Художественная энциклопедия

ГОЛУБКИНА

Голу́бкина

Анна Семёновна (1864, Зарайск – 1927, там же), русский скульптор. Член-учредитель объединения «Мир искусства», участницаМосковского общества любителей художеств, Московского товарищества художников. Преподавала во Вторых свободных государственных художественных мастерских и воВхутемасе. Автор книги «Несколько слов о ремесле скульптора» (1922—23). В 1891—94 гг. занималась вМосковском училище живописи, ваяния и зодчествау С. И. Иванова. Образование завершила в Париже, где была дважды: в 1895—96 гг. посещала Академию Ф. Коларосси, в 1897—99 гг. пользовалась советами О.Родена. В 1902—03 гг. совершила третью поездку в Париж для изучения техники работы в мраморе.С нач. 1900-х гг. жила попеременно в Москве и Зарайске. В 1904—07 гг. принимала участие в революционном движении, была арестована и приговорена к заключению, но освобождена из-за болезни.


А. С. Голубкина. «Портрет А. Н. Толстого». Дерево тонированное. 1911 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва




А. С. Голубкина. Ваза «Туман». Мрамор. Ок. 1904 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва


Во многих работах (ваза «Туман», ок. 1904 г.; горельеф «Волна, или Пловец» над входом в Московский художественный театр, 1903) воплощала темы и образы, характерные длямодерна. В ряде произведений («Огонь», 1900; «Кочка», 1904; «Идущий человек», 1903) своеобразно претворяются типичные длясимволизматемы томления духа, духовного пробуждения.


А. С. Голубкина. «Старая». Мрамор тонированный. 1908 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва




А. С. Голубкина. «Берёзка». Бронза. 1927 г. Музей-мастерская А. С. Голубкиной. Москва


Важнейшим в творчестве Голубкиной был жанр портрета, в котором её произведения смыкались симпрессионизмом. Однако она использовала импрессионистические средства не для передачи сиюминутного впечатления, а для наделения образа психологической выразительностью. Живая подвижность поверхности скульптуры способствовала выявлению сложных взаимоотношений между зримым и скрытым. Наиболее плодотворный период в творчестве скульптора приходится на 1903—13 гг. В это время были созданы портреты известных поэтов, писателей и философов: А. Белого (1907), А. М. Ремизова и А. Н. Толстого (оба – 1911 г.), В. Ф. Эрна (1913). Среди последних работ выделяются «Портрет Л. Н. Толстого» (1927) и статуя «Берёзка», оставшаяся неоконченной.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

  1. голубкинаАнна Семеновна российский скульптор.Обобщенносимволические образы рабочих Железный остропсихологические портреты Т. А. Иванова . Для многихпроизведений характерны черты...Большой энциклопедический словарь II
  2. голубкина.strong ГОЛУБКИНА Анна Семновна скульптор. В творчестве Голубкиной текучая пластичность форм в духе импрессионизма и стиля модерн горельеф Пловец или Волна на фасаде МХА...Русская энциклопедия
  3. голубкинаГОЛУБКИНА Анна Семеновна российский скульптор. Обобщенносимволичные образы рабочих Железный портреты Т.А. Иванова . Для многих произведений характерны черты импрессио...Современная энциклопедия
  4. голубкинаГОЛУБКИНА Анна Семеновна российский скульптор. Обобщенносимволические образы рабочих Железный остропсихологические портреты Т. А. Иванова . Для многих произведений хара...Современный энциклопедический словарь
  5. голубкинаГОЛУБКИНА Лариса Ивановна р . российская актриса народная артистка Российской Федерации. С в Центральном театре Советской Армии. С большим успехом играла в спектакле Со...Современный энциклопедический словарь