Юридическая энциклопедия

ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ

раздел общей теории права, в рамках которого рассматриваются: природа и содержание основополагающих принципов и норм права, их место и роль в правотворческой и правоприменительной деятельности, структура нормативного правопорядка и логика нормативного мышления, а также вопросы судебной этики — пределы свободы и самостоятельности юриста, обязательные правила его действий и нравственные требования, предъявляемые к нему со стороны общества. Если юридическим (социологически ориентированным) позитивизмом основополагающие принципы и нормы права рассматриваются как идеологические образования, руководящие политические идеи, которые, хотя и играют важную роль в правотворчестве и правоприменении, тем не менее не могут выступать в качестве источника права в формальном смысле, то в рамках юридико-деонтологических представлений, напротив, правомерность конкретной юридической нормы и поведения юриста (его профессиональная этика) определяются тем, что они вытекают из основополагающих принципов права. Юридико-деонтологическая проблематика, как проблематика должного в праве, в правосудной деятельности в предельно широком значении неизбежно возникала в переходные эпохи обесценивания той или иной правовой традиции и дискредитации сложившихся идеологических и политических устоев общества. Так, кризис афинского общества заставил Сократа, а затем и Аристотеля поставить вопрос: в чем смысл и назначение права и закона, что есть должное в правотворческой и правосудной деятельности? К этому собственно и сводится основной общий вопрос Ю д . Термин «деонтология» впервые был введен в научный оборот а н г л и й с к и м философом и юристом И.Бентамом. Однако в классическом выражении юридико-деонтологический подход к праву представлен в политико-правовой доктрине И. Канта, который видел деонтическую основу (источник) права в основополагающих априорных принципах права (разума): свободы, равенства и самостоятельности граждан. Кантом же были заложены основы деонтической этики, которая впоследствии стала прообразом создания этики судебной. Несмотря на многообразие форм юридико-деонто- логического мышления, начиная с естественно-правовых концепций (Аристотель, стоики, Цицерон, Ф. Аквинский, Руссо, Локк и др.), и кончая современными теориями договорной справедливости (Дж. Роле), для деонтических концепций характерной является одна общая особенность — поиск критериев правового в отличие от неправового, произвольного, деспотического и преступного, обоснование представления о том, что в основании права лежат имманентные его природе принципы и нормы, не зависящие от произвола власти, политической или экономической конъюнктуры. В этом отношении деонтически ориентированные правовые концепции противостоят различным формам утилитаристского и прагматического подхода к праву. В рассмотрении юридической деонтологической проблематики современная российская теоретико- правовая мысль исходит из того, что существенное нормативное содержание права задается исторически и определяется основной общецивилизационной закономерностью — движением ко все большей свободе в рамках развития государственно-правовых форм. Анализ различных деонтологических взглядов (не только доктринально оформленных и теоретически обоснованных) показывает, что так или иначе в качестве фундаментальных оснований права и правоприменительной практики всегда выступали принципы свободы и равенства (равных прав и свобод граждан), справедливости, объективности, независимости и беспристрастности как способности равного отношения к фактически неравным людям. Юридико-деонтологические концепции сыграли значительную роль в становлении современного конституционализма, развитии теории и практики защиты прав человека. Соответственно под влиянием юридико- деонтологических воззрений меняется и роль основополагающих принципов права в правовой системе: постепенно эти принципы начинают рассматриваться во многих странах как своего рода высшее право. В некоторых странах романо-германской правовой семьи общие принципы права прямо закрепляются в законодательстве в качестве основополагающего источника права в формальном смысле. Так, например, обращаться к общим принципам права в случае пробелов в законодательстве и дедуцировать из них конкретные юридические нормы и решения предписывается судьям в гражданских кодексах ФРГ, Австрии, Греции, Испании, Италии и др. В рамках юридико- деонтологических представлений конкретизируются также и основополагающие нормы судебной этики. Понятие профессионального долга юриста, в частности судьи, связывается не с предписаниями, устанавливаемыми властью, а с обязанностями, вытекающими из основополагающих принципов права, закрепленных непосредственно в конституции. Прежде всего — это защита прав и свобод граждан в рамках надлежащей судебной процедуры; независимость и законность, как требование принимать любое судебное решение исключительно самостоятельно, но в рамках существующего законодательства. Беспристрастность, как требование равного отношения к фактически неравным сторонам, участникам судебного процесса, и некоторые др. Общий принцип, определяющий надлежащую меру свободы юриста, который позволяет ему в конкретных ситуациях оставаться в правовых рамках, сформулировал в свое время еще И. Кант — принимай только такие решения и совершай только такие действия, которые впоследствии могли бы стать основанием всеобщего законодательства или всеобщего образа действий. А.И. Пашинский

  1. юридическая деонтологияизначально определялась как наука о должном во взаимоотношениях между людьми. Термин введен английским юристомфилософом И. Бентамом в г. для обозначения теории нравствен...Теория государства и права