуострова и большое количество островов Эгейского Ионического и Средиземного м...Страны мира
  72. грецияRzeczownik Греция Grecja...Универсальный русско-польский словарь
  73. грецияИгрец Греция Гиря Гея Герц Цея Рия...Электронный словарь анаграмм русского языка
  74. грецияГреция Географияi Метрологияi Древняя историяi Новая историяi Современное государственное устройство и финансы.i О греческих литературе языке философии музыке искусс...Энциклопедический словарь
  75. грецияГРЕЦИЯ Греческая Республика государство в Юж. Европе на Балканском пове и многочисленных островах крупнейшие Крит Эвбея Родос Лесбос. тыс. км. Население млн. человек ...Энциклопедический словарь естествознания
  76. грецияГреческая Республикагосударство в ЮгоВосточной Европе на Балканском полуострове и прилегающих островах. Столица г. Афины. Административное деление областей области дел...Энциклопедический словарь конституционного права
  77. грецияIstrong География см. Метрология см. Древняя история см. Новая история см. Современное государственное устройство и финансы см. О греческой литературе языке философии...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  78. грецияГРЕЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКАСтрана на юговостоке Европы занимающая южную оконечность Балканского полуострова и большое количество островов Эгейского Ионического и Средиземного мо...Энциклопедия «Города и страны» (сводная)
  79. грецияГРЕЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКАСтрана на юговостоке Европы занимающая южную оконечность Балканского полуострова и большое количество островов Эгейского Ионического и Средиземного мо...Энциклопедия «Города и страны» (сводная)
  80. грецияГРЕЦИЯГреческая Республика независимое государство в юговосточной Европе занимающее юг Балканского полуострова. Греции принадлежат также многочисленные острова в Ионическ...Энциклопедия Кольера II
  81. грецияГреческая Республикагосударство расположенное в ЮгоВосточной Европе на юге Балканского полуострова. Г. унитарное государство. состоящее из . административных единиц обл...Энциклопедия юриста
  82. грецияуже у Посошкова ИОРЯС . Через польск. Grecja из лат. Graecia см. Брюкнер ....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  83. грецияГреция Грецияуже у Посошкова ИОРЯС . Через польск. Grecja из лат. Graecia см. Брюкнер ....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)