Юридическая энциклопедия

ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ

расходы по подготовке и проведению выборов, производимые либо за счет государства (прямое и косвенное государственное финансирование), либо за счет негосударственного (частного) финансирования. В некоторых странах с развитыми традициями проведения выборов предусмотрено прямое государственное финансирование предвыборных расходов партий и кандидатов на определенных условиях: получение определенного процента голосов избирателей (4% в Австралии, 15% в Канаде, 0,5% в Германии, 3% в Греции, 1,5% в Мексике и т.д.), выдвижение кандидатов в большинстве избирательных округов (2/3 в Италии) и т.п. В большинстве случаев прямого государственного финансирования суммы распределяются либо по единообразной ставке за каждое депутатское место (Израиль), либо чаще всего пропорционально проценту голосов, полученных партией (кандидатом). В отдельных государствах определенная доля финансирования разделяется поровну между всеми зарегистрированными участниками выборов, а основная часть — пропорционально количеству полученных голосов (Италия, Греция). Косвенное государственное Ф.в. производится путем оплаты перевозок (Австралия, Израиль), части публикаций в печати, изготовления плакатов и почтовых расходов (Великобритания, Мексика, Швеция), предоставления части эфирного времени по радио и телевидению (Бельгия, Канада, Германия, Великобритания, Россия и многие другие страны), предоставления налоговых льгот и скидок (Германия, Япония, Таиланд, Турция и др.), а также за счет дотаций партийным фондам (Германия), бесплатного использования государственных помещений (Великобритания), оборудование мест для проведения массовых митингов (Япония) и других форм поощрения участия партий и кандидатов в избирательном процессе. Чаще всего основная нагрузка по Ф.в. ложится на негосударственное финансирование за счет пожертвований от частных лиц и юридических лиц, а также за счет собственных средств партий и кандидатов. При этом избирательное законодательство стремится к жесткой регламентации этого вида финансирования, устанавливая прежде всего ограничения сумм пожертвований от отдельных источников или в совокупности, запрещая пожертвования от иностранных источников, вводя практически повсеместно строгую отчетность по предвыборным расходам. В России расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов соответствующего уровня производятся за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета) с предоставлением законодательному (представительному) органу отчета о расходовании этих средств (см. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации » 1997). Что касается расходов избирательных объединений и отдельных кандидатов, российское избирательное законодательство предусматривает создание ими собственных избирательных фондов за счет следующих средств: — средств, выделенных избирательному объединению или кандидату в равных размерах на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссии; — собственных средств избирательного объединения или кандидата, за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники; — средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; — добровольных пожертвований физических и юридических лиц. В состав избирательного фонда к а н д и д а т а или и з б и р а т е л ь н о г о объединения (блока) включаются также средства, выделяемые Центральной избирательной комиссией (на федеральных выборах), субъектами Федерации (на их выборах), а иногда — органами муниципальных образований (на соответствующих выборах). Согласно международным избирательным стандартам, российское законодательство вводит определенные пределы на индивидуальные пожертвования и на пожертвования юридических лиц (в минимальных заработных платах), а также запрещает пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, а также со стороны российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30%. Запрещаются также пожертвования государственных организаций и учреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений. Предусмотрены также сроки и форма отчетности за произведенные предвыборные расходы. А.И. Ковлер

  1. финансирование выборовсовокупность избирательных действий связанных с финансовым обеспечением подготовки и проведения выборов и финансированием предвыборной агитации. Ф.в. состоит из финансово...Конституционное право России