История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие

КАЗИМИР СЕВЕРИНОВИЧ МАЛЕВИЧ

(1878—1935) — российский и советский деятель культуры, теоретик искусства, философ, живописец, график и театральный сценограф. Для его произведений 1900—1910-х гг., в которых сочетались принципы футуризма и кубизма, характерна декоративно-экспрессионистская живопись, построенная на шокирующем монтаже разнородных пластических и образных элементов («Купальщик», «На бульваре», «Садовник»). Участвовал в выставках «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913) и др. Как график оформил ряд изданий русских футуристов, создал декорации и костюмы к постановке футуристической оперы М. В. Матюшина «Победа над Солнцем» (1913). С 1915 г. — основоположник нового вида абстрактного искусства — супрематизма, в котором предметная форма передавалась комбинацией рассеянных на плоскости и контрастных по цвету простейших геометрических элементов. Наиболее известное произведение этого периода его творчества — картина «Черный квадрат» (1913). В начале Первой мировой войны 1914^1918 гг. оформил ряд патриотических лубков с текстами В. В. Маяковского. Летом 1916 г. был призван на военную службу, демобилизован в 1917 г. В мае избран в совет профессионального Союза художников-живописцев в Москве; в августе — пред. художественной секции Московского Совета солдатских депутатов, вел обширную культурно-просветительскую работу. В октябре 1917 г. избран пред. общества «Бубновый валет». В ноябре 1917 г. Московским ВРК назначен комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей. В 1918 г. оформил первую постановку «Мистерии-буфф» В. В. Маяковского. В 1919—1922 гг. преподавал в Народной художественной школе в Витебске, возглавляемой М. Шагалом. С осени 1922 г. преподавал рисунок на архитектурном отделении Петроградского института гражданских инженеров. В 1923—1926 гг. — директор Ленинградского государственного института художественной культуры (Гинхук), после разгрома которого перешел в Государственный институт истории искусства. В 1920-х гг. разрабатывал проекты конструктивно целесообразных форм фарфоровой посуды и создавал рисунки для текстиля. Писал философские, искусствоведческие труды — «О новых системах в искусстве», «Супрематизм. Мир как беспредметность». В 1927 г. уехал за границу (Варшава, Берлин), но вскоре был отозван и по возвращении в СССР арестован — провел в заключении три недели. В 1929 г. преподавал в Киевском художественном институте. Осенью 1929 г. вновь арестован, несколько недель провел в тюрьме. В 1930-х гг. обратился к реалистической живописи («Девушка с красным древком», 1932; «Автопортрет», 1933). В 1931 г. создал эскизы росписей Красного театра (Ленинград). В 1932—1933 гг. заведовал экспериментальной лабораторией в Русском музее.

  1. казимир северинович малевичОснователь собственного абстрактного стиля супрематизма Казимир Северинович Малевич родился февраля по другим данным года в Киеве. Родители Северин Антонович и Людв...100 великих художников
  2. казимир северинович малевичОснователь собственного абстрактного стиля супрематизма Казимир Северинович Малевич родился февраля по другим данным года в Киеве. Родители Северин Антонович и Людв...Сто великих художников