История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон

ФЕЛЬДШТЕЙН ДАВИД ИОСИФОВИЧ

(р. 1929) — российский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития, психологии личности. Д-р психологических наук (1969), профессор (1974). Чл.-кор. РАО (1996), д. чл. РАО (1999). Почетный член АРА (1998). Ак.-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО (2000). Вице-президент РАО (2001). Учредитель и гл. ред. изданий: Психологи Отечества (в 70 т.); Духовное единение (в 25 т.); серии книг Библиотечка школьного психолога и педагога-практика ; журнала Мир психологии . Засл. деятель науки РФ (2000). Лауреат премий Президента РФ в области образования: в 1998 г. за разработку концепции поуровневого социального развития личности и социально-нормативной периодизации детства; в 2001 г. — в составе других участников проекта). Образование получил, закончив исторический фак-т Душанбинского педагогического ин-та (1951). Профессиональную деятельность начал в качестве школьного учителя истории. С 1952 по 1970 г. работал директором разных школ Душанбе (школы рабочей молодежи, 1952—1953; общеобразовательной школы, 1953 — 1960; комплексной школы-интерната, 1960—1963). В 1963 г. в Москве защитил канд. дис. по педагогике на тему: Система общественно полезного труда воспитанников восьмилетней школы-интерната как средство нравственного воспитания детей и подростков. В дальнейшем в Душанбе совмещал педагогическую и научную деятельность. Был начальником отделов детдомов и школ-интернатов МО Таджикской ССР (1965—1966); директором республиканской спецшколы для подростков-правонарушителей (1966— 1970); зав сектором НИИ педагогических наук (1963—1965); зав. проблемной лабораторией экспериментальной психологии и программированного обучения Таджикского государственного ун-та (1965—1970). В 1969 г. защитил докт. дис. по психологии на тему: Психологические основы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте, в которой представлена концепция поуровневого социального развития личности в онтогенезе (Трудный подросток, 1972). С 197Q по 1974 г. Ф. — зав. кафедрой психологии и педагогики Таджикского ун-та. В 1974 г. переехал в Москву, где до 1996 г. возглавлял лабораторию Психологического развития и воспитания в подростковом и юношеском возрастах НИИ ОиПП АПН СССР. Основные труды этого периода представляют собой развитие идей, представленных в докт. дис, и касаются проблем социального развития личности в онтогенезе, закономерностей становления социальной зрелости детей, подростков, юношества (Психология воспитания подростка, 1978; Психология развития личности в онтогенезе, 1989). Им была предложена периодизация психического развития личности, основывающаяся на выявлении внутренней взаимосвязи процессов социализации и индивидуализации. (Психология становления личности, 1994). Выдвинута концепция социально признаваемой и социально одобряемой деятельности как особого по своему психологическому содержанию типа деятельности, сензитивного подростковому возрасту. Это было направлено на решение задачи формирования мотивов, развития сознания, самосознания подростков и стимулирование социальной активности развивающейся личности (Проблемы возрастной и педагогической психологии, 1995). В работах Ф. определены психологические условия возникновения отклоняющегося поведения подростков и разработаны приемы коррекции их различных форм. Выявлены психологические особенности разнообразных самодеятельных групп молодежи, показаны возможности продуктивного диалога с ними (Психология развивающейся личности , 1996; Социальное развитие в пространстве-времени Детства, 1997). Ф. автор и соавтор большого количества научных публикаций, в том числе 23-х монографий. Л.А. Карпенко, В.А.Кольцова

  1. фельдштейн давид иосифовичрод. . Воронеж отечественный психолог. Биография. Получил образование на историческом факультете Душанбинского пединститута. Работал школьным учителем затем инспектором ...Большая психологическая энциклопедия
  2. фельдштейн, давид иосифовичр. др психологических наук профессор действительный член РАО Отделение психологии и возрастной физиологии академиксекретарь вицепрезидент РАО. БимБад Б.М. Педагогиче...Педагогический терминологический словарь
  3. фельдштейн давид иосифовичФельдштейн Давид Иосифович род. . Воронеж отечественный психолог. Получил образование на историческом факультете Душанбинского пединститута. Работал школьным учителем за...Психологический словарь
  4. фельдштейн давид иосифовичрод. . Воронеж отечественный психолог. Биография. Получил образование на историческом факультете Душанбинского пединститута. Работал школьным учителем затем инспектором ...Психологический словарь II