История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон

СКИННЕР БЕРРЕС ФРЕДЕРИК

(1904—1990) — американский психолог, создатель концепции оперантного бихевиоризма , основоположник теории программированного обучения. Имел более 25 почетных докторских степеней (Чикагского ун-та, 1967; Экстерского — 1969; Индианского— 1970; Джона Хоп-кинса — 1979; Гарвардского— 1985 и др.). Внесен в список Отличившихся за вклад в психологию (АРА, 1990). Образование получил в Нью-Йорке в Колледже Гамильтона, где он специализировался по английской литературе (бакалавр, 1926) и Гарвардском ун-те (магистр, 1930; д-р, 1931). Еще учась в колледже, С. писал стихи и прозу, ему прочили писательскую карьеру, однако писательство не принесло удовлетворения, к которому он стремился, и он обратился к науке — искусству XX века. Познакомившись, благодаря Б. Расселу, с бихевиористским учением, был поражен сравнением рефлекса с понятием силы в физике, а также значением бихевиоризма для гносеологии. В конце 1927 г. С. поступил в аспирантуру Гарвардского ун-та, чтобы заняться психологией. Учился на курсе У. Хантера, который занимался изучением интеллекта животных с помощью экспериментов по решению задач. На физиологических курсах изучал рефлексы и тропиз-мы скорее как формы поведения, чем как лежащие в их основании процессы. Исследуя в лаборатории поведение крыс, руководствовался правилом И.П. Павлова: управляйте окружающей средой, и вы увидите закономерности поведения. Для выявления закономерностей поведения целостного организма С. сконструировал ряд приспособлений, записывающих поведение и позы крыс при поглощении пищи (ящик Скиннера). Наблюдения показали, что закономерности скорее проявляются в частоте повторов, нежели в индивидуальных отношениях стимул-реакция. С. обнаружил, что звук подаваемой пищи действует как мощное подкрепление условного рефлекса. Крысы сначала обучались бежать к кормушке на звук, а потом нажимать на рычаг, который открывал кормушку (иногда с первой попытки). Мгновенное обучение походило на озарение, но С. не поддался искушению объяснить это целенаправленным поведением крыс. Он вывел закономерность и связал ее с открытием: периодическое подкрепление стабилизирует нажатие рычага. Созданная им методика исследования поведения крыс (наполовину взятая из его докторской работы, а наполовину основанная на истории изучения рефлексов) стала прологом к его науке о поведении. Методологически С. опирался на работы Перси Бриджме-на (The logic of modern physics), опера-ционализм которого научил его сосредоточиваться на экспериментальных фактах, а не на соответствующих теориях, и Эрнста Маха (Science of mechanics). В результате С. пришел к выводу, что суть рефлексологии заключается не в изучении рефлекторной дуги, а в использовании регулярности, существующей между стимулом и реакцией. В учении Э. Маха С. привлекали идеи, касающиеся движущих сил развития науки. Мах выводил постепенное развитие физики из развития обычного взаимодействия человека с окружающей средой. Понятие силы присутствует в каждодневной деятельности, а физика изучает ее, выделяя и регулируя. Аналогично этому подходу С. заключил, что изучение рефлекса должно представлять из себя исследование процесса, присутствующего в ежедневном поведении. Ранее это всегда был процесс, который изучал рефлекс изолированно от других видов деятельности организма. С. же искал (и в 1930-х годах обнаружил) этот иной вид рефлекса — контролируемую закономерность, включающую в себя весь организм. Сначала он вел исследования независимо, мало обращая внимания на теории научения. Но после защиты докт. дис. вступил в длительные дискуссии, отвечая на критику Э.Ч. Толмена и К.Л. Халла и др.теоретиков. С 1936 г. С. начинает работать преподавателем в университете штата Миннесота (1937—39 — ст. преподаватель; 1939—45 — доцент). С 1945 по 1948 г. — профессор психологии Индианского ун-та. С 1948 по 1957 г. — профессор Гарвардского ун-та. Дискуссии с теоретиками привели к тому, что С. начал увязывать собственные идеи с их представлениями. При этом он тоже критиковал необихевиоризм за введение промежуточных переменных между стимулом и реакцией, так как полагал достаточным образование связей между стимулами, реакциями и подкреплением. В 1938 г С. публикует книгу The behavior of organisms, в которой описывает поведение системы организм — окружающая среда, показывая логику отличия поведения системы от причинных связей между логически независимыми событиями (стимулом и реакцией). Логика поведения этой системы, по С, определяется регулярностью, основанной на частоте реакций, а не природой этих реакций. Более того, выяснилось, что управляет реакцией не столько раздражитель (причина), сколько последующая реакция, т.е. подкрепление. Для объяснения этого факта усовершенствовал и расширил традиционный язык бихевиоризма, разработав четкие дефиниции своей науки о поведении. В качестве ключевого ввел понятие оперантного обусловливания, обозначающего, что в его рамках образование условного рефлекса происходит при подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула, как в классическом обусловливании И.П. Павлова. С. выделил несколько видов оперантного поведения: инструментальное обусловливание, обучение с помощью проб и ошибок, вербальное обусловливание, формирование понятий. Обусловленность реакции случайным подкреплением так же вызвала критику и споры, в связи с чем С. обратился к более глубокому исследованию и анализу речевого развития и использования слов. С одной стороны, это привело к введению разграничений для объяснения культурных и языковых эффектов между законосообразным и случайным поведением, а с другой — привело к написанию книг: An operational analysis of psychological terms(1945) и Verbal behavior (1957), а также публикации в соавторстве с К.Б. Фестером энциклопедического издания Schedules of reinforcement (1957). Последующие годы были поворотными в жизни С. Он выступил инициатором программированного обучения, изобретая обучающие машины и сочиняя программы (Teaching machines // (Eds.) Lumsdaine A.A., Glaser R.; Teaching machines and programmed learning. NEA, 1960). Способствовал развитию бихевиористской (поведенческой) психотерапии, основанной на научении методом проб и ошибок, опираясь на убеждение в том, что главным открытием 3. Фрейда являлись не комплексы вины и агрессии, а сохранение моделей поведения, усвоенных в детстве. К периоду 1960—70-х годов относится отход экспериментальной психологии от идеи стимул-реакция (например, теории К. Халла) и все большее ее углубление в когнитивную психологию и теоретический язык, основанный на компьютерном моделировании. Яростные нападки Ноама Хомского на Вербальное поведение С. еще более активизировали этот процесс, поскольку Го была скорее атака на теорию стимул-реакция, чем на функциональный анализ С. Его взгляды в это время получали все большее распространение, в частности, благодаря организации Journal for the experimental analysis of behavior and behaviorism. Радикальный бихевиоризм С. не совпадал с главным руслом экспериментальной психологии, но определился как отчетливая дисциплина. Как Ч.Р. Дарвин и 3. Фрейд, С. снискал себе как ярых сторонников, так и противников. Психология становилась все более зависимой от проверки гипотез как с помощью статистики, так и вследствие теоретического развития (сначала это были стимул-реакция, позднее когнитивные и физиологические теории). С самого начала С. был их непримиримым противником, что вполне согласовывалось с философией науки, которую он разработал в 1930-х гг. и которой придерживался всю жизнь. В отличие от большинства других психологов, он применял свои принципы к собственной жизни. Например, он преуспел в самоорганизации, пользуясь принципами решения задач до самой старости. Следует так же отметить, что многие идеи С. понимались превратно, и многочисленная критика основывалась не на первоисточниках, а на искаженной информации из вторых рук. Особенно уязвимым было понятие контроля стимула, с которым еще предстоит в полной мере разобраться. Кроме упомянутых в тексте, С. автор следующих трудов: Walden two, Macmillan, 1948, N.Y., 1963; Science and human behavior, N.Y., 1953; Cumulative record, 1959; The technology of teaching, 1968; The contingencies of reinforcement, 1969; Beyond freedom and dignity, 1971; About behaviorism, 1974; Particulars of my life, 1976; Reflections on behaviorism and Society, 1978; The Shaping of a behaviorist, N.Y., 1979. Л.А Карпенко.

