Художественная энциклопедия

АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО

Абстрактное искусство

(от лат. abstractus - отвлечённый), абстракционизм, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, модернистское течение, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Программа абстрактного искусства полностью порывает с общественными и познавательными задачами художественного творчества, является крайним проявлением индивидуалистических, субъективистских тенденций буржуазного искусства. Практика абстрактного искусства сводится к созданию с помощью отвлеченных элементов художественной формы (цветовое пятно, линия, фактура, объём и т. д.) неизобразительных композиций, импульсивно-стихийных либо рационалистически упорядоченных.

Абстрактное искусство возникло в 1910-13 гг. в ходе расслоения кубизма, экспрессионизма, футуризма. Первые его образцы создали работавший в Германии В. В. Кандинский, француз Р. Делоне, испанец Ф. Пикабия, чех Ф. Купка, некоторые итальянские футуристы (У. Боччони и др.), в России - К. С. Малевич, М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова, в Нидерландах - представители неопластицизма (П. Мондриан, Т. ван Дусбюрг и др.). Работавшие в Париже украинец А. П. Архипенко, румын К. Брынкуши и др. обратились несколько позже к опытам абстрактной скульптуры. После 1-й мировой войны 1914-18 тенденции абстрактного искусства зачастую проявлялись в отдельных произведениях представителей дадаизма и сюрреализма, вместе с тем определилось стремление найти применение неизобразительным формам в архитектуре, декоративном искусстве, дизайне (эксперименты группы "Стиль" и "Баухауза"), строить их по математическим и инженерным принципам (конструкции В. Е. Татлина, А. Певзнера и Н. Габо). Группа советских художников (Татлин, Л. С. Попова и др.), видя несоответствие программ абстрактного искусства целям советской культуры, перешла к практической работе в прикладном искусстве и дизайне. Несколько групп абстрактного искусства ("Конкретное искусство", 1930; "Круг и квадрат", 1930; "Абстракция и творчество", 1931), объединивших художников различных национальностей и направлений, возникло в начале 30-х гг., главным образом во Франции.Однако широкого распространения абстрактное искусство в то время не получило, и к середине 30-х гг. группы распались. В годы 2-й мировой войны 1939-45 в США возникла школа так называемого абстрактного экспрессионизма (живописцы Дж. Поллок, М. Тоби и др.), развивавшегося после войны во многих странах (под названием ташизма или "бесформенного искусства") и провозгласившего своим методом "чистый психический автоматизм" и субъективную подсознательную импульсивность творчества, культ неожиданных цветовых и фактурных сочетаний. В 50-х гг. абстрактное искусство стало в буржуазных странах привилегированным и воинствующим направлением, стремящимся к абсолютному господству в художественной жизни. В 60-х гг. как один из вариантов абстрактного искусства развивался оп-арт; вместе с тем в этот период абстрактное искусство как течение теряет свои позиции и вытесняется различными направлениями, обращающимися к предмету и изображению.




Абстрактное искусство. В. В. Кандинский. "Восток". 1913. Городской музей. Амстердам.

Литература:А. Стойков, Критика абстрактного искусства и его теории, М., 1964; В. С. Кеменов, Против абстракционизма, 2 изд., Л., 1969; А. К. Лебедев, К спорам об абстракционизме в искусстве, 5 изд., М., (1970); Модернизм. Анализ и критика основных направлений, (3 изд.), М., 1980; Ballo G., Origini dell'astrattismo. 1885-1919, Mil., 1980.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Синонимы:
абстракционизм


  1. абстрактное искусствоабстракционизм беспредметное искусство нонфигуративное искусство течение в искусстве многих главным образом капиталистических стран принципиально отказавшееся от какихлиб...Большая Советская энциклопедия II
  2. абстрактное искусствоабстракционизм беспредметное искусствонефигуративное искусство совокупность направлений в изокультуре в.заменяющих натуралистическую легко узнаваемую предметность более...Большой энциклопедический словарь II
  3. абстрактное искусствоАБСТРАКТНОЕ искусство абстракционизм беспредметное искусство нефигуративное искусство совокупность направлений в изокультуре в. заменяющих натуралистическую легко узнав...Большой Энциклопедический словарь V
  4. абстрактное искусствоабстракционизм направление в авангардистском смотри Авангардизм искусстве в. отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи скульптуре и графике. ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  5. абстрактное искусствобеспредметное нефигуративное Одно из главных и наиболее радикальных направлений в авангардной см. Авангард живописи XX в. отказавшееся от изображения форм визуально воспр...Лексикон нонклассики
  6. абстрактное искусствоАБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО абстракционизм беспредметное искусство нефигуративное искусство совокупность направлений в изокультуре в. заменяющих натуралистическую легко узнава...Новый большой англо-русский словарь II
  7. абстрактное искусствоабстрактное искусство сущ. колво синонимов абстракционизм Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы абстракционизм...Словарь синонимов II
  8. абстрактное искусствоАБСТРАКТНОЕ искусство абстракционизм направление в авангардистском смотри Авангардизм искусстве в. отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи ...Современная энциклопедия
  9. абстрактное искусствоАБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО абстракционизм беспредметное искусство нефигуративное искусство совокупность направлений в изокультуре в. заменяющих натуралистическую легко узнава...Современный энциклопедический словарь
  10. абстрактное искусствосм. абстракционизм.Синонимы абстракционизм...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  11. абстрактное искусствоАБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО беспредметное нефигуративноеem направление в живописи в. отказавшееся от изображения форм реальной действительности одно из осн. направлений аванг...Энциклопедия культурологии