Юридическая энциклопедия

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

в правоведении) — сложилась в 19 в. в ходе изучения и обобщения роли социальной среды в истории права отдельных народов (Древний Рим, страны Востока, средневековая и современная Европа) на стадии возникновения права в примитивных обществах и в дальнейшей эволюции источников права. В 20 в. С.ш. подразделялась на множество течений и методологических ориентации и усилила внимание к особенностям социального функционирования и результативности права, его роли в обеспечении социального контроля, порядка, справедливости. Подъему социологического правоведения отчасти способствовало недовольство ограниченностью формально-догматической юриспруденции с ее лейтмотивом «закон есть закон» и другими упрощениями, а также переоценка наследия школы естественного права. Еще Ш. Монтескье в своих трудах выдвинул тезис о том, что законы и правосудие у разных народов предопределяются специфическими факторами среды их обитания (климат, географическое расположение), которые, однако, не являются неизменными в отличие от тех факторов, которыми оперируют существующие теории права, прежде всего теории естественного права. О. Конт относил существующие законы к разряду социальных фактов, подчинявшихся действию закономерностей причин, следствий и взаимодействия с другими социальными фактами. Для него понятия о сущности, об идеальном назначении права относились к прошедшей и устарелой стадии в умственной эволюции человечества — метафизической стадии, которая сменяется научной стадией. Позднее Ч. Дарвин с его «Происхождением видов путем естественного отбора» (1859) и позитивизм Спенсера сделали популярной биологическую модель саморазвития организмов, которым уподобили общество, государство и правовые институты, связав их существование и эволюцию с потребностями выживания и приспособления в изменяющейся социальной обстановке. Однако их характерной чертой стало внимание к процессам изменения и приспособления, а не к особенностям постоянных и неизменных черт и свойств изучаемых объектов. Антропологическое изучение примитивных обществ также выявило зависимость человеческой жизнедеятельности от среды обитания, а взаимодействие разных культурных сфер (языка, первобытных религий, права) выявило роль психологических побуждений и мотивации. Все это значительно повлияло на правоведение и способствовало изживанию ряда естественно- правовых построений. Определенный вклад в этот процесс внесла и историческая школа права. Английский юрист Г.С. Мэн, автор «Древнего права» (1861), сравнил римский и английский правовой опыт и обнаружил новую область изучения, которую назвали исторической юриспруденцией. Расширив предмет сравнительного анализа индусским правом и некоторыми другими, он занялся поиском и формулированием «законов» развития права, которым подвержены все без исключения правовые системы, обращая особое внимание на перемены в институтах права, в способах правового принуждения и стремясь определить распознаваемые стадии их роста от примитивной стадии родо-общинного общественного устройства до зрелых и комплексных форм торгово-промышленного общества в Европе. В его работах заметно влияние аналогий из области биологических и социальных перемен, а также гегелевской философии истории. В российском правоведении эта исследовательская ориентация была, с некоторыми изменениями, поддержана в работах А.Н. Стоянова, П.Г. Виноградова и М.М. К о валевского. Определенное влияние на развитие социологической юриспруденции оказала также марксистская интерпретация истории, которая обозначила тесную взаимосвязь правовых отношений с экономическими и этическими при доминировании, однако, над всеми экономических факторов. В целом для социологических исследований и истолкований права характерна попытка объяснять право исходя и з социального бытия индивида, социальных групп и отдельных народов, а также из веры в прогресс, рационализм и гуманизм и в определенные стадии социальной эволюции. Исходя из этих представлений, Р. Иеринг связал возникновение и существование права с социальным и н тересом и стал рассматривать его как результат борьбы людей и групп за осуществление своих интересов и целей (право как защищенный интерес). Этот подход получил дальнейшее развитие в трудах российского ученого С.А. Муромцева. В результате перемен в проблематике изучения права социологическое изучение стало делать акцент не на том, что есть право, а на том, как право действует. В 1913 австрийский правовед Е. Эрлих объявил, что право коренится не в текстах законов, а в жизни. «Центр тяжести развития права в наше время, как и во все времена — не в законодательстве, не в юриспруденции, не в судебной практике, а в самом обществе» («Основы социологии права». Мюнхен, 1913). Концепция Эрлиха получила название «свободного права», поскольку для нее стал характерным «свободный подход к праву», который, согласно автору, можно обнаружить в практике судебного разбирательства и вынесения решения, где имеет место свобода судейского усмотрения в выборе правового требования. Чтобы изучить истоки, развитие и существо права, следует прежде всего изучить порядок, существующий в общественных союзах: в семье, торговых товариществах, общинах и государстве. Все попытки объяснять право исходя из существующих правовых предписаний, а не из порядка являются несостоятельными. И в далеком прошлом, и в современном обществе право представляет собой порядок, существующий в родах, семьях, а также в нормах и предписаниях различных ассоциаций, которые содержатся в установленных соглашениях, договорах и уставах этих ассоциаций и союзов. Эти нормы и эти факты и есть «живое право». В своих исторических обобщениях Эрлих во многом солидаризуется с выводами немецкого юриста О. Гирке, который в своей фундаментальной работе о праве ассоциаций (в 3-х т., 1868—81) уделил большое внимание внутренней жизни и деятельности различных ассоциаций и групп как области активности, в которой возникает множество обязывающих социальных норм. Эти идеи были подхвачены затем представителями институционализма. Во второй половине 20 в. идеи институционалистов ожили в концепциях «диффузии власти», «плюрализма», «полиархии» и др. Социологическая юриспруденция как разновидность юриспруденции интересов наибольшее распространение получила в США. Р. Паунд, глава этого направления, начал разрабатывать эту проблематику еще в первой четверти века и обобщил свои взгляды в 5-томной «Юриспруденции» (1959). Суть нового восприятия темы была названа им «инструментальным прагматическим подходом», в котором право стало восприниматься как «инструмент социального контроля». Сама концепция права как инструмента социального контроля была в основных чертах разработана скандинавским социологом Э. Россом и помимо концепции Паунда стала структурным компонентом множества социологических концепций права, общества и политики. В.Г. Графский

  1. социологическая школаСОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА название франц. школы направления социологич. лингвистики см. Социолингвистика....Большая советская энциклопедия
  2. социологическая школаназвание франц. школы направления социологической лингвистики см. Социолингвистика....Большая Советская энциклопедия II
  3. социологическая школаsoziologische Schule...Русско-немецкий экономический словарь
  4. социологическая школаsoziologische Schule криминолог....Русско-немецкий юридический словарь