Юридическая энциклопедия

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

вводится в связи с принятием части второй Налогового кодекса РФ с 1 января 2000. Е.с.н. имеет целью мобилизовать средства для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь и зачисляется в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российский Федерации, Фонд социального страхования РФ и Фонды обязательного медицинского страхования РФ. Налогоплательщиками по данному налогу признаются работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; физические лица. Не являются налогоплательщиками организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с нормативно-правовыми актами субъектов РФ на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в части доходов, получаемых от осуществления этих видов деятельности. Объектом налогообложения для исчисления налога признаются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по д о говорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам, выплаты в виде материальной помощи и иные выплаты. Налоговая база определяется как сумма доходов начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников. Предусматривается широкий перечень сумм, не подлежащих налогообложению; в частности, не включаются в состав доходов, подлежащих налогообложению: государственные пособия, выплачиваемые в с о ответствии с действующим законодательством (по временной нетрудоспособности, по уходу за больным ребенком и т.п.); все виды установленных законодательством компенсационных выплат; не включаются в состав доходов доходы, не превышающие 2000 рублей по каждому из следующих оснований: — суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту; — суммы возмещения (оплаты) работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и(или) инвалидам и(или) членам их семей) стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом. Законодательно предусматриваются налоговые льготы; в частности, от уплаты налога освобождаются о р г а н и з а ц и и любых о р г а н и з а ц и о н н о - п р а в о в ых форм — с сумм доходов, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода, начисленных работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп. От уплаты налога освобождаются с сумм доходов, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника: — общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%; — организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%; — учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов. Таким образом, имеет место отказ от использования категории «минимальной месячной оплаты труда» в качестве некой единицы измерения и переход к использованию абсолютных величин (100 000 рублей). Фактически это означает необходимость периодического пересмотра указанных величин в результате инфляционного роста цен. При этом порядок и периодичность такого пересмотра в Н К РФ не рассматривается. Налоговым периодом признается календарный год. Законодательно определены ставки налога и порядок его исчисления и уплаты налогоплательщиками- работодателями, а также особенности его исчисления и уплаты налогоплательщиками, не являющимися работодателями. Следовательно, во второй части НК РФ фактически изменен статус действующих страховых платежей в государственные внебюджетные фонды социального назначения на статус налоговых платежей, что нельзя оценить однозначно позитивно или однозначно негативно. В целом данный раздел второй части НК РФ сформулирован весьма лаконично и предполагает издание развернутой инструкции, регулирующей конкретные моменты исчисления и уплаты данного налога и фактически определяющей смысловую нагрузку указанных платежей. РФ. Захарова

  1. единый социальный налогангл single social tax в РФ налог взнос зачисляемый в госные внебюджетные фонды Пенсионный фонд РФ Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского ст...Большой юридический словарь
  2. единый социальный налог. Налог федеральный. Регулируется главой НК РФ. Льготы предусмотрены ст. НК РФ. Региональные и местные органы власти льготы не устанавливают. Налоговая база исчисляется...Словарь - бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право
  3. единый социальный налогНалог федеральный. Регулируется главой НК РФ. Льготы предусмотрены ст. НК РФ. Региональные и местные органы власти льготы не устанавливают. Налоговая база исчисляется и...Словарь бизнес терминов
  4. единый социальный налогобъединяет с янв. отчисления в государственные внебюджетные фонды социального назначения см. Налоги социальные. Установлен гл. НК РФ единый подход к определению плател...Финансово-кредитный энциклопедический словарь
  5. единый социальный налогфедеральный налог предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение страхование и медицинскую по...Энциклопедия российского и международного налогообложения
  6. единый социальный налогЕСН федеральный налог предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение страхование и медицинск...Энциклопедия российского и международного налогообложения II