  1. скиннер беррес фредерикБеррес Фредерик Скиннер родился в городке Саскуэханна штат I Пенсильвания марта г. Он воспитывался в теплой и доброжелательной семейной атмосфере где однако уделялось б...100 великих психологов
  2. скиннер беррес фредерикp. американский психолог представитель современного бихевиоризма. Выступил против необихевиоризма считая что психология должна ограничиться описанием внешне наблюдаемых...Большая психологическая энциклопедия
  3. скиннер беррес фредерикСкиннерstrong Skinner Беррес Фредерик р. . Саскуэханна штат Пенсильвания США американский психолог лидер современного бихевиоризма. Профессор с в университетах Миннесоты...Большая Советская энциклопедия II
  4. скиннер беррес фредерикСКИННЕР БЕРРЕС ФРЕДЕРИК Skinner амер. психолог автор концепции оперантного бихевиоризма. Одним из центральных понятий этой концепции является понятие оперантное обуслов...Большой психологический словарь
  5. скиннер, беррес фредерикSkinner Беррес Фредерик американский психолог лидер современного бихевиоризма. Выдвинул концепцию оперантного подкрепляемого научения предложил ряд методик эксперимент...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  6. скиннер беррес фредерикСкиннер Беррес Фредерик американский психолог создатель концепции оперантного бихевиоризма. В качестве ключевого ввел понятие оперантного обусловливания которое харак...Психологический словарь
  7. скиннер беррес фредерик. Саксуэханна Пенсильвания американский психолог создатель концепции оперантного бихевиоризма. Биография. Окончил колледж Гамильтона в НьюЙорке со степенью по английск...Психологический словарь II
  8. скиннер беррес фредерик. Саскуэханна шт. Пенсильвания . Кембридж шт. Массачусетс амер. психолог представитель бихевиоризма основоположник теории программированного обучения. Проф. с . в унтах М...Российская педагогическая энциклопедия
  9. скиннер беррес фредерикр. г. американский психолог представитель современного бихевиоризма. Выдвинул концепцию оперантного от операция научения согласно которой организм животного человека при...Справочник по зоопсихологии
  10. скиннер, беррес фредерикСКИННЕР БЕРРЕС ФРЕДЕРИКSkinner Burrhus Frederic американский психолог.Родился марта в Саскуэханне шт. Пенсильвания. Окончив колледж Гамильтона пытался писать прозаичес...Энциклопедия Кольера II