История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон

ФРОММ ЭРИХ

(1900-1980) -американский психолог и философ немецкого происхождения. Один из лидеров неофрейдизма, автор теории аналитической социальной психологии и социальной характерологии. Образование получил в Гейдельбергском ун-те (д-р социологии, 1922). Диплом профессионального психолога получил в 1952 г. Чл. Нью-Йоркской АН и Вашингтонской школы психиатрии (с 1940). С 1951 г. — профессор университета в Мехико; помощник профессора по психологии Нью-Йоркского ун-та (1962—1976). Редактировал ряд психоаналитических журналов. Награжден Дортмундской премией Нелли Сакс (1979); Франкфуртской медалью Гете (1981, посмертно). Профессиональную деятельность начал в конце 1920-х гг. после специальной психоаналитической подготовки. В 1930 г. начал работать в Берлинском психоаналитическом ин-те. В этом же году стал сотрудничать с Институтом социальных исследований (Франкфурт, Нью-Йорк). Примкнув к Франкфуртской школе, тем не менее разработал свою теорию аналитической социальной психологии, которую обычно рассматривают как попытку соединить психоанализ и марксистскую социологию. Особое внимание в этой теории Ф. уделял не отдельной личности, а ее участию в социальном процессе. Последующие попытки понять социальные процессы, изучая общественное бессознательное, привели его к новой формулировке теории психоанализа, развитию новой теории социальной психологии и социальной характерологии. Основой социального характера, по мнению Ф., выступает страх. Типы социального характера (накопительский, эксплуататорский, пассивный, рыночный) соответствуют типам самоотчуждения человека. Исследуя развитие личности в социальной среде, в качестве движущих сил этого развития Ф. выделяет две врожденные бессознательные потребности: в идентичности, которая проявляется в стремлении чувствовать свою уникальность и неповторимость, и в корнях — потребность принадлежать к социуму. При реализации эти потребности порождают личностные конфликты. В книге Бегство от свободы (Escape from freedom, N.Y., 1941; в рус. пер.: М., 1990) Ф. показывает, что стремление человека примирить эти потребности является двигателем не только индивидуального развития, но и общества в целом, т.к все социальные формации, которые создаются человеком, являются как раз попытками уравновесить эти стремления (человек приобретает не свободу от чего-то, а свободу для чего-то, например для жизни с любимыми людьми). Анализируя стремление к бегству от свободы, которое наблюдалось и в 1930-е гг. в Германии (авторитарный социальный характер), и в 1940-е гг. (рыночный характер), и позже в 1960-е гг. в Мексике (некрофи-лический социальный характер), Ф. пришел к выводу, что свобода слишком трудна для человека. Этим он объяснял появление фашизма в Германии, прорыв к власти хунты в Мексике, недостатки социализма в СССР, который, с его точки зрения, тоже лишал людей индивидуальности, давая им в обмен укорененность, и в то же время стереотипность мышления и мировоззрения. Единственным выходом, который может помочь человеку примирить эти две противоположные потребности, является, по мнению Ф., любовь в самом широком понимании этого слова (Искусство любить/ТЬе Art of Loving. L., 1964/). Реализуя эту идею, Ф. разработал психотерапевтическую методику гуманистического психоанализа, которая была призвана гармонизировать взаимоотношения между человеком, природой и обществом. Люди в гуманистическом подходе Ф. рассматривались не как вещи, которыми манипулируют, а как открытые живые системы, в равной мере подверженные влиянию как бессознательного, так и общественного. Задумываясь над способами осуществления такого общества, Ф. пришел к выводу, что есть два способа реализации своей внутренней природы — способ быть и способ иметь (Иметь или быть, в рус. пер. 1986, 1990). Именно люди, живущие по принципу быть, и помогут, по мнению Ф., осуществиться новому социальному обществу. Ф. также автор трудов: Psychoanalysis and religion, N.Y., 1950; The sane society, N.Y., 1965; Man for himself, L., 1967; The revolution of hope. Toward a humanized technology, N.Y., 1968; The Crisis of psychoanalysis, 1973; The Anatomy of human destructiveness, 1974 и др. В рус. пер.: Психоанализ и религия /в кн. Сумерки богов, М., 1989; Душа человека, М., 1992; Анатомия человеческой деструктивности, М., 1994. Л.А. Карпенко, И.М. Кондаков

  1. фромм эрихНемецкоамериканский философ психолог и социолог главный представитель неофрейдизма. Опираясь на идеи психоанализа экзистенциализма и марксизма стремился разрешить основны...100 великих мыслителей
  2. фромм эрихЭрих Фромм родился марта г. во ФранкфуртенаМайне в еврейской семье. Юный Эрих намеревался в дальнейшем заняться изучением иудаизма. Этому способствовал весь уклад семей...100 великих психологов
  3. фромм эрихнем.амер. психолог социолог представитель неофрейдизма. Религ. вера по мнению Ф. коренится в неизменной природе человека и выполняет соц.терапевтич. функцию компенсации с...Атеистический словарь
  4. фромм эрихнем.амер. психолог социолог представитель неофрейдизма. Религ. вера по мнению Ф. коренится в неизменной природе человека и выполняет соц.терапевтич. функцию компенсации с...Атеистический словарь II
  5. фромм эрихнемецкоамериканский психолог один из представителей неофрейдизма. Основную проблему человеческого существования усматривал в экзистенциальном противоречии см. экзистенциа...Большая психологическая энциклопедия
  6. фромм эрихФроммstrong Fromm Эрих р. . ФранкфуртнаМайне немецкоамериканский психолог и социолог представитель неофрейдизма. В сотрудник института социальных исследований во Франкфу...Большая Советская энциклопедия II
  7. фромм эрихФРОММ ЭРИХ Fromm нем.амер. психолог и философ создатель гуманистического психоанализа. В отличие от биологизаторской позиции Фрейда Ф. в понимании причин человеческого ...Большой психологический словарь
  8. фромм эрихFromm Erich немецкий радикальный социальный психолог и психоаналитический теоретик. В течение некоторого времени он был членом Франкфуртской школы критической теории но ...Большой толковый социологический словарь
  9. фромм эрихнемецкоамериканский философ и социальный психолог. Родился во ФранкфуртенаМайне. Учился в университетах во Франкфурте Мюнхене Гейдельберге в Берлинском институте психоана...Великие философы
  10. фромм, эрихFromm Эрих немецкоамериканский философ психолог и социолог главный представитель неофрейдизма. С в эмиграции в США. Опираясь на идеи психоанализа экзистенциализма и м...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  11. фромм эрихнемецкоамериканский социальный философ социолог психосоциолог представитель Франкфуртской школы один из основателей неофрейдизма. Социальная концепция Фромма основывается...История западной социологии
  12. фромм эрихЭрих Фромм известен прежде всего своими многочисленными книгами. У него сравнительно мало последователей причем членами небольшого Международного общества Э. Фромма состо...История философии. Книга третья. Философия XIX — XX вв.
  13. фромм эрихFromm немецкоамериканский философ психолог и социолог главный представитель неофрейдизма. С в эмиграции в США. Опираясь на идеи психоанализа экзистенциализма и марксизм...Политическая наука - Словарь-справочник
  14. фромм эрихнемецкоамериканский психолог социальный философ социолог антрополог и культуролог основатель неофрейдизма. Ученик А. Вебера. С г. в США с г. в Швейцарии. Связывая пси...Политологический словарь-справочник
  15. фромм, эрихФромм Эрих Fromm немецкоамериканский философ психолог и социолог главный представитель неофрейдизма. С в эмиграции в США. Опираясь на идеи психоанализа экзистенциализма...Политология. Словарь.
  16. фромм эрих. ФранкфуртнаМайне . Муральто Швейцария немецкоамериканский психолог и философ. Биография. С по г. сотрудник Института социальных исследований во ФранкфуртенаМайне. ...Психологический словарь II
  17. фромм эрих. ФранкфуртнаМайне Германия . Муральто Швейцария нем.амер. психолог философ и социолог один из гл. представителей неофрейдизма. Получил филос. образование в Гейдельбургск...Российская педагогическая энциклопедия
  18. фромм эрихнемецкоамериканский психоаналитик психолог и философ критически переосмысливший психоаналитическое учение З. Фрейда о человеке и культуре подвергший критике конформистску...Словарь-справочник по психоанализу
  19. фромм эрих. ФранкфуртнаМайне . Муральто Швейцария немецкоамер. психолог и социолог представитель неофрейдизма. В сотрудник Инта социальных исследований во ФранкфуртенаМайне в эми...Советский философский словарь
  20. фромм эрихгерманоамериканский социолог и психолог лидер неофрейдизма. Один из ведущих экспертов в сфере социального менеджмента. Получил социологическое образование в Гейдельбергск...Социальный менеджмент. Словарь-справочник
  21. фромм эрихр. марта нем.амер. психолог и социолог представитель неофрейдизма. Сотрудник Инта социальных исследований ФранкфуртнаМайне. С приходом к власти нацизма эмигрировал в С...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  22. фромм эрихрод. марта ФранкфуртнаМайне ум. марта Муральто Швейцария нем.амер. философ психолог социолог основоположник неофрейдизма ученыйгуманист поборник социального прогресс...Философский энциклопедический словарь
  23. фромм, эрихФРОММ ЭРИХFromm Erich психоаналитик и философ родился во ФранкфуртенаМайне марта . Изучая социологию и психологию получил степень доктора философии в Гейдельбергском ун...Энциклопедия Кольера II