История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон

СМИРНОВ АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

(1894—1980)— российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, теории и истории психологии. Д-р психологических наук (1951), профессор (1949). Чл.-кор. (1944) и д. чл. АПН РСФСР (1947), с 1968 — д. чл. АПН СССР. Был чл. Президиума АПН РСФСР (1950—1964), и.о. вице-президента АПН РСФСР (1958— 1959). Президент ОП СССР (1957—1963). В 1955-1958 и 1965-1980 гг. -гл. ред. журнала Вопросы психологии. Засл. деятель науки РСФСР (1958). Окончил историко-филологический фак-т Московского ун-та. С 1920 по 1923 г. работал в Психологическом институте (ныне ПИ РАО), одновременно (1921—1924) преподавал психологию в Академии социального воспитания. В течение последующих нескольких лет работал в различных московских вузах, в т. ч. в 1927—1930 гг. — в маскировочном отделе Инженерно-технического полигона РККА, гле занимался исследованиями психологии восприятия. С 1930 по 1980 г. снова работал в НИИ ОиПП; в 1950 г. защитил там докт. дис. Психология запоминания; с 1945 по 1973 г. являлся его директором. Научная работа С. развивалась в трех основных направлениях: экспериментальное исследование проблем памяти; возрастная и педагогическая психология; история психологии. В историко-теоретичес-ких работах С. содержится обоснование отражательной природы психики, показана роль идеи активного отражения для понимания ее функционирования. Анализируя ход развития психологической мысли в России, начиная с XVIII века, С. показал сложность становления психологии как научной дисциплины, обобщил и систематизировал основные достижения психологии в СССР по разным отраслям и направлениям (Развитие и современное состояние психологической науки в СССР, 1975). В экспериментальных исследованиях памяти центральное место занимала проблема психологии запоминания; были изучены особенности и условия наиболее успешного осуществления произвольного и непроизвольного запоминания, роль повторения при заучивании. Под руководством С. исследовалось также соотношение образной и словесно-логической памяти, ее возрастные и индивидуальные особенности, типологические различия в уровне развития мнемических процессов, возможности формирования логической памяти на ранних ступенях возрастного онтогенеза. Опираясь на экспериментальные данные, С. развивал концепцию памяти в русле принципа единства психики и деятельности. Практическое значение исследований С. связано с организацией учебной деятельности и выявлением резервов интеллектуального развития ребенка (Проблемы психологии памяти. 1966; Развитие памяти/Психологичес-кая наука в СССР, т.1, 1959 /под ред. С; Возрастные и индивидуальные различия памяти, М., 1967; Развитие логической памяти у детей, М., 1967). В области возрастной психологии был проведен анализ закономерностей детского развития (умственного, нравственного, эстетического) с точки зрения принципа развития и целостности изучения, дана обобщенная характеристика детей разных возрастных периодов (от раннего детства до ранней юности) (Психология ребенка и подростка , 4-е изд. 1930). В работах по педагогической психологии рассмотрены основные теоретические вопросы психологии обучения и психологии воспитания: единство воспитания, обучения и развития; ведущая роль воспитания в развитии; тесная координация задач обучения и воспитания; трактовка проблемы психологии воспитания как центральной проблемы личности. На этой основе наметил пути исследования ряда конкретных проблем (усвоение понятий, закрепление знаний и др.). Особое место в исследованиях С. занимали вопросы психологии трудового обучения, в частности психологической подготовки к труду (Психология профессий , М., 1927; Вопросы психологии обучения труду в школе/под ред. С, 1968.). Под ред. и при авторском участии С. вышел ряд учебных пособий по психологии. Он — инициатор создания серии Основы психологии и автор одного из ее томов (1975). Основные научные работы С. изданы в Избранных психологических трудах , 1-2, М., 1987. А.А. Никольская

  1. смирнов анатолий александровичАнатолий Александрович Смирнов родился октября г. в городе Руза Московской губернии в семье присяжного поверенного. Он рано потерял мать и воспитывался в семье тетки. П...100 великих психологов
  2. смирнов, анатолий александровичРод. ум. . Психолог специалист по проблемам памяти по общей детской и педагогической психологии. С г. действительный член АПН РСФСР с г. АПН СССР....Большая биографическая энциклопедия
  3. смирнов анатолий александровичроссийский психолог. Автор широкого круга работ по общей и педагогической психологии. Обнаружил взаимосвязь между произвольным и непроизвольным запоминанием показал завис...Большая психологическая энциклопедия
  4. смирнов анатолий александровичСмирновstrong Анатолий Александрович [р. . . Руза ныне Московской области] советский психолог действительный член АПН РСФСР АПН СССР . По окончании историкофилологическ...Большая Советская энциклопедия II
  5. смирнов анатолий александровичСМИРНОВ АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ сов. психолог автор трудов по многим проблемам общей возрастной и педагогической психологии а также истории психологии. Наибольшую извест...Большой психологический словарь
  6. смирнов анатолий александровичСМИРНОВ Анатолий Александрович российский психолог действительный член АПН РСФСР АПН СССР . Работы по проблемам памяти по общей детской и педагогической психологии....Большой Энциклопедический словарь V
  7. смирнов, анатолий александровичпсихолог действительный член АПН РСФСР действительный член АПН СССР др психологических наук заслуженный деятель науки РСФСР . В работал в Психологическом институте в...Педагогический терминологический словарь
  8. смирнов анатолий александровичСмирнов Анатолий Александрович советский психолог специалист в области психологии памяти а также общей возрастной и педагогической психологии и истории психологии. Эк...Психологический словарь
  9. смирнов анатолий александрович. Руза . Москва советский психолог. Биография. В г. поступил на историкофилологический факультет Московского университета. Был учеником Г.И.Челпанова. В по окончании ...Психологический словарь II
  10. смирнов анатолий александрович[. . Руза . Москва] психолог д. ч. АПН СССР. . и АПН РСФСР. дер психол. наук проф. засл. деят. науки РСФСР. . Окончил ист.филол. фт Моск. унта . В в Психол. инте в ...Российская педагогическая энциклопедия