Католическая энциклопедия

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти (воплощения) Иисуса Христа.
Праздник Рождества Христова
Большинство Церквей празднует Рождество Христово в ночь с 24 на 25 декабря.
Римско-католическая Церковь и большинство протестантских церквей — отмечают Рождество по григорианскому календарю.
Некоторые православные — включая Константинопольскую (кроме Афона), Антиохийскую, Александрийскую, Кипрскую, Болгарскую, Румынскую и Греческую — отмечают Рождество по новоюлианскому календарю, который до 2800 года будет совпадать с григорианским.
Большинство православных — Русская, Иерусалимская и Сербская Церкви, а также древневосточные и восточно-католические церкви отмечают Рождество 25 декабря по юлианскому календарю, что в XX и XXI веках соответствует 7 января по григорианскому календарю.
В Армянской Церкви Рождество, как в древней Церкви, празднуется в один день с Крещением Господним — 6 января.
C 1991 года в России, на Украине и в Белоруссии 7 января — официальный государственный праздник. Так же обстоят дела в Киргизии и в Казахстане.
События Рождества Христова
Канонические тексты
Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелиста Луки:
Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
— Лк.2:4-7
Причиной, по которой Мария и Иосиф пошли в Вифлеем, стала перепись населения, проводившаяся в правление императора Августа во время управления Квириния Сирией (Лк.2:1-2).Согласно указу императора, каждый житель Римской империи для облегчения ведения переписи должен был приехать «в свой город». Так как Иосиф был потомком Давида, он направился в Вифлеем.
После рождения Иисуса первыми из людей пришли поклониться ему пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу трёх волхвов (мудрецов). Они преподнесли Христу дары — золото, ладан и смирну; в то время святая семья уже нашла себе приют в доме (или возможно в гостинице). (Мф.2:1-11)
Узнав о рождении Христа, царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до 2 лет, но Христос был чудесно спасён от смерти. Однако семья Иосифа была вынуждена бежать в Египет и находилась там до смерти царя Ирода. (Мф.2:16).
Апокрифические источники
Рассказ о подробностях рождения Иисуса Христа присутствует в двух апокрифических источниках: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея». Согласно этим источникам, из-за отсутствия места в гостинице Иосиф и Мария были вынуждены были переночевать в пещере, которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды.
Когда Мария почуствовала наступление родов, то Иосиф пошёл искать повитуху, но когда возвратился с ней к пещере, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. По утверждению Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздаёт Младенцу Своему благоговейное попечение». Он пишет, что рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху. При этом Саломея называется старицей и сродницей Марии, то есть происходящей из рода царя Давида.[1]
Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы, и её образ вошёл в иконографию Рождества Христова и в народные обычаи, связанные с родами.
Происхождение даты
Определение даты рождения Иисуса
Попытки установить год рождения Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов и т. п.) не привели к достоверному результату. По-видимому, исторический Иисус родился между 7—5 годами до н. э.[2]. Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году.[3] Существуют сведения, согласно которым Иисус родился 21 августа 7 года до н. э.[4]
Установление даты празднования Рождества
Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество, возможно, под влиянием иудаизма (по иудейскому вероучению рождение человека — «начало скорбей и болей», хотя, например, иудейский царь Ирод отмечал день своего рождения). Поэтому в первые годы существования христианства никто не интересовался датой рождения Христа. Гораздо важнее для первых христиан с вероучительной точки зрения был праздник Воскресения Христова, который ныне известен как Пасха. После того, как в христианские общины вошли греки (и другие эллинистические народы), под воздействием эллинистических обычаев было начато празднование и Рождества Христова. По-видимому, единой даты Рождества не было, каждая община выбирала свою дату.
Часто датой Рождества выбиралось 6 января (шестой день года, так как Христос — это новый Адам, а Адам согласно ветхому завету был создан в 6-й день творения). Причем этот праздник идейно совмещал и Рождество, и Крещение (Богоявление), ставшие впоследствии разными праздниками.
