История психологии в лицах

ФАРБЕР

Дебора Ароновна (р. 1924 г.) -российский физиолог и психолог, д-р биологических наук (1968), профессор (1971), чл.-кор. АПН СССР (1989), д. чл. РАО (1992). С 1993 г. — член Президиума РАО. Зав лабораторией НИИ физиологии детей и подростков (1964—1993). Гл.н.с. Института возрастной физиологии РАО (с 1993). Окончив биологический фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности физиология животных(1947), работала в токсикологической лаборатории Института питания АМН СССР (1947— 1949). С 1949 г. зав. виварием Института нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко АМН СССР. В 1954 г. Ф. — ассистент кафедры анатомии и физиологии Белорусской сельскохозяйственной академии. С 1956 г. — м.н.с. Института нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко АМН СССР. В 1957 г. защитила канд. дис. на тему Электрическая активность сетчатки при наличии очага местного возбуждения в зрительном нерве и корковом конце зрительного анализатора и поступила на работу в НИИ акушерства и гинекологии Минздрава СССР. С 1964 г. зав. лабораторией НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР (ныне Институт возрастной физиологии РАО). В 1966 г защитила докт. дис. Электрическая активность мозга в раннем онтогенезе . С 1978 по 1990 г. руководила комплексной программой исследований по проблеме Физиология развития детей. Основные работы Ф. посвящены исследованию функционального развития Мозга в возрастном диапазоне от рождения до 17 лет, а также изучению нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих формирование когнитивных процессов. Результаты этих исследований отражены в монографиях: Функциональное созревание мозга в раннем онтогенезе , М., 1969; Электроэнцефалограмма детей и подростков, в соавт., М., 1972; Сенсорные механизмы развивающегося мозга, М., 1977; Физиология подростка, М., 1988; Структурно-функциональное созревание развивающегося мозга, М., 1995. Полученные в исследованиях факты позволили выделить основные характеристики электрической активности мозга, характерные для каждого возрастного периода. На основе этих показателей Ф. были разработаны нормативные показатели ЭЭГ, используемые для диагностики функциональных и органических нарушений ЦНС, а также выявлены возрастные периоды, сензитивные к внешним воздействиям, исходя из которых возможна разработка программ обучения и воспитания, более полно и адекватно учитывающих физиологические и психофизиологические особенности детей. Является совм. с М.М. Безруких автором словаря Психофизиология (2004) в составе Психологического лексикона (под общ. ред. А.В. Петровского). А.Н. Коновалов, Т.Д Марцинковская

  1. фарберФАБРИКАНТ ФАБРИКАНТОВ ФАКТОР ФАКТОРОВИЧ ФАРБЕР ФАРБЕРОВ ФЕРБЕР ФЕРБЕРОВ ФИШЕР ФИШЕРОВИЧ ФАРБЕЙЕврейские фамилии от названия профессий. Фабрикант ср. польск. fabrykant рус...Словарь фамилий
  2. фарберФАРБЕР Farberem Марвин р.em . Буффалоem амер.em философ. Ученик Гуссерля. Один из основателей и президент Междунар. феноменологич. общества с em редактор журн.em Philosop...Философская энциклопедия