История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие

ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ 1439 Г

соглашение между представителями католической и православной церквей, заключенное на Ферраро-флорентийском соборе 1438—45 гг., на условиях признания верховенства папы над всеми христианами в обмен на обещанную помощь в отражении османской агрессии против Византии. Уния не вошла в силу ни в Византии, ни в России, хотя Московский митрополит Исидор и поставил под ней свою подпись. ФОКИН Михаил Михайлович (1880—1942) — российский деятель культуры, артист балета, балетмейстер и педагог. С 1898 г. выступал в Мариинском театре, в 1909—1912 и 1914 гг. — руководитель и танцовщик балетной труппы Русских сезонов (Париж). С 1918 г. работал в Швеции, США, Франции и др. странах, ставил балеты в «Гранд-Опера», «Балле рюсс де Монте-Карло» (1934-1939). В 1923-1942 гг. в США занимался педагогической деятельностью. Реформатор балетного театра в начале XX в. — создал ряд одноактных, бессюжетных балетных номеров как самостоятельный жанр, построенный по музыкально-хореографическим законам. Балетмейстерский дебют — «Ацис и Галатея» на музыку А. В. Кадлеца (1905). В постановках опирался на новейшие открытия театра и декоративной живописи, использовал симфоническую музыку, не предназначенную для балета (Я. А. Римский-Корсакова, П. И. Чайковского и др.), стремился выразить в танце мироощущение современного ему человека, быстротечность счастья и хрупкость мечтаний. Его постановки: «Шопениана» на музыку Ф. Шопена (1908), «Карнавал» на музыку Р. Шумана (1910), «Жар-птица» и «Петрушка» Я. Ф. Стравинского (1910—1911), «Паганини» на музыку С. В. Рахманинова (1939), «Синяя Борода» П. П. Шенка (1941) и др. Его балетные номера: «Умирающий лебедь», поставленный для А. Я. Павловой на музыку К. Сен-Санса; «Видение розы» («Призрак розы»), «Шопениана», «Половецкие пляски» из оперы А. И Бородина и др. вошли в фонд мировой балетной классики, сохраняются в современном репертуаре многих театров.