История психологии в лицах

СОХИН

Феликс Алексеевич (1928— 1989) — российский психолог и лингвист, специалист в области теории усвоения языка в дошкольном детстве, создатель концепции лингвистического развития ребенка. Ученик С.Л. Рубинштейна. Зав. лабораторией развития детской речи (1972-1989). Ред. (1956-1957) и зам. гл. ред. (1962—1970) журнала Вопросы психологии ; чл. редкол. журнала Дошкольное воспитание (1980—1989). Награжден орденом Знак Почета (1981), знаком Отличник просвещения СССР (1986). Образование получил в МГУ им. М.В. Ломоносова, окончив отделение психологии философского факультета (1946—1951) и аспирантуру по кафедре психологии (1951 — 1954). В 1955 г. защитил канд. дис. по психологии: Начальные этапы овладения ребенком грамматическим строем языка, выполненную под руководством С.Л. Рубинштейна. Профессиональную деятельность начал в качестве преподавателя психологии в МГПИ иностранных языков (1951 — 1957). Затем работал научным сотрудником сектора психологии Института философии АН СССР (1957-1961). С 1961 г. вся его дальнейшая творческая жизнь была связана с Институтом дошкольного воспитания АПН РСФСР (с 1968 г. -АПН СССР), созданного А.В. Запорожцем. Он занимал должности ученого секретаря ин-та (1961 — 1968); зав. лабораторией подготовки детей к школе (1968—1972), а затем зав. лабораторией развития детской речи (до 1989). В 1989 г. С. подготовил докт. дис: Психолого-педагогические основы развития речи детей дошкольного возраста , которую, к сожалению, не успел защитить. В качестве одноименной монографии эта работа опубликована в 2002 г. В лаборатории под руководством С. проводились исследования, которые теоретически и экспериментально сочетали педагогический, психологический и лингвистический аспекты при решении трех взаимосвязанных проблем: обучение родному языку; обучение русскому языку в национальном детском саду; сравнительное изучение речевого развития нормально слышащих, слабослышащих и глухих дошкольников. В противовес до сих пор еще не преодоленному имитаци-онно-интуитивиетскому подходу к овладению языком (согласно которому язык усваивается прежде всего по подражанию, интуитивно) показано, что в развитии речи ведущими факторами являются формирование языковых обобщений (проявляющихся, например, в словотворчестве), а также развитие элементарного осознания семантических и структурных аспектов языковых явлений, что создает условия для самостоятельных наблюдений детей над языком и речью (включая речь художественную), для саморазвития речи. При этом, в частности, повышается уровень самоконтроля при построении монологического высказывания как основы будущей письменной речи. Под руководством С. были выполнены и защищены 15 кандидатских диссертаций по вопросам психологии и педагогики развития речи дошкольников, направленные на разработку теории усвоения языка в дошкольном детстве (становление фонетической структуры и семантики слова; формирование синтаксиса речи, словообразования и словотворчества, связной речи, творческого рассказывания, осознания языковых явлений; обучение русскому языку в национальном детском саду и Др.). В исследованиях психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников С. выделил три основных направления: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка — фонетического, лексического, грамматического); функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, речевого общения); когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников. Основные теоретические положения, разработанные С, нашли отражение в научных и научно-методических публикациях, под его ред. вышли книги: Развитие речи детей дошкольного возраста, 1978, 1980, 1984; Умственное воспитание детей дошкольного возраста, 1984; Методика обучения русскому языку в национальном детском саду, 1985. С. вошел в психологию детской речи как создатель концепции, в которой центральной является идея о необходимости не только речевого, но и лингвистического развития ребенка. Эти теоретические положения стали основополагающими для целого ряда последовавших диссертационных работ. О. С. Ушакова

  1. сохинСОХИН СОХА СОШНИКОВ СОХАРЕВОтчество от прозвища Соха по названия плуга главного орудия земледельца. Но возможно и от имени Софон Софрон через форму Софа Соха.Cошник мас...Словарь фамилий