История России в вопросах и ответах. Курс лекций

КАКИЕ ПЕРЕМЕНЫ ПРОИЗОШЛИ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РОССИИ

После августовских событий 1991 г. «двоевластие» союзного центра во главе с М. С. Горбачевым и республиканского во главе с Б. Н. Ельциным закончилось утверждением единовластия российских структур. Разрушение КПСС и Союза ССР, создание новой исполнительной вертикали во главе с Президентом и начало радикальных экономических реформ правительства Е. Гайдара составили содержание общественно-политического процесса. Резкий рост цен в 10 — 12 раз вместо 3 — 4 и ухудшение жизни трудящихся обусловили переход большинства Верховного Совета в ряды противников правительственной политики, в результате чего началось противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти. В апреле 1992 г., в марте 1993 г. парламентская оппозиция во главе с Р. И. Хасбулатовым и примкнувшим к ним вице-президентом А. В. Руцким пыталась сместить правительство и Президента, что вызвало их аналогичную ответную реакцию В ходе референдума 25 апреля 1993 г более 50% принявших участие в голосовании избирателей оказали поддержку Президенту и его политике, что позволило президентским структурам перейти к решительному наступлению. В июне 1993 г. начало работу Конституционное совещание по подготовке окончательного варианта новой Конституции, резко ограничивающей полномочия представительной власти. В течение лета 1993 г. конфронтация президента и Верховного Совета резко обострилась в связи с нежеланием парламента терять контрольные функции над исполнительной властью. 21 сентября Президент объявил по ТВ о прекращении полномочий Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Указ Президента № 1400 ломал действующую государственную систему и фактически вводил президентскую республику. Хотя Конституционный Суд признал указ неконституционным, армия и милиция начали осаду здания Верховного Совета, которая закончилась 3 — 4 октября его штурмом. В ходе кровавых событий с обеих сторон погибло 150 человек, а руководство оппозиции, призывавшее к штурму здания телекомпании Останкино и мэрии, было репрессировано. В Отличие от центра, в регионах России политическая борьба происходила менее остро и драматично, что связано с известной приверженностью трудящихся к традиционализму и аполитичности, доверием к центральным властям во главе с Б. Н. Ельциным. Назначенные главы администраций областей и областных центров постепенно демонтировали региональную советскую власть, как правило, без выраженной конфронтации. Закрепляя победу в конфликте с Верховным Советом, Президент и его сторонники приступили к завершению конституционной кампании. Была приостановлена деятельность Конституционного Суда, началось формирование новых политических структур и избирательных блоков согласно проекту новой Конституции. 12 декабря состоялись выборы депутатов в новые органы законодательной власти: Государственную Думу и Совет Федерации и одновременно всенародный референдум по проекту новой Конституции. Новый Основной закон создавал государственную модель, в которой Президент пользовался большими прерогативами в сравнении с представительными органами власти, в частности, назначает правительство, неподконтрольное парламенту, и принимает на себя функции гаранта Конституции, выходящие за пределы исполнительной власти. Одобрение проекта Конституции в ходе референдума сочеталось с неудачей на выборах партий демократической ориентации Большинство мест в нижней палате — Государственной думе получили партии державно-национальной и коллективистской ориентации ЛДПР Жириновского, АПР Лапшина, КП РФ Зюганова — 163 места Правительственный лагерь: «Выбор России» Гайдара, «Яблоко» Явлинского, блок «12 декабря» Федорова — 121 место. Примерно столько же мандатов получили блоки и партии центристской ориентации: ПРЕС Шахрая, «Женщины России» Лаховой и др. — 118 мест. В Совете Федерации большинство получили сторонники правительства, как правило, главы региональных администраций. Относительная неудача реформаторских сил объяснялась разобщенностью партий и блоков демократической направленности, которые лишились главного объединяющего фактора — «общего врага» — КПСС, умелое проведение избирательной кампании Жириновским, просчеты в деятельности правительства. Главной причиной был рост недовольства в обществе слишком высокой социальной ценой реформ, вызвавшей социальную дифференциацию общества, обнищание более 50% населения. В отличие от высших органов власти, в региональных наблюдалась другая картина. На прошедших в марте 1994 г. выборах в областные Собрания (Думы) победили не демократы и не коммунисты, а местная «партия власти», т. e. руководители исполнительных органов и крупные хозяйственники. С одной стороны, это устраняло опасность экстремизма всех мастей, но, с другой стороны, создало почву для лоббирования корпоративных интересов узких групп и делает законотворческую деятельность малопродуктивной. Руководители Федерального собрания В. Шумейко и И. Рыбкин взяли курс на сотрудничество с Президентом и нейтрализацию парламентской оппозиции правительству. Было принято решение об амнистии лиц, находившихся под следствием в связи с событиями 19—21 августа 1991 г., 1 мая 1993 г., 21 сентября — 4 октября 1993 г. В течение 1994 — 1995 гг. Президент и правительство начали известный отход от радикального либерализма к идеям национально-государственного характера при сохранении рыночной направленности реформ и стремления к союзу с западными демократиями. Результатом такого отхода стала военная операция в Чечне по наведению в мятежной республике конституционного порядка. В декабре 1995 г. состоялись выборы в Государственную Думу, которые принесли успех только 4 политическим силам: КПРФ — 157 мандатов, правительственный блок «Наш Дом — Россия» — 55, ЛДПР — 51 и «Яблоко» — 45. Левоцентристское большинство депутатов (230 из 450) избрало на пост Председателя Государственной думы коммуниста Г. Селезнева. В июне 1996 г. прошли выборы Президента России, на которых право Б. Н. Ельцина на этот пост оспаривал его политический антагонист Г. А. Зюганов, а также ряд «промежуточных» деятелей — А. И. Лебедь, Г. Я. Явлинский, В. В. Жириновский и др. Б. Н. Ельцину удалось во 2-м туре выборов привлечь на свою сторону лидеров и электорат «третьей силы» и одержать победу с убедительным преимуществом. Генерал А. И. Лебедь был назначен секретарем Совета Безопасности и в рамках данных полномочий остановил войну в Чечне, признав претензии сепаратистов на власть. В октябре 1996 г. он был уволен с занимаемой должности. Продолжение социально-экономических реформ в России затрудняется в виду финансово-экономического кризиса, изменившегося в худшую сторону геополитического положения страны, нестабильности в высшем эшелоне власти. Губернаторские выборы в конце 1996 г. зафиксировали победу А. Руцкого и др. кандидатов оппозиционного «Народно-патриотического Союза России». В целях недопущения раскола общества и новой конфронтации Президент взял курс на обеспечение общенационального единства. Праздничный день 7 ноября, связанный с годовщиной октябрьской революции 1917 г., был объявлен «Днем Согласия и Примирения». В 1997 г. планируется достижение политической и экономической стабилизации.