У язычников Римской империи был очень популярный праздник — день рождения Непобедимого Солнца (лат. Dies natalis Solis Invicti) 25 декабря (день зимнего солнцестояния), связанного с культом индоиранского бога Митры. По решению отцов Церкви было решено праздновать в этот день и Рождество Христово. Таким образом, 25 декабря — это условная дата [5]. К дате Рождества привязана и дата празднования Благовещения: за 9 месяцев до Рождества — 25 марта = в день весеннего равноденствия (когда день равен ночи, что символизирует равноправие природ Божественной и человеческой в воплотившемся в этот день Христе).
Формально решение о праздновании Рождества Христова 25 декабря было принято на Эфесском (Третьем Вселенском) церковном соборе в 431 году.
Рождество в богослужении Римско-католической Церкви
Празднованию Рождества Христова в римско-католическом литургическом календаре предшествует период Адвента (от трёх до четырёх недель). Адвент рассматривается как время усиленного покаяния — верным рекомендуется приступить к таинству исповеди; духовенство носит облачения фиолетового, покаянного, цвета.
Богослужения каждого из четырёх воскресений Адвента имеет определённую тематику, отражающуюся в евангельских чтениях: первое посвящено пришествию Христа в конце времён; второе и третье отражают переход от Ветхого к Новому Завету, в третье воскресенье особо вспоминается служение Иоанна Крестителя; четвёртое посвящено евангельским событиям, непосредственно предшествовавшим Рождеству.
День 24 декабря носит название Рождественский сочельник или Вигилия (от латинского vigilia, бдение). Во многих странах в этот день верующие соблюдают строгий пост. Входное песнопение этого дня — «Вот уже пришла полнота времён, когда послал Бог Сына Своего на землю» подчёркивает значение наступающего праздника.
Месса Навечерия Рождества (Ad Missam in Vigilia) начинается, как правило, в полночь. Литургические песнопения этой мессы отличаются большой торжественностью. По традиции, в ходе этой мессы предстоятельствующий на ней священник кладёт в рождественский вертеп фигурку Младенца. Ночью и днём 25 декабря служатся ещё три особые литургии — Месса ночью (Ad Missam in nocte), Месса на заре (Ad Missam in aurora) и Месса днём (Ad Missam in die) с особым последованием.
Празднование Рождества продолжается восемь дней с 25 декабря по 1 января, образующие Октаву Рождества. На 26 декабря выпадает праздник святого мученика Стефана, 27 декабря празднуется память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 28 декабря — Невинных Младенцев Вифлеемских (28 декабря). В воскресенье, выпадающее на один из дней с 26 по 31 декабря, или 30 декабря, если в данном году на эти дни не выпадает воскресенье, отмечается праздник Святого Семейства: Младенца Иисуса, Марии и Иосифа. 1 января отмечается Торжество Пресвятой Богородицы.
Рождественское время продолжается и после окончания Октавы вплоть до праздника Крещения, который в римско-католическом календаре отмечается в первое воскресенье за Богоявлением (6 января). Всё рождественское время духовенство на литургии облачается в одеяния белого, праздничного цвета.

