История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон

ПИАЖЕ ЖАН

(1896-1980) -всемирно известный швейцарский психолог, специалист в области теории познания (генетической эпистемологии), психологии развития, психологии образования, экспериментальной и теоретической психологии. Автор теории стадий развития интеллекта. Окончил Невша-тельский ун-т (1915), получил диплом по естественным наукам (1917), а затем степень докт. по биологии (1918). К этому времени опубликовал более 30 работ по биологии, но с 1918 г., работая под руководством П. Блейлера, заинтересовался психологией. В 1921 г. Э. Клапаред преддожил П. пост руководителя научных исследований Института Жан-Жака Руссо (Женева), а в 1925 г. он получил свою первую кафедру психологии, социологии и философии науки в Невшательском унте. В 1929 г. переехал в Женеву (профессор истории научной мысли Женевского ун-та), где и работал до выхода на пенсию и получения звания засл. профессора в 1971 г. Параллельно занимал должности: профессора экспериментальной психологии и социологии в Лозанне (1938—1951); профессора генетической психологии Сорбонны (Париж,1952—1953); директора Международного центра генетической эпистемологии (Женева, 1955—1980). Был президентом Швейцарской комиссии ЮНЕСКО, состоял членом 20 научных обществ, почетным д-ром многих ун-тов. Награжден премией Эразма (1972) и десятью другими премиями. Соред. Archives de Psychologie и семи других журналов. В первых работах (Речь и мышление ребенка, 1926, в рус. пер.: М.-Л., 1932, 1995) детально проанализировал качественную специфику детского мышления. Используя метод клинической беседы, выдвинул, опираясь на суждения ребенка, положение о том, что главной отличительной характеристикой его познавательной деятельности является эгоцентризм, в силу которого он смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей. В мышлении ребенка обнаруживаются и такие особенности, как магия (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы), анимизм (эти предметы наделяются сознанием и волей), артифициализм (явления окружающего мира считаются изготовленными людьми для своих целей). Эти свойства мышления отражаются в эгоцентрической речи ребенка, выражающей логику чувств и не выполняющей коммуникативной функции. Эгоцентризм преодолевается благодаря социализации. В дальнейшем П. пересмотрел этот взгляд, разработав особую логическую систему, позволяющую описать развитие психики ребенка как трансформацию совершаемых им действий (операций). Из системы реальных внешних действий (сенсомоторный интеллект), которые координируются в целостные системы и превращаются в действия внутренние, возникает логико-математический строй человеческого познания. Для этого действия должны приобрести особые признаки и превратиться в операции. Сенсомоторная и дооперациональ-ная стадии сменяются операциональной. Взаимозависимость операций, их обратимость (для каждой операции имеется противоположная либо обратная ей операция) создают устойчивые и вместе с тем подвижные целостные структуры. От стадии конкретных операций (которую П. датировал младшим школьным возрастом) мышление переходит на стадию формально-логических операций, завершающуюся к 15 годам, в которой происходит организация операций в структурное целое, появляется способность рассуждать посредством гипотез. Описание периодов и стадий развития интеллекта было вторым после эгоцентризма крупным открытием П. в области детской психологии. При этом исследования развития интеллекта дополнялись изучением эмоциональных процессов, памяти, воображения, восприятия, которые рассматривались как полностью подчиненные интеллекту. Хотя П. получил международное признание как исследователь детской психологии, сам он рассматривал свою работу как вклад в теорию познания (генетическую эпистемологию), направленную на изучение развития (генезис) знания. Программа его исследований была намечена еще в первой книге, вышедшей в 1918 г. (Recherche. La Concorde) и, по существу, разрабатывалась все последующие шестьдесят лет. Ключевой у П. была концепция универсального знания, в которой был поставлен вопрос: как познающий субъект достигает специфического уровня всеобщего знания в процессе бесконечного приращения рационального знания. В попытке ответить на этот вопрос, в противовес философским реализму и номинализму, П. выдвинул конструктивизм, с помощью которого намеревался примирить объективность знания (реализм) с его социокультурной изменчивостью (номинализм). Центральный аргумент П. заключался в том, что если рациональное знание является фактом, то его развитие должно быть хотя бы частично рациональным на протяжении развития ребенка и истории науки. Исследовательская программа П. описывала последовательность развития и те механизмы, с помощью которых развивается рациональное знание. Оно требует для своего возникновения использование интеллектуальных структур. Отсюда задачей психологии является обнаружение этих структур и их анализ. П. применял формальные модели, базирующиеся на теории групп, теории категорий, и логику для описания отличительных признаков интеллектуальных структур. Таких признаков он выделил четыре: сохранение (инвариантность), новизна, необходимость и конструкция. Аргументация П. заключалась в том, что хорошая организация (конструкция) сочетает сохранение (полученное знание сохраняется) и новизну (лучшие знания развиваются) посредством необходимости (знание встроено в необходимую систему). Однако, чтобы показать, как сохранение соединено с конструкцией новизны, отмеченной необходимостью, проведено недостаточное количество исследований других факторов. Работы П. привлекали к себе международное внимание большую часть XX столетия, при этом он был наиболее критикуемый автор. Его теория стадий развития интеллекта ставилась под сомнение из-за часто наблюдаемого явления дека-ляжа, из-за того, что не позволяла, по мнению критиков, адекватно описать процессы обучения, индивидуальные различия интеллекта и т.п. Экспериментальные работы А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, Д. Б. .Эльконина показали, что не столько логические операции, сколько ориентировка в предметах и явлениях является важнейшей частью всякой человеческой деятельности. Тем не менее работы П. блистательно продемонстрировали возможность перевода таких сложных философских вопросов, как Что есть познание? в эмпирические вопросы для психологии: Как развивается знание?. Ответы на подобные вопросы определили ту научную парадигму, которая и сегодня продолжает влиять на научные стандарты оценки альтернативных описаний интеллектуального развития. Кроме того, современные представители неоструктурализма разработали и представили модифицированный вариант теории стадий, в связи с чем подход П. продолжает развиваться. П. автор большого количества публикаций. В русском переводе изданы его труды: Проблемы генетической психологии / Вопр. психологии, 1956; Преподавание математики, в соавт., М., 1960; Генезис элементарных логических структур , в соавт., М., 1963; Избранные психологические труды, М., 1969; Экспериментальная психология, том 1-6, М., 1966—1978 (ред. совм. с П.Фрессом). Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский

