История психологии в лицах

БЕРГСОН

(Bergson) Анри (1859-194]) — французский философ и психолог, возродивший традиции классической метафизики, один из основоположников гуманитарно-антропологического направления западной философии. Представитель интуитивизма и философии жизни. Автор концепции жизненного порыва и творческой эволюции. Образование получил в лицее Кондорсе в Париже. Затем окончил Высший педагогический ин-т (Высшую Нормальную школу, 1878—1881). В 1881 — 1888 гг. преподавал в лицеях Арье и Клермон-Ферране, где с 1883 г. руководил кафедрой философии в лицее Блеза Паскаля. Подготовил две дис: Идея места у Аристотеля (на лат. яз.) и Опыт о непосредственных данных сознания, в которой изложил идею длительности. В 1888 г. вернулся в Париж и в 1889 г. защитил обе дис. В 1896 г. опубликовал книгу Материя и память, в которой предложил оригинальную концепцию памяти и афазии, вызвавшую интерес у философов и психологов. С 1897 г. — профессор философии Высшей Педагогической школы (Эколь Нормаль), а с 1900 по 1914 г. — профессор философии Коллеж де Франс. Преподавал историю греческой философии и современную философию. В существенной степени содействовал обновлению проблематики и методологии современной философии. С 1901 г. — чл. Академии моральных и политических наук, с 1914 ее президент, член Французской академии (1914). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1927). В 1911—1915 читал курсы лекций в США, Англии и Испании. Первый президент (с 1922 г.) Комиссии Лиги наций по интеллектуальному сотрудничеству (будущая ЮНЕСКО). Почетный член Лондонского общества психических исследований. Во время Второй мировой войны правительство Виши предложило Б. не проходить обязательную для евреев процедуру регистрации, но он отказался. Умер в оккупированном нацистами Париже. В своих исследованиях Б. в качестве философского метода использовал интуицию. Описывая правила философского метода, подчеркивал, что проверка на истинность или ложность должна относиться к самим проблемам. Ложные проблемы подлежат изъятию из сферы размышлений, а соответствие истины и творчества должно достигаться на уровне постановки проблем. Правда в том, подчеркивал Б., что для философии, и не только для нее, речь идет скорее о нахождении проблемы и, следовательно, о ее формулировке, чем о ее решении. Ибо спекулятивная проблема разрешается, как только она соответствующим образом поставлена. Под этим Б. имеет в виду, что в такой ситуации решение проблемы существует, хотя оно может быть скрытым, не лежать на поверхности. Единственное , что остается сделать, так это открыть его. Но постановка проблемы — не просто открытие, это — изобретение. Открытие должно иметь дело с тем, что уже существует (актуально или виртуально); значит рано или поздно оно определенным образом должно произойти. Изобретение же наделяет бытием то, чего на самом деле не существует; оно могло бы никогда не произойти. Уже в математике, а еще более в метафизике, изобретательское усилие чаще всего состоит в порождении проблемы, в созидании терминов, в каких она будет ставиться. Итак, постановка и решение проблемы всегда близки к тому, чтобы уравняться: подлинно великие проблемы выдвигаются только тогда, когда они разрешимы. С точки зрения Б. не менее важным правилом философского метода выступает также необходимость переоткрывать истинные различия по природе или сочленения реального. Для этого и служит интуиция, призванная разделять элементы, отличающиеся по природе. Б. исследовал проблемы времени, его динамической природы,особенностей восприятия, существования и функционирования психического (субъективного) времени. Выдвинул идею о происхождении интеллекта из потребности практического действия. Развивал положение о том, что знание в формах интеллекта отображает реальность всегда односторонне, поскольку интеллект неразрывно связан с практикой. Разработал концепции жизненного порыва и творческой эволюции . Критиковал механицизм и плоский эволюционизм. Испытал влияние идей психоанализа и психоаналитически ориентированных учений. В свою очередь оказал влияние на психоанализ и другие течения глубинной психологи своими исследованиями проблем бессознательного психического, подпочвы сознания, сознания и сверхсознания (Этюд о непосредственных данных сознания, 1889). Анализ вопросов сновидений,сопереживания, творчества, свободы дан Б. в его работах: Творческая эволюция, 1907; Восприятие изменчивости, 1911; Сновидения , 1914; Духовная энергия, 1919. Неоднократно подвергался давлению, и некоторые его произведения были внесены католической церковью в Индекс запрещенных книг. Л.А. Карпенко, В.И. Овчаренко.