Синонимы:
праздник, рождество


  1. рождество христовоодин из гл. христ. праздников. В православии относится к двунадесятым праздникам. Отмечается декабря января. Временное несовпадение празднования Р. X. зап. и вост. церк...Атеистический словарь
  2. рождество христовоодин из гл. христ. праздников. В православии относится к двунадесятым праздникам. Отмечается декабря января. Временное несовпадение празднования Р. X. зап. и вост. цер...Атеистический словарь II
  3. рождество христовоМат. . О тайне воплощения сына Божия на земле кроме Богоизбранной Девы Марии знали только два лица по откровению от Духа Святого это родители Предтечи Захария и Елисавета...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  4. рождество христовоРОЖДЕСТВО ХРИСТОВО один из гл. христианских праздников установленный согласно церк. вероучению в честь рождения Иисуса Христа. iОтмечается дек. [в одних странах по григ...Большая советская энциклопедия
  5. рождество христовоодин из главных христианских праздников установленный согласно церковному вероучению в честь рождения Иисуса Христа См. Христос. Отмечается декабря [в одних странах по ...Большая Советская энциклопедия II
  6. рождество христовоодин из главных христианских праздниковустановленный согласно церковному вероучению в честь рождения ИисусаХриста. Отмечается декабря. Временное несовпадение праздновани...Большой энциклопедический словарь II
  7. рождество христовоРОЖДЕСТВО ХРИСТОВО один из главных христианских праздников установленный согласно церковному вероучению в честь рождения Иисуса Христа. Отмечается декабря. Временное нес...Большой энциклопедический словарь III
  8. рождество христовоРОЖДЕСТВО ХРИСТОВО один из главных христианских праздников установленный согласно церковному вероучению в честь рождения Иисуса Христа. Отмечается декабря. Временное не...Большой Энциклопедический словарь V
  9. рождество христоводвунадесятый праздник отмечается января по новому стилю. В православии по своей популярности он считается второй Пасхой хотя у католиков он почитается выше Пасхи. В этот...Основы духовной культуры
  10. рождество христово. Один из двунадесятых христианских праздников приходящийся на января декабря и установленный в воспоминание о чудесном рождении в Вифлеемской пещере Иисуса Христа Сына...Основы православной культуры
  11. рождество христовоРождество ХристовоМат. . О тайне воплощения сына Божия на земле кроме Богоизбранной Девы Марии знали только два лица по откровению от Духа Святого это родители Предтечи З...Полная популярная библейская энциклопедия
  12. рождество христоводвунадесятый праздник отмечается декабря января в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. К достойному празднованию Рождества верующие приготовляются сорокадневн...Православный энциклопедический словарь
  13. рождество христовоодин из главных христ. праздников отмечаемый дек. янв. Католическая церковь считает этот праздник главнейшим православная церковь вторым после Пасхи. В основе праздник...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  14. рождество христовоХристианский праздник в память рождения Иисуса Христа. Один из Двунадесятых праздниковstrong. Русской Православной Церковьюstrong отмечается январяПо христианскому преда...Россия. Лингвострановедческий словарь
  15. рождество христововеликий христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Празднику Рождества Христова предшествует сорокадневный Рождественский или Филиппов пост. ...Русская энциклопедия
  16. рождество христовоKersfees eo Kristnasko...Русский-африкаанс словарь
  17. рождество христововеликий христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Празднику Рождества Христова предшествует сорокадневный Рождественский или Филиппов пост. ...Святая Русь - энциклопедический словарь
  18. рождество христовоодин из главных христианских праздников в православии относится к числу двунадесятых отмечается декабря января. Временное несовпадение празднования Р. X. западными и во...Словарь исторических терминов
  19. рождество христоворождество христово сущ. колво синонимов праздник рождество Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы праздник рождество...Словарь синонимов II
  20. рождество христовоРОЖДЕСТВО ХРИСТОВО праздник православной церкви принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется декабря ст. ст. января нов.ст. В этот день вспоминается Рождество Иисуса ...Словарь церковных терминов II
  21. рождество христовоодин из двунадесятых христианских праздников падающий на декабря января и установленный в воспоминание о чудесном рождении Иисуса Христа Сына Божия от Девы Марии. Упоми...Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
  22. рождество христовоодин из гл. христ. праздников установленный по учению церкви в честь рождения Иисуса Христа. Отмечается дек. в одних странах по новому стилю в др. по старому стилю что...Советская историческая энциклопедия
  23. рождество христовоРОЖДЕСТВО ХРИСТОВО один из главных христианских праздников установленный согласно церковному вероучению в честь рождения Иисуса Христа. Отмечается декабря. Временное нес...Современный энциклопедический словарь
  24. рождество христовоРождество Христово великий христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме празднуемый декабря. Впервые об этом празднике на Востоке упоминается ...Энциклопедический словарь
  25. рождество христовоРОЖДЕСТВО ХРИСТОВО один из главных христианских праздников установленный согласно церковному вероучению в честь рождения Иисуса Христа. Отмечается декабря. Временное не...Энциклопедический словарь естествознания
  26. рождество христововеликий христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме празднуемый декабря. Впервые об этом празднике на Востоке упоминается у Климента Александр...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона