История психологии в лицах

БАХТИН

Михаил Михайлович (1895— 1975) — российский философ, психолог, литературовед, теоретик культуры. Специалист в области теории познания, эстетики, культурологии, филологии и литературоведения. После окончания Одесской гимназии учился на историко-филологическом фак-те Новороссийского ун-та, затем перешел в Петроградский ун-т, который окончил в 1918 г. Владел пятью языками (гр., лат., нем., англ., фр.). По окончании ун-та преподавал в Невеле в единой трудовой школе. В 1920 — 1924 гг. преподавал всеобщую литературу и философию музыки в Педагогическом ин-те и консерватории Витебска. Разрабатывал проблему понимания творчества как поступка. В 1924 г. переехал в Ленинград. Исследовал проблемы культуры и литературы. Самостоятельно и совместно с коллегами (в том числе с В.Н. Волошино-вым и др.) изучал психоаналитическое учение 3. Фрейда. В 1927 г. в Москве Госиздат опубликовал книгу В.Н. Волоши-нова Фрейдизм. Критический очерк, которая, согласно недоказанной и недокументированной версии, иногда приписывается Б. В 1929 г. был арестован по сфабрикованному ОГПУ обвинению в причастности к деятельности нелегальной организации правой интеллигенции, существовавшей в течение ряда лет в Ленинграде под названием Воскресение, и отправлен на 5 лет в ссылку в г. Куста-най. В этом же году опубликовал книгу Проблемы творчества Достоевского, в которой исследовал вопросы создания полифонического и диалогического романа. Во время ссылки написал работу Слово о романе (1934—1935). В 1937 г., после окончания ссылки, из-за запрета проживать в крупных городах искал работу в Подмосковье и работал в г. Кимры учителем в школе. В этот период пишет труд о смеховой культуре — Рабле в истории реализма, которую в 1940 г. представил в качестве докт. дис. в Институт мировой культуры АН СССР. Однако эта работа, оцененная позже как выдающееся научное достижение, не дала Б. возможности получить докторскую степень (была доработана и опубликована только в 1965 г). С 1945 по 1961 г. Б. работал в Саранске, преподавал и заведовал кафедрой в Мордовском педагогическом институте. В 60-х гг. переехал в Подмосковье, а затем в Москву. Научное наследие Б. очень велико и разнообразно. Он стремился повернуть философию к вечным проблемам человеческого бытия. Через все его исследования проходит идея об ответственности человека за свое единственное бытие в мире и культуре. Считал, что философия (равно как и психология) должна исследовать жизнь как деятельность (не столько физическую, сколько духовную). Разрабатывая философию поступка, трактовал поступок как результат ответственно воспринятого, а не навязанного извне, долженствования. Решал с этой позиции проблему ценности: общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте. В своей нравственной философии имел в виду выход из мира традиционных моральных норм в сферу смысла, духа. Только в таком случае рождается чувство ответственности, поскольку я единственный свидетель события-бытия. Здесь Б. ближе всего стоит к антропологической философии, он творчески осмысливает такие фундаментальные понятия как душа, дух, духовное, душевное, тело, рассматривает тело, душу и дух в их триединстве. Новаторской предстает и его разработка проблемы я-для-себя, я-для-другого, другой-для-меня, где существенное место занимает феноменологический аспект причастной вненаходи-мости к чужому сознанию, участное внимание к другому. Здесь основная идея Б. в том, что каждый феномен человеческой жизни необходимо воспринимать как феномен культуры. А идея культуры понималась им как синтез духовных смыслов бытия — логических, эстетических, религиозных, нравственных, эмоциональных. Отсюда Б. дает свое определение культуры: всякая культура основывается на творчестве и означает творчество. Но если мир культуры, как мир живого духа, подменяется миром рассудочных категорий, механическим способом мысли, социальной необходимостью, то убивается всякая жизненная связность, тогда нет необходимости в знании о духовном мире. Это, по Б., один из корней кризиса творчества, кризиса культуры и кризиса поступков. Если всюду царит причинная и математическая необходимость, то человеку остается только все понимать и все прощать, поскольку добро и зло совершенно равноценны перед лицом необходимости. С человека снимается всякая ответственность. Только через культуру человек способен к самодетерминации и способен быть ответственным за свои поступки. (Р.А. Александрова). Важное место в творчестве Б. занимали проблемы языка. Он предпринял попытку перенести вопрос о взаимодействии культуры и человека в семиотическую плоскость. Язык, по Б., — это совокупность принятых в данной культуре и выраженных в знаковом материале значений и смыслов. Слово, считает Б., — акт индивидуального творчества; социальный кругозор — та область значений, которая отведена индивидуальному сознанию данной эпохой и данной культурной ситуацией. В этом же контексте Б. разрабатывал проблемы диалога и общения (речевой коммуникации). Трактовал высказывание как звено в очень сложно организованной цепи других высказываний , вступающих с ним в те или иные отношения, когда всякий говорящий является в большей или меньшей степени отвечающим. Исследовал так же эстетику словесного творчества, формы времени и хронотопа в романе, проблемы текста в лингвистике, филологии и др. гуманитарных науках. Работы Б. лежат в основании многих работ по психолингвистике и психологии искусства. Основные труды были опубликованы после 60-х гг., в том числе монографии: Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса , М., 1965, 1990; Эстетика словесного творчества, 1979, 1986; Работы 20-х годов, 1994; Проблемы творчества и поэтики Достоевского, 1994; и др. Л.А. Карпенко, В. И. Овчаренко

  1. бахтинБАХТИН Михаил Михайлович [р. . г. Орл] русский советский литературовед. В начал пед. и лит. работу. В кн. Проблемы творчества Достоевского исследовал полифонич. характе...Большая советская энциклопедия
  2. бахтинВладимир Соломонович р. российский литературовед. Основнаясфера интересов фольклор советская поэзия детская литература. КнигиАлександр Прокофьев От былины до считалки...Большой энциклопедический словарь II
  3. бахтинБАХТИН Михаил Михайлович известный русский ученый философ филолог литературовед теоретик культуры. Основные публикации работ Б. Творчество Франсуа Рабле и народная куль...История философии II
  4. бахтинМихаил Михайлович Философ филолог широкого профиля эстетик культуролог. Философская концепция Б. преимущественно выражалась опосредованно на материале частных гуманитар...Лексикон нонклассики
  5. бахтинМихаил Михайлович Орл Москва русский философ эстетик филолог исследователь литературы. Родился в семье банковского служащего в г. поступил в Новороссийский унт Одесса...Литературная энциклопедия
  6. бахтинБАХТИН Михаил Михайлович известный русский ученый философ филолог литературовед теоретик культуры. Определяющее влияние на формирование философских взглядов Б. оказали ...Новейший философский словарь
  7. бахтинМихаил Михайлович известный русский ученый философ филолог литературовед теоретик культуры. Определяющее влияние на формирование философских взглядов Б. оказали философ...Новейший философский словарь II
  8. бахтинБАХТИН Михаил Михайлович литературовед теоретик искусства. В находился в ссылке в Кустанае. Историкотеоретические труды посвящены становлению и смене художественных фор...Русская энциклопедия
  9. бахтинБАХТИНБахта вид набивной хлопчатобумажной ткани а также женский платок из нее. Но фамилия вряд ли отсюда. Тюркское личное имя Бахта весьма давно известно на Руси. В доку...Словарь фамилий
  10. бахтинБАХТИН Михаил Михайлович русский литературовед теоретик искусства. Историкотеоретические труды посвященные становлению и смене художественных форм выявляют ценностнофи...Современная энциклопедия
  11. бахтинБАХТИН Владимир Соломонович р . российский литературовед. Основная сфера интересов фольклор советская поэзия детская литература. Книги Александр Прокофьев От былины до...Современный энциклопедический словарь
  12. бахтинБАХТИН Михаил Михайлович российский литературовед теоретик искусства. Историкотеоретические труды посвященные эпосу роману языку становлению и смене художественных форм ...Современный энциклопедический словарь
  13. бахтинБАХТИН Михаил Михайлович [ ноября Орел марта Москва] русский филолог философ историк культуры. Учился на историкофилологическом и философском факультетах в Новоросс...Философская энциклопедия
  14. бахтинБАХТИН Николай Михайлович [ марта апреля Орел июля Великобритания] русский филолог философ старший брат M.M.Бахтина. iУчился на историкофилологическом факультете Но...Философская энциклопедия
  15. бахтиндив. Бахтин Михайло Михайлович...Філософський енциклопедичний словник
  16. бахтинБАХТИН Михаил Михайлович известный русский ученый философ филолог литературовед теоретик культуры. Основные публикации работ Б. Творчество Франсуа Рабле и народная куль...Энциклопедия История философии
  17. бахтинБАХТИН Михаил Михайлович философ принадлежащий постсимволическому периоду культуры серебряного века. Гимназич. образование получил в Вильнюсе и Одессе. В поступил в Но...Энциклопедия культурологии
  18. бахтинБАХТИН Михаил Михайлович философ принадлежащий постсимволическому периоду культуры серебряного века. Гимназич. образование получил в Вильнюсе и Одессе. В поступил в Но...Энциклопедия Культурология XX век