История психологии в лицах

РЕВЕС

Ревеш (Rvsz) Геза (1878-1955) -венгерский психолог, автор трудов в области психологии музыкальной одаренности и слуха. В 1901 г. окончил юридический фак-т Будапештского ун-та, в 1905 г. — фак-т экспериментальной психологии Геттингенского ун-та, с этого же года преподавал в Будапештском ун-те (с 1918 г. профессор). Основал первую психологическую лабораторию в Будапеште. В 1921 г. покинул Венгрию. В 1932—1950 гг. — профессор психологии и директор психологической лаборатории в Амстердаме. Как психолог Р. формировался под влиянием гештальтпсихологии. Проводил исследования в области психологии восприятия музыки и психологии музыкальных способностей, в том числе изучал музыкальных вундеркиндов с использованием тестов В. Штумпфа (об одном из них, пианисте Эрвине Нирегихазе, он написал книгу). Является автором тестов музыкально-слуховых способностей (музыкальности). В области психологии музыкального слуха Р. разработал теорию двухкомпонентного восприятия высоты звуков, согласно которой качество звука и высота звука — две независимых составляющих восприятия (под качеством звука Р. понимал повторяющиеся во всех октавах ступеневые, интервальные компоненты, под высотой — тембровый компонент звука, влияющий на его светлоту ). Р. отстаивал взгляд о единстве музыкальности как свойстве целостной личности, о несводимости музыкальности к отдельным простейшим свойствам — способностям . Он определял музыкальность как природное и врожденное свойство, которое нельзя сформировать обучением и воспитанием. Р. выделял музыкальность рецептивного и репродуктивно-интер-претационного плана. Музыкальная активность — важный показатель музыкальности; постоянная и ключевая характеристика музыкальности — способность переживания и оценки художественного качества музыкального произведения. Для диагностики музыкальности Р. считал наиболее показательными следующие факторы: относительный слух, ощущение аккорда (воспроизведение аккорда в основном положении и с обращениями, ощущение степени консонантности созвучия и ощущение тональности); способность исполнения наизусть знакомых или заданных мелодий; творческую фантазию. Не утратили актуальности выводы Р. об особенностях детской одаренности. Он подчеркивал, что детскому творчеству недостает оригинальности (в форме, композиции, в планомерности и целостности), у него нет внутренней связи с личностью творца. Р. исходил из того, что само понятие одаренности неразрывно связано с личностным, духовным ростом человека и потому период между 13 и 20 годами, когда ведущим оказывается личностное развитие, имеет наибольшее значение для проявления одаренности. Способности, обнаружившиеся в детстве, развертываются в действительную одаренность лишь за его пределами. Исключением он считал музыкальные способности и одаренность. Но и здесь отдельные формы одаренности проявляются в разные периоды развития. Ранее всего, по его мнению, раскрывается виртуозно-техническое музыкальное дарование, которое более всего опирается на природные способности. И в это же время может проявиться дифференциация способностей, могут проступить их индивидуальные черты. На следующей возрастной ступени развития раскрывается дар интерпретатора, то есть глубокого понимания и индивидуального прочтения музыки и только затем — творческая одаренность, расцвет которой наступает между 20 и 30 годами. Композиторский талант в раннем возрасте обнаруживается гораздо реже, чем исполнительский. Исследования Р. сыграли важную роль в развитии психологии музыкальной одаренности в европейских странах и США. Р. автор книг: Ранее проявление одаренности и ее узнавание, — М., 1924; Zur Grundlegung der Tonpsychologie, Lpzg, 1913; Ervin Nyiregyhazi: Psychologische Analyze eines musikalisch hervorragenden Kindes, Lpzg, 1916; Die Einfhrung in die Musikpsychologie, Bern, 1946; Talent und Genie, Bern, 1952; и др. M. С. Старчеус

  1. ревесРЕВЕС Revesz собственно Чебраи Csebray Имре . Шаторальяуйхей . Севлюш ныне Виноградов Закарпатской обл. УССР венгерский живописец представитель критического реализма. Уч...Большая советская энциклопедия
  2. ревесRevesz Имре венгерский живописец последователь М.Мункачи. Проникнутые социальным протестом жанровые картины Требуемхлеба ....Большой энциклопедический словарь II
  3. ревесРЕВЕС Revesz Имре венгерский живописец последователь М. Мункачи. Проникнутые социальным протестом жанровые картины Требуем хлеба ....Современный энциклопедический словарь