История психологии в лицах

КРАЧФИЛД

(Crutchfield) Ричард (1912-1977) — американский психолог, специалист в области социальной и экспериментальной психологии. Ученик Эдварда Толмена. Образование получил в Калифорнийском технологическом ин-те (бакалавр, 1934). Д-р философии (Калифорнийский ун-т, Беркли, 1938). Профессор (с 1983 г.) и ректор (1964-1965) Калифорнийского ун-та в Беркли, занесен в Почетный список Калифорнийского унта (1976). Занимаясь социальной психологией, К. одним из первых в 30-х гг. настаивал на переходе экспериментальной психологии от однофакторных опытов к многофакторным экспериментальным моделям. Во время Второй мировой войны внес свой вклад в развитие методологии опросов общественного мнения. После войны в соавторстве с Давидом Кречем изложил свои идеи и результаты экспериментов в книгах Теория и проблемы социальной психологии (Theory and Problems of Social Psychology, 1948) и Элементы психологии (Elements of Psychology, 1958; книга выдержала многочисленные переиздания; в 1970 г. третьим соавтором стал Н.Ливсон). В этот период времени К. был избран в Совет представителей АРА (1950—1953), затем президентом Отделения АРА по личностной и социальной психологии (1953— 1954). С 1953 г. и до конца жизни К. — профессор Калифорнийского ун-та в Беркли. Здесь он занимался исследованием связи между когнитивно-перцептивными процессами и важными аспектами личности. Наиболее известна серия экспериментов о природе конформности в межличностной сфере, опубликованная в эпоху пика конформизма в США (Conformity and character, American Psychologist, 1955, 10). В конце 1950-х и в 60-е гг., работая в Институте развития исследований (1958—1959) и Институте исследования базовых проблем Миллера (1962—1963), К. вместе с несколькими коллегами разрабатывает программу автоматизированного обучения творческому мышлению, которую в 1966 г. публикует в книге The Productive Thinking Program. Brazelton (with M.V. Covington and L.B. Davis). Публикует статью, посвященную креативным типам в математике (Jornal of Personality, 1970, 38), и статью по креативным процессам в книге под редакцией М. Блумберга: Creativity: Theory and Recearch, 1973. К. был блестящим педагогом, придерживался обобщающего подхода в эпоху специализации, сочетал тщательность и точность с гуманистическим подходом и восприимчивостью художника. Л.А. Карпенко