Юридическая энциклопедия

ГОРОДСКИЕ РЕФОРМЫ

в России 19 в. Городовое положение было утверждено 16 июня 1870. Его действие вначале распространялось на центральные и южные российские губернии, Сибирь; к концу 70-х гг. — на Закавказский край, западные и прибалтийские губернии. Потребность в реформе городского управления остро ощущалась в связи с отменой крепостного строя и образованием всесословного общества. Дореформенная организация города как сословной единицы, при сведенном к минимуму городском сословном самоуправлении, не позволяла городам стать культурными центрами Российской Империи. В соответствии с Положением органами городского общественного управления стали городская дума и городская управа. Избирательная система строилась по образцу прусской трехклассной. Это означало, что избиратели делились на 3 разряда: в первый вносились крупные налогоплательщики, во второй — средние, в третий — мелкие. Каждый разряд в особом собрании избирал одну треть общего числа городских гласных, т.е. лиц, имеющих право голоса в городской думе. Списки составлялись таким образом, чтобы в совокупности участники каждого собрания выплачивали треть общей суммы городского сбора. Допускалась передача голосов по доверенности, но так, чтобы никто не имел более 2 голосов. Число гласных от л и ц нехристианских исповеданий не должно было превышать трети общего числа гласных. Жалобы на неправильное избрание отдельных гласных рассматривала сама дума, а на общее нарушение порядка выборов — губернское по городским делам присутствие. По Положению 1870 в состав городской думы должно было входить не менее 30 гласных: такой состав предусматривался для городов, где количество избирателей не превышало 300; далее на каждые 150 избирателей добавлялось 6 гласных. В состав Московской думы входило 180, а Петербургской — 250 гласных. Положение предусматривало кворум, необходимый для законности принятого думой решения. В столицах требовалось присутствие не менее 1/5, а в других городах — не менее 1/3 общего числа гласных. Количество заседаний думы в течение года не ограничивалось, но не менее двух должно было посвящаться рассмотрению отчетов городской управы и росписи городских доходов и расходов. Исполнительным органом городского общественного управления была городская управа . Количественный и персональный состав управы определяла дума. Во главе городской думы и городской управы стоял избираемый думой городской голова. В столицах он мог быть назначен Императором. Для управления отдельными отраслями хозяйства городская дума могла избирать особые исполнительные комиссии. К предметам ведения городского общественного управления относилось заведование капиталами и имуществами города, попечение о благоустройстве, здравоохранении, обеспечение продовольствия, призрение бедных, развитие местной промышленности и торговли, народного образования, противопожарные мероприятия. Городское управление пользовалось правами юридического лица, имело право ходатайствовать о местных пользах и нуждах, издавать совместно с городской полицией обязательные для жителей постановления. В пределах своих полномочий органы городского самоуправления действовали самостоятельно. Гарантией самостоятельности городского общественного управления была возможность формировать независимый бюджет. В число установленных Положением городских сборов входили: оценочный с недвижимых имуществ, с документов на право торговли и промыслов, с трактиров, постоялых дворов и продуктовых лавок, с извозного и перевозного промыслов, с лошадей и экипажей частных лиц, с собак. Сборы носили факультативный характер, т.е. дума сама решала вопрос о целесообразности введения в городе данного вида сборов. Надзор и контроль за деятельностью городского самоуправления осуществляли губернатор или градоначальник, судебные учреждения, а также специально созданное в 1870 губернское по городским делам присутствие. Суд осуществлял надзор лишь за законностью соответствующих распоряжений. Контроль за целесообразностью действий городского управления осуществляла правительственная администрация. В случае неисполнения городом обязательных повинностей и с согласия губернского по городским делам присутствия губернатор мог распорядиться по вопросу, относящемуся к компетенции городского самоуправления, возложив соответствующие расходы на счет города. Решение губернской администрации могло быть обжаловано в Сенат. Ответственность выборных должностных лиц городского самоуправления наступала в судебном порядке. Предание суду городского головы осуществлялось Первым департаментом Сената, остальных — городской думой или губернским по городским делам присутствием. Несмотря на недостатки (например, трехклассная система, ведущая к неравномерному распределению гласных, привилегированное положение капитала), Городовое положение 1870 способствовало развитию городов за счет увеличения самостоятельности органов городского самоуправления. Городовое Положение 1892 в значительной мере изменило акт 1870, за что его иногда называют городской контрреформой. Придание общественному самоуправлению характера государственных учреждений должно было упорядочить их положение в системе государственного управления и в определенной мере облегчить их деятельность. Но цели эти не были достигнуты, поскольку органы городского самоуправления не были наделены соответствующими властными полномочиями, которые сохранились за полицией. Лит:. Дитятин И. Устройство и управление городов России. СПб., 1875; Нардова В А. Городское самоуправление в России в 60-х — начале 90-х годов XIX века. Л., 1984; Щепкин М. Опыты изучения общественного хозяйства и управления городов. М., 1882. Л.Е. Лаптева