История психологии в лицах

МАСЛОУ

(Maslow) Абрахам Харольд (1908—1970)— американский психолог, специалист в области психологии личности, мотивации, абнормальной психологии (патопсихологи). Один из основателей гуманистической психологии. Образование получил в Висконском ун-те Мэдисона (бакалавр, 1930; магистр, 1931; д-р философии, 1934). Профессиональную деятельность начал в качестве преподавателя на фак-те психологии Колумбийского педагогического колледжа (1935—1937) и Бруклинского колледжа (1937—1951). С1951 по 1969 г. М. —профессор университета Брэндесаю. В 1967 г. — президент Американской психологической ассоциации (АРА). Имеет награду Гуманисту Американской гуманитарной ассоциации (1967). Почетный доктор ряда унтов. Основатель журнала Eupsychian Management. Начав свою научную карьеру с исследований социального поведения приматов в 1930-е гг., уже в начале 1940-х гг. М. обратился к изучению высших сущностных проявлений человека, присущих ему одному— любви, творчества, высших ценностей и др. Толчком к этому послужил эмпирически выделенный М. тип так называемых самоактуализирующихся личностей, наиболее полно выражающих человеческую природу. Выдвинув требование целостного подхода к человеку и анализа его специфически человеческих свойств в противовес безраздельно господствовавшему в послевоенной американской психологии биологическому редукционизму и механицизму, М. вместе с тем усматривает источник этих свойств в биологической природе человека, приняв взгляд К. Гольдштейна на развитие как на развертывание заложенных в организме потенций. М. говорит об инстинктоид-ной природе базовых человеческих потребностей, в том числе постулируемой им потребности в самоактуализации — раскрытии заложенных в человека потенций. В 40-е гг. М. разрабатывает теорию человеческой мотивации, которая до сих пор относится к числу наиболее популярных. Теория М. основана на идее иерархии удовлетворения потребностей, начиная от самых насущных физиологических и кончая высшей потребностью в самоактуализации. Всего М. выделяет 5 иерархических уровней потребностей (так называемая пирамида М.). Низшие потребности удовлетворяются в первую очередь; высшие начинают мотивировать поведение лишь тогда, когда низшие удовлетворены. Поведение большинства людей направляется низшими потребностями, поскольку им не удается обеспечить их удовлетворение и перейти на более высокий уровень. В середине 50-х гг. М. отказался от жесткой иерархии, выделив два больших класса сосуществующих друг с другом потребностей: потребности дефицита (нужды) и потребности развития (самоактуализации). Продолжая изучение самоактуализирующихся личностей, жизненные проблемы которых качественно отличны от невротических псевдопроблем, стоящих перед незрелой личностью, М. приходит к выводу о необходимости создания новой психологии — психологии Бытия человека как полноценной, развитой личности, в отличие от традиционной психологии становления человека человеком. В 60-е гг. М. занимается разработкой такой психологии. В частности, он показывает фундаментальные различия познавательных процессов в тех случаях, когда они движимы нуждой, и тогда, когда в их основе лежит мотивация развития и самоактуализации. Во втором случае мы имеем дело с познанием на уровне Бытия (Б-познанием). Специфическим феноменом Б-познания выступают так называемые пиковые переживания, характеризующиеся чувством восторга или экстаза, просветленностью и глубиной понимания. Краткие эпизоды пиковых переживаний даны всем людям; в них каждый на мгновение становится как бы самоактуализирующимся. Религия, по М., возникла изначально как образно-символическая система для описания пиковых переживаний, которая впоследствии приобрела самостоятельное значение и стала восприниматься как отражение некой сверхъестественной действительности. Обычная мотивация на уровне Бытия сменяется так называемой метамотивацией. Метамотивами выступают ценности Бытия (Б-ценности): истина, добро, красота, справедливость, совершенство и др., которые принадлежат как к объективной действительности, так и к структуре личности самоактуализирующихся людей. Эти ценности, как и базовые потребности, М. выводит из биологии человека, объявляя их универсальными; социокультурная среда играет лишь роль фактора, влияющего на их актуализацию, причем чаще отрицательно, чем положительно. В последние годы М. двинулся еще дальше, разрабатывая проблему трансценденции самоактуализации и перехода на еще более высокие уровни развития. М. стоял у истоков трансперсональной психологии, был одним из лидеров этого движения в начальный период его становления. Представления М. о направлении развития человека привели его к идеальной модели эвпсихического общества, которое создает и поддерживает возможности максимальной самоактуализации его членов. Эвпсихическая идеология М. нашла практическое применение в менеджменте, в который благодаря М. проникли идеи о самоактуализации как побудительной силе поведения людей в управлении организациями. В последние годы М. обратился к проблемам образования, посвятив им ряд оригинальных работ. М. оказал большое влияние на развитие западной психологии в 1960—70-х гг., придав мощный импульс гуманистическому течению в ней. В конце 1950-х гг. М. стал инициатором объединения нетрадиционно мыслящих психологов, интересующихся специфически человеческими проявлениями человека, в новое сообщество, из которого выросла Американская ассоциация гуманистической психологии (1962) и журнал гуманистической психологии (1961). М. был главным вдохновителем и до самой смерти одним из лидеров движения гуманистической психологии, во многом его лицом. Главные труды М.: Motivation and Personality , N.Y., 1954; Toward a Psychology of Being, N.Y., 1962; Religions, Values, and Peak-experiences, Columbus, 1964; The Psychology of Science, N.Y., 1966; The Farther Reaches of Human Nature, N.Y., 1971. В рус. пер. Самоактуализация / Психология личности. Тексты. М., МГУ, 1982; Мотивация и личность, СПб, 1999. Д.А.Леонтьев

  1. маслоуMaslow Абрахам американский психолог один из лидеровт. н. гуманистической психологии. В иерархии потребностей высшее местоотводил потребностям в творчестве и самоактуал...Большой энциклопедический словарь II
  2. маслоуМАСЛОУ Maslow Абрахам Харольд американский психолог профессор психологии один из лидеров гуманистической психологии гуманистическое направление. Основатель Американской...Новейший философский словарь
  3. маслоуMaslow Абрахам Харольд американский психолог профессор психологии один из лидеров гуманистической психологии гуманистическое направление. Основатель Американской ассоци...Новейший философский словарь II
  4. маслоуМАСЛОУ Maslow Абрахам американский психолог один из лидеров гуманистической психологии направление в американской психологии изучающее человека в его целостности ценно...Современная энциклопедия
  5. маслоуМАСЛОУ Maslow Абрахам американский психолог один из лидеров т. н. гуманистической психологии. В иерархии потребностей высшее место отводил потребностям в творчестве и са...Современный энциклопедический словарь
  6. маслоуМАСЛОУ Maslowem Абрахам . НьюЙорк. Пало Альто Калифорнияem амер.em психолог один из лидеров т. н.em гуманистич. психологии. Выдвинул холистическидинамич. теорию мотиваци...Философская энциклопедия
  7. маслоуМАСЛОУ Maslowem Абрахам амер. мыслитель один из основателей гуманистич. положительного психоанализа автор оригинальной гуманистич. концепции культуры и человека. Анализ...Энциклопедия культурологии
  8. маслоуМАСЛОУ Maslow Абрахам амер. мыслитель один из основателей гуманистич. положительного психоанализа автор оригинальной гуманистич. концепции культуры и человека. Анализир...Энциклопедия Культурология XX век
  9. маслоуМаслоу Maslow Абрахам . НьюЙорк. Пало Альто Калифорния американский психолог один из лидеров так называемой гуманистической психологии известен как создатель иерархичес...Энциклопедия социологии