История психологии в лицах

СПЕНС

(Spence) Кеннет Вортенби (1907— 1967) — американский психолог, специалист в области экспериментальной психологии, психофизиологии и сравнительной психологии. Один из влиятельнейших теоретиков необихевиористской теории научения. Ученик и сотрудник К.Л. Халла. Образование получил в Канаде, где жил с родителями (его отец, инженер-электрик, был командирован в Канаду компанией West Electric). Учился в высшей школе Вест Хилл, ун-те Мак-Гилла в Монреале (бакалавр, 1929; магистр, 1930), Джейлском ун-те (д-р философии, 1933). Чл. Национальной академии наук (1954). Ред. журналов: Journal of Experimental Psychology ; The Psychology of Learning and Motivation: Advances in Research and Theory. Награжден Золотой медалью Уэлса (1929), медалью Г.У. Кросби (общество экспериментальных психологов, 1953), наградой АРА За выдающийся научный вклад (1956) и др. Профессиональную деятельность начал с 1933 г. в лаборатории биологии приматов под руководством Р. Йеркса(г. Орандж-Парк, Флорида), где сделал первые экспериментальные открытия, связанные с исследованием шимпанзе и опытами с прохождением лабиринтов. В 1937—1938 гг. С. — ассистент профессора психологии в ун-те Вирджинии, с 1938 г. — ассоциированный профессор психологии в ун-те Айовы, с 1942 г. — полный профессор и декан фак-та психологии ун-та. С 1964 г. — профессор ун-та Техаса. Научная деятельность С. и его вклад в психологию проявились в трех основных направлениях: философия и методология науки, теория научения и экспериментальная психология научения. Один из его вкладов в методологию психологии заключался в прояснении роли операционализма и природы теоретического построения в психологии. Он обратил внимание на трудности, существующие в формулировании психологических теорий. В отличие от естественнонаучных теорий (физиков, химиков и т.п.) психологи вынуждены создавать теории на уровне низкой доказуемости, поскольку они не в состоянии подняться выше, имея в распоряжении только эмпирические средства. Вклад С. в теорию научения, помимо его участия в создании системы Халла-Спенса, заключался, с одной стороны, в его таланте ясно толковать и комментировать чужие научные теории и системы (Theoretical interpretations of learning. In Moss (ed.) Comparative psychology, 1942 и др.), а с другой — в создании оригинальной теории различающего научения. Построение теории, по мнению С, возможно лишь при точной идентификации единичных и элементарных феноменов. Опираясь на это положение и на результаты исследований Э. Толмена, С. обратился к теоретическому и экспериментальному анализу проблемы привлекательности объекта. Он отбросил постулат о независимости влечения и связей стимул-реакция, возникающих в результате научения. В соответствии с его трактовкой, в результате прошлого научения объект, напротив, приобретает побуждающее влияние на субъекта и, соответственно, в новой ситуации еще до достижения целевого объекта связанные с ним ассоциации могут вызывать прошлые целевые реакции, выступающие в настоящей момент как побуждающие актуальную активность и действующие наряду с влечением, обусловленным потребностью. Основная формула научения, предложенная Халлом, была преобразована С. в следующее выражение: Е = (D К)Н, где Е — потенциал пробуждения реакции, D — сила влечения, К — привлекательность объекта, Н — прочность навыка. Такая формализация поведенческих реакций привела к чрезвычайно важному для дальнейшего развития бихевиоризма заключению: субъект может научаться и тогда, когда он не реализует в своих действиях какого-либо влечения, а есть лишь его стимулирование привлекательностью объекта. Тем самым С. ввел новые теоретические понятия в бихеви-ористическую парадигму: связь между стимулом и реакцией, по его мнению, опосредствуется гипотетическими конструктами, продуцируемыми на основе потребностей и мотивов. Кроме того, он, впервые в традиции бихевиоризма, обратился к анализу индивидуальных различий мотивации, в частности тревожности, которой стал заниматься для проверки некоторых следствий своей теоретико-ассоциативной концепции влечения. Подход С. к пониманию тревожности как приобретенному влечению (Anxiety (drive) level and performance in eyelid conditioning // Psychol. Bulletin. 1964, 61) — был положен Дж.Тейлором в основу разработки опросника диспозициональной тревожности (J.A.Taylor Manifest anxiety scale, 1952). Последующие исследования С. и его аспирантов были связаны с различающим научением и с изучением условного рефлекса мигания у людей. Его работы в этой области до сих пор остаются непревзойденными и часто цитируются. В лаборатории С. было защищено 77 докт. дис, содержащих важные научные открытия. Важнейшие труды С: Theoretical interpretations of learning / Handbook of general experimental psychology, N.Y., 1951, (в рус. пер.: Теоретический анализ процесса научения / Экспериментальная психология. М., 1963, т.2); Mathematical formulations of learning phenomena / Psychol. Rev. 1952, vol. 59; Behavior Theory and Conditions. New Haven, 1956; A theory of emotionally based drive and its relation to performance in simple learning situations / American Psychologist. 1958, 13; Behavior Theory and Learning. N.Y., 1960; The Psychology of Learning and Motivation (2 vols). Academic Press, 1967. JI.A. Карпенко, И.М. Кондаков

  1. спенсСПEHC Spence Уильям Гатри Оркнейские ова . Теранг Виктория австралийский политич. деятель. С х гг. активно участвовал в профсоюзном движении. В чл. парламента по списка...Большая советская энциклопедия
  2. спенсСПEHC Spence Томас . НыокаслэпонТайн . Лондон английский социалистутопист. Испытал влияние теоретиков естественного права. iВ памфлете Действительные права человека выс...Большая советская энциклопедия
  3. спенс.Spence Томас .VI. .IX. англ. социалистутопист. Род. в Ньюкасле в семье ремесленника. Был учителем издателем и книгопродавцом. В в памфлете Действительные права челове...Советская историческая энциклопедия
  4. спенсСПЕНС Sреnсе Томас июня сент. англ. утопич. социалист по профессии книготорговец. По характеристике Маркса С. был .смертельным врагом частной собственности на землю...Философская энциклопедия
  5. спенсSреnсе Томас июня сент. англ. утопич. социалист по профессии книготорговец. По характеристике Маркса С. был .смертельным врагом частной собственности на землю Маркс...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  6. спенсМайкл род. американский экономист. Родился в Монтклере штат НьюДжерси. Степень доктора получил в Гарвардском университете . Был профессором Гарвардского и Стэнфордского...Экономика от А до Я
  7. спенсМайкл род. американский экономист. Родился в Монтклере штат НьюДжерси. Степень доктора получил в Гарвардском университете . Был профессором Гарвардского и Стэнфордского...Экономика от А до Я - Тематический справочник