История психологии в лицах

ЭРЕНФЕЛЬС

(Ehrenfels) Христиан Мария Юлиус (1859—1932) — австрийский философ и психолог, представитель гештальтпсихологии. Ученик Ф. Брента-но. Первоначальное образование получил в Высшей школе агрокультуры в Вене, затем изучал философию в Венском ун-те (д-р философии, 1885). В 1885-1888 гг. работал в Грацком ун-те в первой в Австрии психологической лаборатории под руководством А. Мейонга, на представления которого впоследствии оказал существенное влияние. В 1888 подготовил дис. для замещения должности доцента в Вене, с 1889 г. Э. — экстраординарный профессор пражского Немецкого ун-та, с 1896 г. — ординарный профессор. Пробовал себя на поэтическом поприще. Основываясь на работах Э. Маха и используя в качестве исследовательской парадигмы восприятие мелодий, открыл в 1890 г. ряд гештальткачеств, названных в его честь качествами Эренфельса. Это— качество сверхсуммативности (в целостном предметном восприятии есть признаки, которые отсутствуют в переживании частей) и качество транспозитивности (образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, а может теряться, даже если все элементы сохраняются, например, воспроизведение нот мелодии с конца фразы). (Uber Gestaltqualitaten / Vierteljahrschrift fur wissenschaftliche Philosophic, 1890, 14.) Это исследование стало ключевым для всего гештальтпси-хологического направления. В наибольшей степени учение Э. отразилось на подходах М. Вертгеймера и В. Келера. Сами же гештальт-качества понимались Э. (в рамках учения Ф. Брентано об ин-тенциональности психики) как некое духовное явление производящей деятельности субъекта. Пытался выделить в них ряды всевозможных градаций, которые обозначал высотой или чистотой гешталь-тов. В дальнейшем его интересы переместились с экспериментальной психологии на вопросы философии. В частности, он пытался обосновать волюнтаристскую этику, в которой процесс мирообразования был представлен как борьба между геш-тальт-принципом (Бог) и неоформленным (Хаос), а человек трактовался как помощник в работе Бога по упорядочиванию вселенной (Kosmogonie, 1916); занимался также вопросами философии математики, выводя понятие числа из его субъективной представленности (Das Primzahlengesetz, 1922). Автор трудов: Philosophischen Schriften , W., 1882; System der Werttheorie, 2 Bd., 1898-1897; Grundbegriffe der Ehtik, 1907; Sexualethik, Wiesbaden, 1907; Die Religion der Zukunft, 1928. И.М. Кондаков

  1. эренфельсЭРЕНФЕЛЬС ЭРЕНФЕЛЬСstrong Ehrenfeils Христиан род. июня Родаун Австрия ум. сент. Лихтенау близ Кремса австр. психолог с профессор в Праге ученик Брентано em и Мей...Философская энциклопедия
  2. эренфельсЭренфельс Иосиф Михаил Ehrenfels австрийский писатель по различным отраслям сельского хозяйства . Особенно приобрел известность своими работами по скотоводству и пчелово...Энциклопедический словарь
  3. эренфельсИосиф Михаил Ehrenfels австрийский писатель по различным отраслям сельского хозяйства . Особенно приобрел известность своими работами по скотоводству и пчеловодству. Его...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона