Художественная энциклопедия

ВАЗОПИСЬ

Вазопись

античная, роспись античных керамических сосудов. Ведёт своё начало от эгейского искусства: критские вазы "стиля камарес" (XX-XVIII вв. до н. э.) с покрывающими сосуды изысканными стилизованными растительными узорами, вазы с живыми лаконичными изображениями растений и морских животных (конец XVII-XVI вв. до н. э.); строгие по композиции вазы "дворцового стиля" (конец XV в. до н. э.) с более мелким геометризованным растительным орнаментом. В микенском искусстве XIV-XII вв. до н. э. схематичные изображения людей и животных к концу периода сменяются геометрическими мотивами.

Нового расцвета достигает вазопись в искусстве Греции Древней. Она даёт некоторое представление о почти не сохранившейся древнегреческой монументальной живописи. Вазы, покрывали так называемым чёрным лаком, белой, пурпуровой, реже - голубой, розовой, красной и жёлтой красками и позолотой. Композиция росписей органически связывалась с формой сосудов, гибкий ритм обобщенных контурных линий отличался строгой упорядоченностью, декоративным изяществом и свободой. Древнегреческая вазопись прошла в своём развитии следующие стадии: "субмикенскую" (опиравшуюся на позднемикенские традиции, первая половина XI в. до н. э.), протогеометрический стиль (вторая половина XI в. - X в. до н. э.) и геометрический стиль (IX-VIII вв. до н. э.; полосы чётких ритмичных линейных узоров и геометризованных изображений, подчёркивающие тектонику сосудов), "ковровый", или "ориентализирующий", стиль (VII в. до н. э.; расположенные поясами полихромные изображения животных и фантастических существ, реже - мифические сцены в сочетании с нарядными растительными узорами). В VI в. до н. э. в Аттике складывается и переживает расцвет чернофигурный стиль (силуэтные изображения наносились чёрным лаком на жёлтую или красную глину, детали одежды, орнамента и т. д. выполнялись белой и пурпуровой красками). Росписям этого стиля свойственны чистота линий, выразительность силуэтов, эмоциональная насыщенность сложных сюжетных сцен (работы Клития, Эксекия, Амасиса и других мастеров).

Около 530 до н.э. появилась краснофигурная вазопись (чёрный фон, изображения цвета глины), которая позволила более детально прорисовывать формы, намечать основные объёмы с помощью линий. Чернофигурная вазопись продолжала господствовать в Аттике до начала V в. до н. э., сосуществуя с краснофигурной. Вазопись "строгого стиля" (последняя четверть VI - начало V вв. до н. э.) при ясности и изяществе образов отличается известной угловатостью рисунка (работы вазописцев Евфрония, Дуриса, "мастера Брига "). Со второй четверти V в. до н. э. в вазописи "свободного стиля" изображения становятся более сложными и мягкообъемными. Свобода и естественность композиции, точность и лаконизм рисунка, элегичные ноты присущи полихромным росписям белых погребальных лекифов третьей четверти V в. до н. э. В конце V-IV вв. до н. э. вазопись отличается стремлением к роскоши и декоративной пышности ("роскошный стиль" - живопись Мидия и др.), перегруженностью композиции, нарушением органического единства росписи и формы сосудов. Вазопись процветала также в Южной Италии (апулийские и кампанские вазы). Под сильным влиянием древнегреческой вазописи развивалась вазопись этрусков. С III-II вв. до н. э. древнегреческая вазопись постепенно пришла в упадок и уступила место покрытым лаком сосудам с рельефным декором или накладной орнаментной росписью.




Ваза "стиля камарес". Около 1800 до н.э.




Эксекий. Чернофигурная амфора с изображением Леды и Диоскуров. Около 530 до н.э. Ватиканские музеи. Рим.

Литература:О. Вальдгауэр, Краткое описание собрания античных расписных ваз, 2 изд., СПБ, 1914; М. И. Максимова, Античные фигурные вазы, т. 1, М., 1916; В. Д. Блаватский, История античной расписной керамики, (М.), 1953; Pfuhl E., Malerei und Zeichnung der Griechen, Bd 1-3, Mьnch., 1923.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
ва́зопись
роспись керамических сосудов. Самые ранние образцы относятся к эпохе энеолита (3—2-е тыс. до н. э.) Узоры в виде волнистых линий и простейших геометрических фигур служили не только украшениями, но и магическими знаками, отпугивавшими злые силы. Высочайшего расцвета вазопись достигла вкрито-микенском искусстве. Заимствованные у природы формы ваз стиля «камарес» (в виде птицы, раковины, медузы; 20–18 вв. до н. э.) искусно подчёркивались орнаментами с морскими и растительными мотивами, свободно покрывавшими весь сосуд. Гибкие белые и красные линии ярко выделялись на фоне блестящей тёмной обмазки. Критские мастера кон. 17–16 в. до н. э. обыгрывали природный цвет глины, нанося изображения тёмными красками поверх светло-оранжевого фона. Так, в знаменитой фляге с осьминогом морское чудовище словно оплетает щупальцами весь сосуд. Росписи ваз «дворцового стиля» (15 в. до н. э.) строже по композиции; живые природные формы в орнаментах превращаются в геометризованные. В вазописи микенской Греции (14–12 вв. до н. э.) росписи становятся ещё более сухими и схематичными.


Экзекий. Амфора с изображением Ахилла и амазонки Пентесилеи. Древняя Греция. Ок. 530 г. до н. э.


