Юридическая энциклопедия

МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА

органы, посредством которых осуществляется управление местными делами в современном государстве. К ним обычно относятся назначаемые из центра органы государственной администрации на местах, выступающие в качестве периферийного звена государственного аппарата (префекты, комиссары, бургомистры, губернаторы и др.), представительные органы, избираемые населением соответствующих административно-территориальных единиц (советы, собрания, ассамблеи и т.п.), а также исполнительные органы, чаще всего формируемые соответствующими местными советами либо избираемые непосредственно населением (мэры, бургомистры и др.). В некоторых странах они считаются органами местного самоуправления, а не М.о.г. Система местных органов обычно строится в соответствии с административно-территориальным делением государства, единицы которого служат пространственным пределом местных властей. Низовое звено административно-территориальной структуры образуют населенные пункты (город, деревня, поселок), группы деревень, городские районы (во многих крупнейших городах мира) и даже отдельные кварталы. Среднее звено административно-территориального деления составляют вышестоящие единицы (провинции и области в Италии, префектуры в Японии). В современных государствах представительные органы создаются далеко не в каждой административно- территориальной единице: они порой не образуются и в небольших по размеру территории и численности населения сообществах, решающих наиболее важные вопросы своей жизни с использованием форм непосредственной демократии. Представительные органы могут отсутствовать и на среднем (региональном) уровне: их нет, например, во французских кантонах и округах, в округах германских земель, болгарских областях. В России согласно Федеральному закону «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 местное самоуправление осуществляется на территории муниципальных образований, в качестве основного признака которых приводится наличие «муниципальной собственности, местного бюджета и выборных органов местного самоуправления». Муниципальное образование, таким образом, может быть, а может и не быть административно-территориальной единицей, а одно лишь наличие административно-территориальной единицы само по себе не влечет в обязательном порядке осуществления в ее границах местного самоуправления. Основной формой работы местных представительных органов, принимающих решения по наиболее важным вопросам местной жизни, являются сессии. В низовых административно-территориальных единицах они обычно созываются чаще, чем в вышестоящих. Во Франции, например, коммунальные советы собираются на очередные сессии четыре раза в год, в то время как генеральные советы департаментов —- два раза. Кроме очередных могут созываться и внеочередные (чрезвычайные) сессии, на которых обычно рассматриваются лишь те специальные вопросы, для решения которых они созываются. Местный исполнительный орган обычно отвечает за повседневное управление местными делами, реализацию решений представительного органа. В ряде стран исполнительный орган может осуществлять определенные функции государственной администрации. С одной стороны, он рассматривается как составная часть местного самоуправления, а с другой — как низовое звено исполнительной вертикали, ответственное за выполнение порученных ему сверху дел (реализация на соответствующей территории различных общегосударственных нормативных актов, обеспечение порядка и безопасности, регистрация актов гражданского состояния и др.). В таком двойном качестве, в частности, выступают мэры во Франции, Италии, Японии. А. И. Черкасов