  1. пиаже жанЖан Пиаже родился августа г. в швейцарском городе Невшателе. В детстве он увлекался последовательно механикой птицами ископаемыми животными и морскими раковинами. Его п...100 великих психологов
  2. пиаже, жанШвейцарский психолог чьим главным вкладом в психологию было убеждение что интеллект является продуктом естественной и неизбежной последовательности этапов человеческого р...Большая психологическая энциклопедия
  3. пиаже жаншвейцарский психолог. Выдвинул концепцию стадиального развития психики. В первых работах Речь и мышление ребенка детально проанализировал качественную специфику детского...Большая психологическая энциклопедия
  4. пиаже жанПиажеstrong Piaget Жан р. . Невшатель швейцарский психолог создатель операциональной концепции интеллекта и эпистемологии генетической. Учился в университетах Невшателя Ц...Большая Советская энциклопедия II
  5. пиаже жанПИАЖЕ ЖАН Piaget швейцарский психолог основатель Женевской школы генетической психологии. В й период своего творчества П. открыл ряд особенностей детских представлений ...Большой психологический словарь
  6. пиаже жанPiaget Jean женевский психолог особенно известный теорией стадий когнитивного развития. Пиаже получил квалификацию в зоологии и сохранял сильную биологическую ориентацию...Большой толковый социологический словарь
  7. пиаже, жанPiaget Жан швейцарский психолог основатель Женевской школы генетической психологии. Основные труды посвящены происхождению и развитию интеллекта и мировоззрения. На ос...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  8. пиаже жанPiaget Jean швейц. биолог философ и психолог основавший Женевскую школу генетической психологии автор теории когнитивного развития. Будучи по образованию биологом и спец...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  9. пиаже (жан)швейцарский психолог и педагог Невшатель КолоньБелльрив . Один из основателей и пионеров детской психологии. Его работы о поэтапном развитии мысли и языка у ребенка его...Новый философский словарь
  10. пиаже жан. Невшатель . Женева швейцарский психолог основатель Женевской школы генетической психологии крупнейший специалист детской психологии и психологии развития интеллекта. ...Психологический словарь II
  11. пиаже жан. Невшатель Швейцария . Женева швейц. психолог. Др естеств. наук . Окончил Невшательский унт . С проф. Инта Ж. Ж. Руссо в Женеве Невшательского и Лозаннского унтов. ...Российская педагогическая энциклопедия
  12. пиаже жан. Невшатель . Женева швейц. психолог создатель операциональной концепции интеллекта и генетич. эпистемологии. Проф. унтов Невшателя Женевы с и Лозанны . Основатель Меж...Советский философский словарь
  13. пиаже жаншвейцарский психолог логик и философ создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии. Профессор университетов Невшателя Женевы с и Лозанны ....Философия науки и техники
  14. пиаже жаншвейцарский детский психолог выдвинул концепцию стадиального развития психики применял структурный метод к анализу психического становления человека на ранних стадиях раз...Философия политики - словарь персоналий
  15. пиаже жаншвейцарск. психолог философ и логик директор с Международного центра генетической эпистемологии. Опираясь на большой экспериментальный материал П. построил в х гг. опе...Философский энциклопедический словарь
  16. пиаже, жанПИАЖЕ ЖАНPiaget Jean швейцарский психолог и философ.Родился в Невшателе Швейцария августа . Первая психологическая работа Пиаже посвященная развитию детской мысли приве...Энциклопедия Кольера II