Особое совершенство отличает древнегреческую вазопись. Сосуды геометрического стиля (9–8 вв. до н. э.) покрывали орнаментом в виде строго чередующихся горизонтальных полос, заполненных простейшими фигурами и меандром (спираль с резко изломанными углами). Некоторые вазы были огромного размера и служили надгробными памятниками (Дипилонская амфора, 8 в. до н. э.). В ярких и красочных росписях «коврового стиля» (7 в. до н. э.) цветы и фигуры животных сплетались в причудливый узор. В 6 в. до н. э. в вазописи господствовал чёрнофигурный стиль: фигуры и предметы наносились блестящей густой краской (чёрным лаком) на оранжевый фон глины; черты лица, складки одежды процарапывались. Тёмные, плоские силуэты подчёркивали выпуклую форму вазы. Отточенность контурных линий, плавный музыкальной ритм отличают росписи мастеров Клития, Экзекия и др.


Евфимид. Амфора со сценой проводов Гектора. Древняя Греция. Нач. 5 в. до н. э. Фрагмент


Ок. 530 г. до н. э. чёрнофигурная вазопись сменяется краснофигурной: силуэты фигур обводили тёмным контуром и оставляли незакрашенными, а фон заливался чёрным лаком. Новая техника позволила более подробно прорисовывать детали, передавать объёмы с помощью внутренних линий, наносившихся тонкой кистью (мастера Евфроний, Евфимид, Дурис, Бриг и др.). Греческая вазопись оказала огромное влияние на западноевропейское и русское искусство; типы античных ваз и мотивы их росписей повторялись и варьировались на протяжении многих веков, особенно в эпохуклассицизма. Подглазурные росписи (красочные изображения, нанесённые на поверхность сосудов, покрывались специальным лаком и обжигались в печи, что придавало им прочность и переливчатый блеск) впервые появились, вероятно, в Древнем Китае (2-е тыс. до н. э.). Изобретение фарфора (1-е тыс. до н. э.) позволило украшать посуду тончайшими узорами и целыми живописными «картинами». Китайская посуда пользовалась популярностью в Европе и России, породив в эпохурококоволну подражаний. Глазурованная посуда изготавливалась в западноевропейских странах (с 8 в.), в Византии (с 9 в.), на Руси (с 10 в.). С 18 в. расписную посуду производят в основном на государственных и частных фарфоровых заводах; продолжают создаваться и изделиянародных промыслов(Гжель).


Кувшин стиля «камарес» с морским коньком. Остров Крит. Ок. 1800 г. до н. э.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Синонимы:
роспись


  1. вазописьразновидность изобр. исква самые ранние образцы крого в Др. Греции относятся к IV тыс. до н. э. лепные сосуды примитивных форм с линейногеометр. росписью темной краской п...Античный мир. Словарь-справочник
  2. вазописьантичная роспись античных керамических сосудов. Получила развитие ещ в критомикенском искусстве см. Эгейская культура вазы камарес вв. до н. э. со стилизованными гибко к...Большая Советская энциклопедия II
  3. вазописьдекоративная роспись сосудов выполненная в разной технике чаще керамическим способом т.е. специальными красками с последующим обжигом. Ведет свое начало от эгейского кри...История и теория культуры
  4. вазописьдекоративная роспись керамических сосудов выполняемая специальными красками и закрепляемая обжигом готовых изделий. Вазопись является самым древним видом декоративного ис...Мировая художественная культура. Словарь
  5. вазописькорень ВАЗ соединительная гласная О корень ПИСЬ нулевое окончаниеОснова слова ВАЗОПИСЬВычисленный способ образования слова Сложение основ ВАЗ соединительная гласная ...Морфемный разбор слова по составу
  6. вазописьНачальная форма Вазопись винительный падеж единственное число женский род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  7. вазописьвазопись ж. Роспись керамических сосудов ваз....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  8. вазописьвазопись вазопись и...Орфографический словарь
  9. вазописьвазопись вазописи вазописи вазописей вазописи вазописям вазопись вазописи вазописью вазописями вазописи вазописях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  10. вазописьОрфографическая запись слова вазопись Ударение в слове вазопись Деление слова на слоги перенос слова вазопись Фонетическая транскрипция слова вазопись [вазапс] Характери...Полный фонетический разбор слов
  11. вазописьвазопись иСинонимы роспись...Русский орфографический словарь
  12. вазописьВазапс...Русско-белорусский словарь
  13. вазописьжен. иск.i вазапс муж.i...Русско-белорусский словарь II
  14. вазописьсауыт жазуы ваза демш...Русско-казахский словарь
  15. вазописьvu glezniecba...Русско-латышский словарь
  16. вазописьвазопись иСинонимы роспись...Русское словесное ударение
  17. вазописьвазопись роспись...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  18. вазописьвазопись роспись Словарь русских синонимов. вазопись сущ. колво синонимов роспись Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы роспись...Словарь синонимов II
  19. вазописьвазопись роспись...Словарь синонимов
  20. вазописьВАЗОПИСЬ ж. Роспись керамических сосудов ваз....Толковый словарь русского языка
  21. вазописьУдарение в слове вазописьУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове вазопись...Ударение и правописание
  22. вазописьвазопись вазописи вазописи вазописей вазописи вазописям вазопись вазописи вазописью вазописями вазописи вазописях Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зали...Формы слова
  23. вазописьОспа Осип Оса Опись Опа Оазис Иса Ипс Ось Паз Иов Ивась Зов Засов Поза Своз Своп Сип Зав Воз Вис Вип Виза Вазопись Апис Азов Авизо Сова Завс Зао Запись Сап Саз Пос Пиза П...Электронный словарь анаграмм русского языка