  1. бергсонБЕРГСОН Bergson Анри . Париж. там же французский философидеалист представитель интуитивизма iи философии жизни. iС проф. Коллеж де Франс с чл. Франц. академии. В Б. пр...Большая советская энциклопедия
  2. бергсонBergson Анри французский философ представительинтуитивизма и философии жизни. Подлинная и первоначальная реальность поБергсону жизнь как метафизическикосмический проце...Большой энциклопедический словарь II
  3. бергсонБЕРГСОН Bergson Анри французский философ возродивший традиции классической метафизики один из основоположников гуманитарноантропологического направления западной филосо...История философии II
  4. бергсонBergson АнриЛуи Представитель философии жизни и интуитивизма. С г. профессор Коллеж де Франс с член Французской Академии лауреат Нобелевской премии по литературе . В ...Лексикон нонклассики
  5. бергсонБЕРГСОН Bergson Анри французский философ. Представитель интуитивизма эволюционистского спиритуализма и философии жизни. Испытал влияние идей психоанализа и психоаналити...Новейший философский словарь
  6. бергсонBergson Анри французский философ. Представитель интуитивизма эволюционистского спиритуализма и философии жизни. Испытал влияние идей психоанализа и психоаналитически ор...Новейший философский словарь II
  7. бергсонBergson Анри французский философ возродивший традиции классической метафизики один из основоположников гуманитарноантропологического направления западной философии. Пре...Словарь постмодернизма
  8. бергсонБЕРГСОН Bergson Анри французский философ представитель интуитивизма и философии жизни. Подлинная и первоначальная реальность по Бергсону жизнь как метафизическикосмич...Современная энциклопедия
  9. бергсонБЕРГСОН Bergson Анри французский философ представитель интуитивизма и философии жизни. Подлинная и первоначальная реальность по Бергсону жизнь как метафизическикосмичес...Современный энциклопедический словарь
  10. берґсонBergson франц. флософ критик нтелектуального та аналтичного пзнання створив концепцю тривалост та нтуц а також життвого поривуem elan vitalem який пронизу дйснсть вплину...Універсальний словник-енциклопедія
  11. берґсонBergson Анр франц. флософ критик нтелектуального та аналтичного пзнання створив концепцю тривалост та нтуц а також життвого пориву elan vital який пронизу дйснсть вплину...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  12. бергсонБЕРГСОН Bergson Анри фр. философ представитель интуитивизма и философии жизни член Фр. академии лауреат Нобелевской премии по литературе . Продолжая традиции Б. Паскал...Философская энциклопедия
  13. бергсондив. Бергсон Анр Лу...Філософський енциклопедичний словник
  14. бергсонБЕРГСОН Bergson Анри французский философ возродивший традиции классической метафизики один из основоположников гуманитарноантропологического направления западной филосо...Энциклопедия История философии
  15. бергсонБЕРГСОН Bergsonem Анри франц. философ представитель интуитивизма и философии жизни. В окончив Лицей Кондорсе в Париже поступил в Высшую нормальную школу. После ее окон...Энциклопедия культурологии
  16. бергсонБЕРГСОН Bergson Анри франц. философ представитель интуитивизма и философии жизни. В окончив Лицей Кондорсе в Париже поступил в Высшую нормальную школу. После ее оконча...Энциклопедия Культурология XX век