Художественная энциклопедия

"БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ"

"Бубно́вый вале́т"

(1910—17), общество художников, получившее название от одноимённой выставки картин в Москве (декабрь 1910 – январь 1911). Участвовали: Н. С.Гончарова, П. П.Кончаловский, А. В.Куприн, М. Ф.Ларионов, А. В.Лентулов, И. И.Машков, Р. Р.Фальки др. Эпатажное название, предложенное Ларионовым, вызывало у публики ассоциации скорее с картёжно-воровским жаргоном, чем с искусством. Скандальные слухи привлекли в залы толпы народа. Организаторы выставки мыслили её как своего рода ярмарочное представление. «Автопортрет и портрет П. П. Кончаловского» И. И. Машкова (1910) представлял друзей-художников в виде цирковых силачей – с огромными мускулами, с гирями и в трико, но при этом исполняющими сентиментальный романс. Энергия, яркая красочность, подчёркнутая огрублённость формы сочетались в картине, как и в др. представленных на выставке произведениях, с тонкой самоиронией. Бубнововалетцы вошли в русское искусство, когда кризис переживал не толькоакадемизм,а позднее передвижничество, но исимволизм, представленный мастерами«Голубой розы». Новому поколению художников были чужды зыбкость и туман поэтических грёз; нарочито вульгарным названием и варварской энергией живописи они утверждали своё полнокровное, жизнерадостное мироощущение.


Эмблема художественного объединения «Бубновый валет»


Позднее наиболее радикальные мастера – Ларионов, Гончарова и др. вышли из объединения и основали группу«Ослиный хвост». Разгорелась, по выражению прессы, «война хвостов и валетов», протекавшая на страницах газет и на модных в то время публичных диспутах. Вошедшие в «Бубновый валет» живописцы (П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, И. И. Машков, А. В. Куприн, Р. Р. Фальк, В. В. Рождественский, А. А. Осмёркин) теперь утверждали, что в названии нет криминального оттенка, что валет бубновой масти означает «молодость и горячую кровь».
Любимым жанром бубнововалетцев стал иронический автопортрет.Свой облик они заостряли до гротеска, перевоплощаясь в самые неожиданные для художников амплуа: Машков представал пароходчиком на фоне морского пейзажа (1911); Лентулов – могучим великаном снимбоми золотыми звёздами вокруг головы (1915).


П. П. Кончаловский. Сухие краски. 1912. Государственная Третьяковская галерея. Москва


Молодых мастеров называли «русскими сезаннистами». Своеобразие творчества русских последователей П.Сезанназаключалось в синтезе его живописной системы и языка народного искусства (лубка, вывески, расписных подносов). Натюрморт «Синие сливы» И. И. Машкова (1910) стилизован под поднос, расписанный провинциальным мастером. Кричащие густые краски, спор острых углов и окружностей, «витринная» композиция рождают ощущение сверхреальности и в то же время несъедобности фруктов. Особенно шокировало зрителей смелое отношение бубнововалетцев к самому классическому сюжету мировой живописи – обнажённой натуре. Женское тело они видели как «натюрморт», стремясь утвердить, что любая натура, будь то предмет или человеческие лицо и фигура, интересны не сами по себе, а как выразительная форма, комбинация красок (А. В. Куприн. «Обнажённая натурщица с синей вазой», 1918). Человеческое, психологическое содержание не ушло из их живописи, но передавалось не мимикой и жестами, а эмоциональностью красочного строя, взволнованностью линий и живописной фактуры, динамичным построением пространства.


П. П. Кончаловский. «Сиенский портрет». 1912 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва


Пейзажи Фалька, Рождественского, Лентулова несут следы влияния не только сезаннизма, но икубизма. В многоцветье и дробящемся ритме «Василия Блаженного» Лентулова (1913) ощущается звучание ликующего колокольного звона. В новаторских творческих поисках молодых мастеров «вставало неудержимое стремление… перешагнуть извечную грань, отделяющую индивидуальное учёное искусство от „соборного“ и праздничного искусства народа» (Г. Г. Поспелов).
В выставках «Бубнового валета» в 1910—14 гг., наряду с художниками, составившими его ядро, участвовали представители других направлений (В. В.Кандинский, А. Г. Явленский, К. С.Малевич), а также французские и немецкие мастера. Буря эмоций и пафос «низвержения основ» сопровождали лишь первые шаги нового искусства. Ведущие мастера «Бубнового валета» состоялись как крупнейшие мастера русской живописи. В 1925 г. бывшие бубнововалетцы организовали объединение «Московские живописцы», в дальнейшем преобразованное в «Общество московских художников» (ОМХ).
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

  1. бубновый валетБубновый валет объединение московских живописцев. Ведт начало от одноименной выставки организованной в . Для творчества художников Б. в. П. П. Кончаловский А. В. Куприн А...Большая Советская энциклопедия II
  2. бубновый валетобъединение московских художников обращавшихся к живописнопластическим исканиям в духе творчества П.Сезанна фовизма и кубизма а также к приемам русской иконописи и лубкан...Большой энциклопедический словарь II
  3. "бубновый валет"БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ объединение московских художников обращавшихся к живописнопластическим исканиям в духе творчества П. Сезанна фовизма и кубизма а также к приемам русской и...Большой энциклопедический словарь III
  4. бубновый валетБУБНОВЫЙ ВАЛЕТ объединение московских художников обращавшихся к живописнопластическим исканиям в духе творчества П. Сезанна фовизма и кубизма а также к приемам русской ...Большой Энциклопедический словарь V
  5. "бубновый валет"объединение московских художников обращавшихся в своих живописнопластических исканиях в духе постимпрессионизма так называемый русский сезаннизм от имени французского ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  6. бубновый валетОбщество художников Бубновый валет объединение московских живописцев образовавшееся после одноименной выставки декабрь организованной М. Ф. Ларионовым В. Д. и Д. Д. Бур...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  7. бубновый валетобъединение московских художников учрежденное П. П. Кончаловским А. И. Куприным И. И. Машковым В. В. Рождественским с целью распространения современных понятий по вопроса...Мировая художественная культура. Словарь
  8. "бубновый валет"объединение моск. художников названное по одноим. выставке в крой приняли участие М. Ф. Ларионов автор названия П. П. Кончаловский Р. Р. Фальк И. И. Машков А. В. Куприн ...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  9. бубновый валетБУБНОВЫЙ ВАЛЕТ объединение московских художников обращавшихся в своих живописнопластических исканиях в духе постимпрессионизма так называемый русский сезаннизм от имен...Современная энциклопедия
  10. бубновый валетБУБНОВЫЙ ВАЛЕТ объединение московских художников обращавшихся к живописнопластическим исканиям в духе творчества П. Сезанна фовизма и кубизма а также к приемам русской и...Современный энциклопедический словарь
  11. "бубновый валет"БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ объединение московских художников обращавшихся к живописнопластическим исканиям в духе творчества П. Сезанна фовизма и кубизма а также к приемам русской ...Энциклопедический словарь естествознания