Художественная энциклопедия

ГВАРДИ

Гва́рди

(guardi) Франческо (1712, Венеция – 1793, там же), итальянский живописец, мастерведуты. Родился в семье художников. Учился у своего брата Джованни Антонио Гварди, автора виртуозных композиций в стилерококо. В течение всей жизни не покидал родной город. Начинал как копиист; писал картины на религиозные и мифологические темы. В кон. 1760-х гг. выполнил 12 видов праздничной Венеции по рисункам А.Каналетто; с этого времени целиком посвятил себя пейзажу.

Частное собрание. Лиссабон. Фрагмент">
Ф. Гварди. «Выставка диковин на площади Сан-Марко в Венеции». Вторая пол. 18 в. Частное собрание. Лиссабон. Фрагмент


Расцвет творчества Гварди приходится на 1780—90-е гг. Помимо ведут, точно воспроизводящих виды города, писал «каприччо» – живописные фантазии с видами античных и средневековых руин; однако и в сочинённых пейзажах ощущается неповторимая атмосфера Венеции с её влажным морским воздухом и мягким серебристым светом, растворяющим очертания фигур и предметов. Художник создал пейзаж нового типа, насыщая живописную ткань произведений своими лирическими переживаниями («Подъём воздушного шара», 1784; «Церковь Сан-Джорджо Маджоре в Венеции»). Обращаясь зачастую к тем же городским видам и сюжетам, что и Каналетто, он писал не торжественную, сияющую праздничными красками Венецию, а призрачный город, чья хрупкая ускользающая красота окрашена нотками щемящей ностальгии («Серая лагуна», ок. 1780 г.). Художник вводит в свои композиции элементы естественной непроизвольности и пространственной свободы. Лёгкими динамичными мазками он воссоздаёт трепетное движение серо-жемчужных облаков и тёмно-синих вод Адриатики, тающие в воздушной дымке контуры одиноких, часто изображённых со спины, прохожих в накинутых плащах и капюшонах, залитые серебристым светом дворики, исчезающие в дымке туманов каналы и лагуны со скользящими по ним гондолами («Венецианский дворик», «Площадь Сан-Марко в Венеции», «Вид канала в Каннареджо», ок. 1790 г.).


Ф. Гварди. «Вид церкви Сан-Пьетро ди Кастелло на о. Сан-Пьетро». Вторая пол. 18 в. Частное собрание. Лиссабон


Творчество Гварди, предвосхитившее пленэрные искания французских пейзажистов 19 в., не было оценено современниками. Лишь на рубеже 19–20 вв. его имя заняло достойное место среди живописцев венецианской школы.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

  1. гвардиГуарди Guardi Франческо итальянский живописец.Представитель венецианской школы. Религиозные мифологическиеисторические картины Александр перед телом Дария поэтические в...Большой энциклопедический словарь II
  2. гвардигвардия Сырх гварди ист. Красная гвардия....Осетинско-русский словарь
  3. гвардиГВАРДИ Guardi Франческо итальянский живописец. В поэтичных видах Венеции со сценами городской жизни Венецианский дворик виртуозно передавал игру света и тени влажный в...Современная энциклопедия
  4. гвардиГВАРДИ Гуарди Guardi Франческо итальянский живописец. Представитель венецианской школы. Религиозные мифологические исторические картины Александр перед телом Дария поэти...Современный энциклопедический словарь
  5. гвардиГварди Francesco Guardi итальянский венецианский живописец ученик Каналетто усвоивший его манеру и технику и работавший в молодости вместе с ним. Подобно Каналетто он п...Энциклопедический словарь
  6. гвардиFrancesco Guardi итальянский венецианский живописец ученик Каналетто усвоивший его манеру и технику и работавший в молодости вместе с ним. Подобно Каналетто он посвятил...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона