Историки Курского края - Биографический словарь

ЛУНЕВ ГЕОРГИЙ КАПИТОНОВИЧ

Курский партийный работник, педагог, преподаватель марксизма-ленинизма. Использовал исторические данные о церковных традициях Курского края в атеистических публикациях. Уроженец с. Котельцева Иванинского района Курской области. Из семьи крестьян. Отец в 1914 г. мобилизован на германскую войну. Мать умерла в 1915 г. Оставшись без родителей, был взят на иждивение старшим братом, работавшим в Курске на каком-то заводе. Отец возвратился в 1920 г. уже из Красной армии и стал заниматься сельским хозяйством. «В 1937 г. его посадили, где он и умер» (из автобиографии Г. К. Лунева – оцените стиль письма этого «ученого»). Окончил сначала 7 классов курской школы № 4, затем педагогический тезникум (1933) и курский педагогический институт (1937). Работал директором Горшеченской средней школы. С 1941 г. – заведующий Горшеченским РОНО, с 1942 – избран секретарем Курского обкома ВЛКСМ по пропаганде; с 1945 – председатель Курского областного радиокомитета. В 1950 г. направлен на педагогическую работу – в вечерний «университет марксизма-ленинизма» и в электромеханический техникум, затем – в педагогический институт (преподавал диалектический и исторический материализм). В 1948 г. окончил заочно Высшую партийную школу. Кандидатская диссертация: «Марксизм-ленинизм о путях преодоления религиозно-идеалистических пережитков в сознании людей» (1954, защищена в МГУ имени М. В. Ломоносова). Доцент по кафедре марксизма-ленинизма (1960). Подготовленный к печати «Курс лекций по научному атеизму» (1978) остался в рукописи. В 1958 г. перешел в Курский государственный медицинский институт, где и проработал до выхода на пенсию – заведующим кафедрой марксизма-ленинизма (1958); доцентом кафедры философии и научного коммунизма (1973). Орден «Знак почета» (1946). Публикации Г. К. Лунева по истории и теории атеизма и религии – показательный образец советского начетничества и односторонней идеологизации историко-культурной тематики. Вместе с тем в них отмечаются реальные теневые стороны церковно-клерикальной культуры русской провинции (на примере Курского края), которые теперь асимметрично замалчиваются журналистами и педагогами. Сочинения: Борьба Коммунистической партии за преодоление религиозных суеверий и предрассудков // Ученые записки Курского государственного педагогического института (Гуманитарный цикл). Вып. VIII. Курск, 1958; Современный ревизионизм и борьба с ним. Курск, 1958; Происхождение и вред крестного хода в Курске. Курск, 1959 (В соавторстве с Просужих); Единство религии и философского идеализма и их противоположность науке // Труды Курского медицинского института. Вып. XIII. Курск. 1958; Классовые и гносеологические корни религии и идеализма // Ученые записки КГМУ. Вып. XIV. Курск, 1960; О суевериях и предрассудках. Курск, 1962; Союз философского идеализма и христианской религии. Воронеж, 1975; Истинное познание и религиозно-философские заблуждения. Воронеж, 1979. С. Щ.