Юридическая энциклопедия

ДХАРМАШАСТРА

древнеиндийский сборник наставлений в дхарме, правилах долга и благочестия. Понятие дхармы появилось у древних ариев и распространялось либо на каждое из основных сословий (варн) общества, либо на все вместе. Сословий было четыре — жрецы (брахманы), воины (кшатрии), земледельцы (вайшии) и слуги (шудры). Существовало также понятие о едином космическом порядке (рта), который был вечным и независимым от какой-либо другой силы. Рта как своего рода вселенский ритм обеспечивал человеку его природное окружение и придавал всем жизненным и природным проявлениям определенную форму регулярности. Дхарма была тем, что поддерживало и сохраняло этот порядок (слово дхарма происходит от слова «поддерживать»). Наставления в дхарме давали боги, либо знатоки вед (брахманы). Самый известный сборник с наставлениями в дхарме известен под именем «Законы Ману», который на санскрите именуется «Манавадхармашастра», что в переводе означает «Наставления Ману (божественный прародитель людей») в дхарме». Первоначальное истолкование дхармы давалось в священных книгах Вед (1500—900) и в комментаторской литературе Упанишад (900-500). В более поздней литературе дхармасутр (от сутра — нить) дхармы изложены в удобной для заучивания форме афоризмов. Д. стали последней разновидностью наставлений в дхарме, изложенной в стихотворной форме — в виде двустиший (шлок). Существуют дхармы трех видов — свадхарма требует от человека выполнения долга (должного образа жизни, как это определено дхармой сословия (варна) и дхармой возрастного периода жизни и занятий (ашрам). Нарушения правил должного поведения и образа жизни воспринималось нарушением общественной солидарности как живущего, так и последующих поколений. Садхарана дхарма указывает на линию поведения, нацеленного на обеспечение пользы всему сообществу и самому человеку, как его части. Пурушартха помогает человеку в достижении его целей, которые состоят из следования дхарме, извлечения пользы (артха), удовольствия (кама) и спасения души (мокша). Принципы реализации правил дхармы имеют отношение и к правоведению, поскольку истолкование дхарм практически сочеталось с истолкованием обычаев и традиций, включавших в себя и обычное право. Так, например, Законы Ману (конец 2 в. н.э.), составленные одной из брахманских школ, наряду с правилами и наставлениями для правоверного индуса на каждый день перечисляют 18 формальных оснований для обращения в суд, 7 способов приобретения собственности, условия и последствия применения необходимой обороны. Принцип дхармы продолжает влиять на личные отношения индусов и в сегодняшней Индии. В.Г. Графский

  1. дхармашастрав Древней Индии жанр брахманских произведений комментирующих священные книги индусов Веды со ссылками на древних мудрецов Манусмрити Нарадасмрити Яджнавалкья....Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
  2. дхармашастраДхармашастра Под этим термином разумеются законники классической эпохи индийской литературы выработавшиеся из ведийских Дхармасутр с прибавкой материала почерпнутого из ...Энциклопедический словарь
  3. дхармашастраПод этим термином разумеются законники классической эпохи индийской литературы выработавшиеся из ведийских Дхармасутр с прибавкой материала почерпнутого из Грхьясутр Ghya...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона