Историки Курского края - Биографический словарь

КАБАНОВ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ

Курский историк, педагог и организатор высшей школы. В печатной памятке к 70-летнему юбилею ученого говорилось: «Сын рабочего, студент исторического факультета Белорусского университета, участник Великой Отечественной войны, подполковник [запаса], доктор исторических наук, заслуженный деятель науки РСФСР [1979], ректор института, профессор… – таковы основные вехи его трудовой, научнопедагогической деятельности». Родился в г. Грозном Чечено-Ингушской АССР. Среднюю школу закончил в райцентре Опарино Кировской области (1928–1938). Срочная служба в армии (1939–1940). Всю войну прошел фронтовым политработником. Вступил в войну в первый же ее день, выводя под немецким огнем (артиллерийским и авиационным) артиллерийский полк из атакованного захватчиками Бреста. «На рассвете 22 июня 1941 г. недавний студент Павел Кабанов, только что выбранный комсоргом артиллерийского полка, вытаскивал на тягачах из горящего, рушащегося Бреста пушку за пушкой на огневую позицию» (из воспоминаний однополчанина). С боями, потеряв больше половины техники и личного состава, этот полк пробился на восток и вышел из немецкого окружения. П. И. Кабанов – комсорг, политрук, комиссар артиллерийского полка (1940–1942). В составе 50-й армии прошел от Тулы до Гродно. Затем – инструктор политуправления армии (1942–1944); наконец, старший инструктор политуправления фронта (1945). Участник штурма Кенигсберга, освобождения Варшавы. Войну закончил на Одере в звании майора. Уволен из вооруженных сил в 1946 г. по болезни (две контузии на фронте). Член КПСС с января 1942 г. Впечатляют боевые награды П. И. Кабанова: медаль «За отвагу» (июнь 1941 г.!); два ордена Красной звезды (1943, 1944); два ордена Отечественной войны II степени (оба 1945); медали: «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией». Ни у кого из курских историков военного поколения нет столь боевых наград. С 1947 г. – секретарь Минского обкома комсомола Белоруссии; с 1947 – первый секретарь комсомольского горкома там же. С 1954 г. – в отделе пропаганды и агитации Минского обкома партии. С 1954 же г. – старший преподаватель основ марксизма-ленинизма Минского педагогического института. После войны доучивался (заочно) на историческом факультете Белорусского государственного университета (1946–1949), в аспирантуре там же (1949–1951). Закончил еще республиканскую партийную школу при ЦК Белорусской компартии (1948–1950). Затем – на комсомольской и партийной работе. Окончил и Академию общественных наук при ЦК КПСС в Москве (1953–1955). Кандидат исторических наук (1954). В Курском государственном педагогическом институте работает с 1955 г. С тех пор заведовал кафедрой основ марксизма-ленинизма, а после ее разделения – кафедрой истории КПСС (с 1960). Доцент по кафедре марксизма-ленинизма (1957). Докторская диссертация: «Завершающий этап великой культурной революции в СССР» (1966). Профессор по кафедре истории КПСС (1968). Ректор института на протяжении 17 лет (1969–1986). По достижении пенсионного возраста перешел на должность профессора кафедры политической истории (1986). Сфера научных интересов: культурное строительство в СССР. Историю так называемой «культурной революции» и последующих этапов культурно-просветительской политики большевиков этот автор рассматривал в основном на материалах Курской области и остального Центрального Черноземья. Этой тематике посвящено несколько его статей, брошюр и монографий. Под его редакцией увидели свет такие обобщающие в свое время сборники по региональной истории, как: В огне Курской битвы. Курск, 1963; Очерки истории Курской организации КПСС. Воронеж, 1980; ряд межвузовских сборников научных трудов. Им подготовлено 10 кандидатов исторических наук. Поскольку вся история Коммунистической партии преподносилась ее апологетами в односторонне-идеологическом освещении, по сути антиисторически, то такой сложный аспект политики партии, как «культурное строительство» тем более не позволял дать объективный, разносторонний анализ большевистской «культурной революции». Наряду с приобщением массы населения к элементарной грамотности, соответствующие мероприятия советской власти предполагали насильственное разрушение многих ценных традиций русской культуры и образования. В подобной историографической ситуации работы П. И. Кабанова по данной тематике не имели научного значения уже при своем появлении в свет, а к сегодняшнему дню просто забыты, остались вне научного наследия. Тем не менее вклад этого организатора высшей педагогической школы в дело подготовки кадров учителей истории и всех других школьных предметов в послевоенный период был значителен. Тем более не будут забыты героические страницы его военной биографии. Они останутся высоким примером единства слова и дела ученого историка. Как великий французский историк, основоположник знаменитой школы «Анналов» Марк Блок добровольно примкнул к Сопротивлению немецким оккупантам и погиб от рук немецких палачей, так и скромный русский историк П. И. Кабанов провел на фронтах Мировой войны с первого до последнего дня, и каждый год этой войны отмечен для него боевыми наградами за смелые действия на передовой линии фронта. Пусть вклад этого автора в отечественную историографию более чем скромен, зато замечателен его вклад в саму историю России – как на войне, так и в мирной жизни. Сочинения: Очерки культурно-просветительской работы в СССР в 1946–1953 гг. М., 1955. 132 с.; Октябрь и культурная революция в СССР // Ученые записки Курского государственного педагогического института (Гуманитарный цикл). Вып. VIII. Курск. 1958; Сущность и основные задачи завершающегося этапа культурной революции в СССР. Воронеж, 1965. 144 с.; Культурные преобразования в Курской области за годы Советской власти. 1917–1967. Воронеж, 1968; История культурной революции в СССР. М., 1971. Литература: Справка о научно-педагогической и общественной работе заслуженного деятеля науки РСФСР, доктора исторических наук, профессора кафедры политической истории Кабанова Павла Ивановича. Курск, 1990. 6 с.; Архив КГУ. Ф. Р-3707. Оп. 6 л. Д. 3076. С. Щ.